Разделы

Бизнес

Новый тренд: тотальная ИТ-сертификация сотрудников

Вне зависимости от направления деятельности компании, вполне естественной сегодня является ситуация, когда число обычных пользователей ПК в несколько раз больше штата ИТ-специалистов. В таком случае внедрение новых технологий и автоматизированных систем может не дать никакого эффекта из-за недостаточной квалификации большинства сотрудников: секретарей, бухгалтеров, юристов. Так что же делать? Ответ – сертифицировать всех.

Умения включать и выключать ПК недостаточно

Подавляющее большинство представленных в различных секторах экономики компаний, действующих в постоянно изменяющихся экономических и политических условиях, имеют между собой кое-что общее: практически каждая организация на рынке стремится наладить более эффективную работу персонала, более экономное использование имеющихся в ее распоряжении ресурсов. С внедрением новых технологий и автоматизированных систем добиться повышения эффективности производства становится проще, однако для этого требуется не только оснащение производства новой техникой, но и ее эксплуатация грамотными и обученными сотрудниками.

К сожалению, при анализе причин низкой эффективности работы предприятия, руководством зачастую не принимается во внимание тот факт, что «слабым звеном в цепи» могут быть обычные пользователи, например, административный персонал: секретари, сотрудники отделов кадров, а также бухгалтера и юристы. При приеме людей на эти должности, в большинстве случаев делается акцент на проверку профессиональных знаний, оставляя без внимания уровень владения компьютерной техникой. В тоже время, проведенный опрос "2006 Business & Administration Skills Survey" компанией CFA Institute обозначил тенденции смещения требований к административному персоналу в сторону увеличения важности компьютерной грамотности. Так, в итоговом отчете сказано, что одним из главных качеств персонального помощника (секретаря) в 2003 году было умение контактировать с людьми, в то время как в 2006 году самым необходимым навыком стало умение работать с различными приложениями и системами.

Важность эффективной работы административного персонала для повышения производительности всей компании неуклонно возрастает. Поэтому низкий уровень знаний в области ИТ среди пользователей требует к себе внимания со стороны руководства. Высокая степень компьютерной неграмотности в организациях (как коммерческих, так и некоммерческих), к сожалению, является массовой, причем не только в России, но и за рубежом. Умений включать и выключать компьютер, создавать текстовый документ или простейшую таблицу недостаточно для решения многих типов задач, стоящих сегодня перед административными работниками. Владение компьютерными навыками в контексте конкретных должностных обязанностей и выполняемых сотрудником функций – вот что востребовано современной экономической ситуацией. Если это бухгалтер или финансист, то знание и активное использование заложенных в Excel математических, статистических и др. функций способно значительно облегчить некоторые расчеты, позволить быстро получить необходимые значения. Если пользователем является секретарь, то знание хотя бы половины возможностей пакета Microsoft Word значительно сократит время, требуемое для выполнения ежедневных задач. Для тревел-менеджера умение бронировать авиабилеты или гостиницы с помощью интернета означает оперативное решение проблем, связанных с приемом гостей (партнеров или клиентов), организацией рабочих командировок для сотрудников, и, что не менее важно, позволяет экономить деньги компании.

ИТ-ликбез в мировом масштабе

Несмотря на усилия государства, направленные в сторону пересмотра и внесения изменений в современные образовательные программы по информатизации, перед работодателями по-прежнему остро стоит проблема низкой ИТ-образованности молодых специалистов, чьи профессии не связаны в целом с вычислительной техникой. Многие компании используют специально созданные и адаптированные под предприятие системы, обучиться работать с которыми практически невозможно за их пределами. Поэтому наниматели все чаще вынуждены тратить средства на дополнительное обучение сотрудников (в том числе и новых). Желая сэкономить время, крупные компании иногда практикуют прием стажеров и студентов с целью обучения их в реальных условиях, получая, таким образом, готового к работе молодого специалиста. Но вне зависимости от размера компании, обучение новых сотрудников (включая студентов) почти всегда сопровождается дополнительными усилиями для поддержания скорости протекания бизнес-процессов без потерь в их качестве.

В большинстве развитых стран массовая нехватка базовых ИТ-знаний и понимание необходимости бороться с нею на государственном уровне возникла раньше, чем в странах СНГ. Поэтому сегодня там уже видны значительные достижения. Так, например, Британское компьютерное общество (The British Computer Society, BCS) уже несколько лет проводит кампанию среди школ и колледжей по повышению уровня компьютерной грамотности преподавателей и учеников. Но даже, несмотря на эти усилия, в Великобритании по-прежнему отмечается недостаточный уровень компьютерных знаний у пользователей.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

В России же ситуация еще более сложная. Работодатели в целом еще не распознали и окончательно не оценили те потери, которые они несут из-за высокой степени компьютерной неграмотности своего административного персонала. Те компании, которые ориентированы на западный рынок или являются подразделением международных корпораций, первыми почувствовали необходимость пересмотра своего отношения к данной проблеме. Однако это пока единичные примеры, и до повсеместной практики еще далеко. Лишь малая доля российских руководителей задумывается сегодня о том, что проблема низкой эффективности производства кроется в нехватке компьютерных знаний у пользователей, и посему не решается установкой нового оборудования или систем.

Что движет спросом на рынке сертификации пользователей?

Напомним, что сертификацией называется процедура установления соответствия знаний, навыков, качественных характеристик человека требованиям некоторых общепризнанных стандартов в определенной области знаний. Появившийся в 80-х годах двадцатого века, этот вид образовательных услуг постоянно развивается и приобретает все большую популярность. Устанавливая международные стандарты в области ИТ и добиваясь их признания бизнес-сообществом, поставщики сертификационных услуг помогают сегодня работнику и работодателю говорить на одном языке.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Доступность. Выбор аттестационных программ для пользователей не столь широк, как список предложений для специалистов в ИТ, однако этот факт не оказывает влияния на рост популярности сертификатов и их узнаваемость во многих странах мира. Сравнительно невысокая стоимость экзаменационных тестов, различные формы обучения и тестирования, выбор уровней сложности, гибкие сроки – все это увеличивает возможность получения сертификата более широким кругом пользователей вне зависимости от их образования и профессиональной области.

Упрощение процедуры найма. Прохождение собеседования даже для опытных соискателей сопряжено с некоторой степенью волнения, с которым не всегда удается справиться и продемонстрировать свои сильные стороны потенциальному работодателю. Желание узнать действительный уровень профессионализма соискателя привело многих руководителей HR-отделов к методике, в рамках которой от соискателя требуется предложить решение некой задачи или дать ответ на поставленный вопрос. Как правило, прохождение подобных тестов осуществляется на компьютере. Но нередки случаи, когда сотрудник, ответственный за тестирование кандидата, не способен ответить на возникающие у соискателя вопросы, объяснить должным образом, что требуется при выполнении теста или оперативно разрешить возникающие технические трудности. Создание и поддержание эффективного механизма тестирования, кроме того, часто требует серьезных затрат. Поэтому наличие сертификата, подтверждающего уровень профессионализма соискателя в интересующих компанию областях знаний, в большинстве случаев способствует упрощению процедуры найма. Кроме того, работодатель таким образом снижает риск приема некомпетентного сотрудника, а наличие сертифицированных пользователей в организации позволяет ему аргументировано заявлять о высокой квалификации персонала.