Разделы

Бизнес

ИТ-штат компании: размер имеет значение

Практически в каждой компании есть специалисты в области ИТ. Одни фирмы организовывают целые ИТ-подразделения, другие обходятся 1-2 широкопрофильными специалистами, третьи отдают выполнение работ «на сторону» (аутсорсинг). Для того чтобы правильно подобрать персонал и использовать его с высокой эффективностью, необходимо четко представлять задачи, которые будут выполняться специалистами в зависимости от размера ИТ-штата.

Штат из одного сотрудника

Обычно такое положение встречается небольших компаниях, обладающих скромными потребностями в информационных технологиях. Стандартные требования: организация и поддержка небольшой локальной сети, обновление контента интернет-сайта, сопровождение правовых и бухгалтерских программ. Типичным примером может служить позиция системного администратора.

Задачи, которые ставятся перед сотрудником, зачастую не требуют слишком глубоких познаний в конкретных областях, а заключаются в поддержке существующих решений. В целях сокращения ИТ-бюджета на роль сисадмина часто берут студентов технических вузов, предлагая им неполную занятость и небольшую зарплату. Иногда вместо найма штатного сотрудника компания может заказать услуги «приходящего» ИТ-специалиста у специализированных фирм.

Армен Кочаров: В России есть целые отрасли в близкой готовности к аутсорсингу

Армен Кочаров: В России есть целые отрасли в близкой готовности к аутсорсингу

На вопросы CNews ответил Армен Кочаров, заместитель генерального директора компании Data Fort.

CNews: В какой момент развития компании имеет смысл задуматься над аутсорсингом некоторых ИТ-задач? Какие задачи и в каком количестве имеет смысл отдавать на аутсорсинг?

Армен Кочаров: «Повышай эффективность, или умри» – так звучит теория эволюции Дарвина для конкурентного рынка. Выживают сильнейшие – компании, приспособившиеся под требование постоянного роста эффективности. Аутсорсинг функций, основная ценность которого в экономическом эффекте, - это требование конкурентного окружения, а не предопределенный естественный процесс роста компаний. За счет масштаба деятельности, стандартизации услуг и правильно выстроенных у аутсорсера внутренних процессов, аутсорсинг функций помогает эффективнее управлять расходами и одновременно повышать качество полученных ИТ-сервисов.

В РФ есть целые отрасли в близкой готовности к аутсорсингу. Это отрасли, в которые пришли глобальные игроки (российское производство FMCG, розница), и отрасли, в которых Россия - сама игрок глобального рынка (металлургия, нефть и газ). Они станут в ближайшие годы драйверами роста аутсорсингового рынка. Наибольшую потребность будут испытывать компании среднего размера и небольшие корпорации (300-2000 пользователей).

ИТ-аутсорсинг - большой пласт услуг, от управления инфраструктурой, приложениями, рабочими станциями и сетями, до услуг на базе дата-центра и аутсорсинга персонала. В последнее время виден сдвиг спроса и, в меньшей степени, предложения от аутсорсинга персонала к аутсорсингу функций, что положительно характеризует взросление рынка.

CNews: Как потенциальному заказчику ИТ-аутсорсинга поверить потенциальному подрядчику? Ведь естественная информационная «закрытость» рынка не способствует росту популярности аутсорсинга.

Армен Кочаров: Вопрос доверия в аутсорсинговых контрактах крайне актуален. Но причина неинформированности рынка не в «закрытости», а в незрелости. Мало контрактов. Те, что есть – сделки последней пары лет, которым рано давать объективную оценку. И еще – недостаток на рынке внятного предложения с понятным составом услуг, четкими SLA и адекватным ценообразованием. В такой ситуации доверие к аутсорсеру базируется на традиционных критериях надежности: опыт, финансовая благонадежность, оценка репутации, размера бизнеса, списка клиентов. На этапе выбора и контрактации следует оценить способность аутсорсера предлагать конкретный список услуг с понятным ценообразованием и готовность однозначно прописать SLA, зоны ответственности, варианты разрешения разногласий и штрафные санкции.

Резюмируя можно сказать, что заказчику необходимо выбрать среди поставщиков профессионала, ориентирующегося в предметной области, готового предложить прозрачный набор услуг, взять на себя ответственность большую, чем его собственный ИТ-отдел, и способного предложить долговременное сотрудничество на 3-6 лет.

ИТ-отдел

При средних размерах компании (так называемый малый бизнес) логично отказаться от использования приходящих сотрудников, а иметь штат из нескольких специалистов. Уровень подготовки и численность отдела будет варьироваться в зависимости от решаемых задач. Это могут быть специалисты по локальным сетям, базам данных, безопасности, различным правовым и бухгалтерским системам.

