Xerox: документооборот - это не только ПО
Легендарный поставщик копиров возвращается из глубин кризиса с обновленной стратегией. На развитых рынках ставка делается на услуги и инновационные технологии, на развивающихся – на доступные МФУ. Российский офис занимает одну из ведущих позиций в корпорации.Нарастающие убытки и расследования регулирующих органов о нарушениях в финансовой отчетности. Еще пять лет назад компания Xerox, изобретатель копиров, стояла на грани смерти. Когда положение казалось критическим, во главе компании встала женщина. В 2001 году пост генерального управляющего заняла Энн Малкахи.
Энн Малкахи, CEO компании, вывела Xerox из кризиса
Мать двоих детей, журналист по образованию, пришедшая в корпорацию на позицию менеджера по продажам еще в 1976 году. Много лет до своего назначения новый СЕО занимала руководящие должности в кадровой службе Xerox.
Новая стратегия
Одним из основных пунктов в политике Малкахи стал отказ от прямых продаж в пользу работы через партнеров. Именно эта перемена стратегии приводит к тому, что общий штат Xerox плавно снижается с 78,9 тыс. сотрудников в 2001 до 55,2 тыс. в 2005 г.
Число сотрудников Xerox сократилось, тыс.чел.
Источник: Данные компании
Параллельно компания перестраивает свою продуктовую линейку на быстро меняющемся рынке периферийных устройств. Вытесняемые многофункциональными устройствами (МФУ), монофункциональные аналоговые копиры, сканеры и принтеры быстро сдали позиции на ведущих (самых прибыльных) рынках, и их сбыт вытеснился на окраину – в страны, отстающие в использовании информационных технологий (ИТ). Из высокодоходных инновационных продуктов подобные решения стали товаром повседневного спроса, и зарабатывать на их производстве заметные деньги уже не получается. Сохраняя свое присутствие в традиционных сегментах офисной техники, Xerox делает акцент на двух китах новой политики: услугах в сфере документооборота и цветной печати.
Документооборот – это не только ПО
Движение поставщиков компьютерного оборудования от «железа» в сторону услуг давно определившийся тренд. «Большие ребята» вроде IBM или HP уже много лет зарабатывают существенную часть доходов на предоставлении сервисов. Сегмент, который в Xerox определили для себя как целевой, был назван «Индустрией документов» (Document Industry). Чтобы показать инвесторам и партнерам масштаб возможностей в компании, определили емкость этого специфического рынка. Оказалось, что есть где развернуться – 112 млрд. долл. в год, из которых на услуги приходится 20 млрд.
Собственно бизнесом, связанным с услугами, в Xerox сегодня занимается каждый четвертый сотрудник (около 15 тыс. специалистов в 160 странах мира). Пожалуй, основной задачей сегодня для этой маленькой армии является формирование рынка. Когда в России речь заходит о связи ИТ и документооборота, в подавляющем числе случаев имеют в виду программные системы управления электронными документами. В Xerox собрали множество доказательств того, что никакая организация не обходится без бумажных документов и неэффективная работа с ними очень часто приносит большие потери. Увеличить производительность и сократить расходы на производство, обработку и хранение бумажных документов при максимально плотной интеграции этой системы с миром документов цифровых – так формируют свою миссию в компании.
Понятно, что оптимизация подобных процессов имеет смысл только в случае предполагаемой существенной экономии. Чаще всего, выгоды (сокращение на
Как и большинство проектов, связанных с консалтингом, модернизация управления документооборотом (в расширенном его понимании) начинается с предварительного аудита. Специалисты Xerox определяют уровень текущих затрат заказчика на приобретение техники и расходных материалов, а также на ее обслуживание. «Сотрудников на устройство», «средняя стоимость печати страницы» - вот фразы, которые часто употребляются в данном случае. Отдельно оценивается соответствие технических возможностей установленного парка устройств задачам бизнеса. Снимаются многие другие метрики эффективности использования инфраструктуры создания и обработки документов. Все эти меры систематизированы в рамках методологии, получившей название Xerox Lean Six Sigma.