Разделы

Интернет Бизнес Веб-сервисы

Реклама в Рунете: спама не меньше, водки - больше

С принятием нового закона "О рекламе" в поле зрения российского права попала реклама в интернете. Автоматическая рассылка электронных писем без согласия адресата на получение рекламных сообщений отныне является преступлением. Но у спамеров, к сожалению, остались правовые лазейки, допускающие их дальнейшее существование. С другой стороны, благодаря строгим запретам рекламы алкоголя и табака на ТВ и в печати, сеть осталась последним оплотом пропаганды нездорового образа жизни.

Первого июля 2006 года в России вступил в силу новый федеральный закон "О рекламе". Новшеством в российском законодательстве является выделение такого способа рекламы, как распространение по сетям электросвязи, которому в законе посвящено два пункта статьи 18. Законом закрепляется не только принцип "opt-in", но и презумпции отсутствия согласия адресата на получение рекламных сообщений. Это значит, что в случае возникновения спора рекламораспространитель обязан доказать факт получения согласия адресата на получение рекламы. Кроме того, запрещаются автоматические рассылки, под которыми в законе понимается распространение рекламы с применением средств выбора адресатов без участия человека.

По мнению специалистов юридической компании "Байтен Буркхардт" Татьяны Никифоровой и Виктора Наумова, положения нового закона в области сетевой рекламы являются шагом в правильном направлении, однако все же недостаточным для создания эффективной системы противодействия спаму в сегодняшней России.

В новом корабле – старые бреши

Несмотря на законодательное закрепление норм, направленных на борьбу со спамом, с сожалением следует отметить, что значительного эффекта от практического применения данных норм ожидать в ближайшее время не приходится. Этому есть несколько причин.

Во-первых, определение автоматической рассылки через отсутствие участия человека в выборе адресатов представляется не совсем удачным, поскольку может оказаться непросто доказать, что выбор происходил исключительно автоматически без какого-либо вмешательства человека.

Во-вторых, наиболее острой проблемой в борьбе со спамом является идентификация рекламораспространителя. Дело в том, что законодательство о рекламе, как прежнее, так и нынешнее, не содержит требований идентификации рекламораспространителя. Так, например, новый закон уделяет внимание наличию в рекламе полной информации о товаре (п. 7 ст. 5), о продавце товаров (ст. 8), но не упоминает сведения о распространителях рекламы. Причина, очевидно, в том, что закон ориентирован на материальный (нецифровой) мир, в котором представить себе анонимного распространителя рекламы на телевидении или "анонимные" рекламные стенды в историческом центре города довольно сложно. Однако в "цифровом мире", где анонимность легко достижима, идентификация лиц, осуществляющих ту или иную деятельность, является важной и непростой задачей.

Третьей проблемой в деле борьбы со спамом является возможность оперативного получения достоверных доказательств. В законе (ст.12) установлен срок, в течение которого должны храниться все рекламные материалы, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы. Применительно к электронным рассылкам непонятно, как будет "работать" эта норма и на кого именно возлагается обязанность по хранению рекламных материалов. Очевидно, что провайдеров будет чрезвычайно сложно убедить в том, что они должны в течение года хранить информацию обо всей проходящей через них электронной корреспонденции (поскольку выбор из общего потока электронных сообщений тех, которые содержат рекламную информацию, на практике не представляется возможным). Более того, в силу конституционного принципа неприкосновенности частной жизни и соблюдения тайны переписки, провайдер вообще может отказаться предоставлять информацию иначе, чем по требованию суда.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

В четвертых, закон о рекламе не распространяется на политическую рекламу и на некоммерческие объявления физических лиц, что также усложняет борьбу со спамерами.

Как все начиналось

Началом истории регулирования рекламной деятельности в современной России можно считать указ президента от 1994 года, которым были установлены ограничения на рекламу банковских, финансовых, страховых и инвестиционных услуг. В этом документе информационные технологии и интернет не рассматривались как средство распространения рекламы, требующее урегулирования. Но позже российское законодательство пошло по пути детализации регулируемых общественных отношений, что коснулось также электросвязи и всемирной сети. Уже через год был принят федеральный закон "О рекламе", положения которого отчасти распространялись и на сетевые средства рекламы. Так, в определении понятия "реклама" присутствовали слова: информация, "распространяемая в любой форме, с помощью любых средств", а рекламораспространителями признавались лица, осуществляющие размещение и распространение рекламной информации, в том числе путем предоставления и использования "каналов связи". Таким образом, общие ограничения в отношении рекламы (требования достоверности и этичности), а также ограничения на рекламу отдельных видов товаров (алкоголь, табак, медикаменты, финансовые услуги и т.п.) стали применимы и к рекламной информации, распространяемой в интернете и по электронной почте.

На момент издания закон предлагал весьма прогрессивное регулирование и даже был признан Европарламентом лучшим в Европе и рекомендован в качестве образца для написания подобных законов в европейских странах. Применительно к распространению рекламы с помощью ИТ закреплялся принцип получения предварительного согласия абонента на предоставление рекламы (принцип "opt-in", ст. 13 тогдашней редакции ФЗ "О рекламе").