Задачи, актуальные для небольших фирм, не требуют громоздких программных комплексов по обработке информационного потока компании, а разработку дополнительных приложений выгоднее отдавать специализированным ИТ–компаниям, чем нанимать дополнительных специалистов.

Основным требованием к сотрудникам отдела становится умение обучаться и приспосабливаться к новым условиям. Сама специфика малого бизнеса и внедрение решений сторонних производителей диктуют такие условия.

ИТ–управление, ИТ–компания

Задачи крупных компаний и огромный информационный поток внутри них приводят к необходимости создания отдельного ИТ-подразделения (ИТ-управления). По сути дела такое ИТ-управление представляет собой настоящую ИТ-компанию в компании, штат сотрудников которой состоит из различных специалистов. Следует отметить, что в больших компаниях различия между информационным управлением и информационной компанией практически отсутствуют. Причем одной из основных задач становится создание готового продукта – программы для управления информационными потоками.

В состав информационного управления могут входить различные специализированные на конкретных задачах отделы. В общем случае типовая схема такого подразделения будет выглядеть следующим образом:

Типовая схема ИТ-компании

Типовая схема ИТ-компании
Увеличить

Источник: CNews Analytics

Роли, Python-коннектор, улучшенная защита: обновился известный менеджер паролей
Безопасность

Для эффективной работы подразделения руководству необходимо четко определить возможные задачи, которые будут появляться. Именно исходя из этого следует формировать штат сотрудников. Важно также представлять ценность каждого сотрудника в целом для управления. При этом, независимо от размеров компании или управления, структура ИТ-отделов будет во многом схожа.

Служба технической поддержки. Можно смело утверждать, что данный отдел является сердцем компании. Он выполняет каждодневную рутинную и неблагодарную работу, связанную с поддержкой пользователей: принимает информацию о сбоях, общается с пользователями, поддерживает информационные потоки, решает порой нетривиальные задачи. Несмотря на важное место, которое он занимает в общей структуре управления, в таких отделах наблюдается высокая текучесть кадров. Это связано с несколькими факторами: отдел занимает низкую ступень в общей иерархии, его сотрудники имеют низкую оплату труда. Жесткие требования к сервисным инженерам и большая ответственность, на них возложенная (при низкой оплате труда) существенно сказываются как на общей атмосфере в коллективе, так и на эффективности труда не в лучшую сторону.

Отдел программной поддержки. В отличие от службы поддержки этот отдел решает частные проблемы, возникающие с программным обеспечением и создает новые информационные продукты. Штат в основном состоит из программистов, технических документаторов и тестировщиков. Занимает достаточно высокий статус в общей структуре.

Аналитический сектор. Управление проектами. Аналитический сектор проводит анализ бизнес–процессов, разрабатывает архитектуру и средства визуального отображения информации. В зависимости от размеров информационного управления или компании может входить, как и управление проектами, в отдел программной поддержки. Управление проектами курирует проекты и распределяет задания, которые формулирует руководство подразделения.

Денис Кучаев, EvaTeam: Мы сделали возможным тотальный отказ от Jira
цифровизация

Обязательное наличие в штате менеджеров проектов является спорным моментом, поскольку большинство задач решаемо силами руководителей отделов и их заместителями. Необходимость в менеджерах проектов возникает только в том случае, если существую проекты, где вовлечено достаточно большое число различных звеньев при решении каких-либо задач, либо требуется разгрузить руководящий состав. Более рациональным решением было бы назначение кураторов проектов из среды аналитиков, ведущих архитекторов или программистов, тогда один человек мог бы вести с не меньшей эффективностью один или два проекта.

Контроль качества. Данный департамент обязан своим появлением западным компаниям и стандартам. Он призван контролировать и стандартизировать работу управления. Обязательное наличие такого подразделения требуется только в крупных компаниях, выпускающих мощные программные решения, когда необходимо выстроить структуры проверки и тестирования готовых решений. В небольших управлениях и компаниях достаточно соблюдать все должностные инструкции и следить, чтобы сотрудники были обеспечены всем необходимым и ответственно выполняли свои обязанности.

Служба безопасности. Состоит из инженеров по безопасности и практически всегда выделяется в отдельный отдел. Размер штата службы и ее роль на предприятии диктуются спецификой хозяйственной деятельности компании, уровнем ее инновационности, статусом.

Давыд Кравченко / CNews