Разделы

Цифровизация Инфраструктура Внедрения

"Промтрактор" отказался от ERP

Компания "Промтрактор" продолжает автоматизацию управления и производства на базе разнородных программных продуктов. Вместо "тяжелых" ERP- и MRP-систем руководство предприятия делает ставку на интеграцию и реализацию концепции "бережливого производства" японского автопроизводителя Toyota.

Отдел информационных технологий появился на "Промтракторе" в 1973 г. С 1987 г. проходил процесс его развития и внедрения на предприятии различных АСУ. В результате появился Центр информационных технологий и автоматизированных систем (ЦИТиАС). В 2001 на "Промтрактор" пришло новое руководство, которое категорически не удовлетворили недостаточная точность и оперативность информации, предоставляемой топ-менеджерам для управления. На предприятии применяли технологии 60-х гг. и самописные системы. Информация неоднократно вводилась с документа, в то время как при правильной работе ИТ, наоборот, документ должен печататься из системы. Чтобы получить данные, было нужно писать заявки в службу ИТ и долго перенастраивать системы. Их было невозможно адаптировать к изменяющимся условиям бизнеса без полной переделки.

Чебоксарский завод промышленных тракторов "Промтрактор" (торговая марка "Четра") - российский производитель бульдозерно-рыхлительной и трубоукладочной техники. В 2005 г. завод реализовал товаров и услуг на 3,98 млрд руб., изготовил 607 тяжелых тракторов. В 2006 г. объем производства может достичь 1 тыс. тракторов. "Промтрактор" - крупное предприятие - парк современного станочного оборудования немецкого, японского и австрийского производства составляет более 3600 единиц, общая площадь производственных помещений – 1 млн кв.м.

С недавних пор "Промтрактор" входит в концерн "Тракторные заводы", включающий 12 производственных предприятий. Высший менеджмент концерна представлен, в основном, выходцами с "Промтрактора". В настоящее время бизнес корпорации проходит реструктуризацию, часть функций, например, процессы снабжения, сбыта, конструкторских работ выделяются в отдельные компании – сервисно-торговые и снабженческие фирмы, КБ и т.д. В области реализации продукции компания не испытывает особых проблем, ее основная задача - наращивание объемов производства при его оптимизации.

Затраты на ИТ составляют чуть более 1% от оборота предприятия, причем в 2006 г. этот показатель будет выше в связи с активизацией процесса автоматизации управления и производства, а в 2007 планируется некоторое снижение. В 2006 г. ИТ-затраты "Промтрактора" должны составить более 40 млн руб., из них на программные и технические средства будет затрачено по 25%, на услуги консалтинга – 20%, на поощрение сотрудников - 7%, на техобслуживание и расходные материалы по 10%, интернет и IP-телефонию – 3%. Отметим, что "Промтрактор" имеет относительно небольшие затраты на персонал (в Чебоксарах при наличии значительных трудовых резервов средняя зарплата составляет примерно 7 тыс. руб., в среднем по Чувашии она еще меньше).

Концепция развития ИАСУ предприятия была предложена директором ЦИТиАС Алексеем Головиным и окончательно сформировалась к 2004 году. Она выделяла такие основные блоки, как конструкторско-технологическая подготовка производства; управление производством; финансы, экономика и логистика; управление трудовыми ресурсами; прочие (CRM, ремонты оборудования и др.).

При автоматизации на предприятии отталкиваются от бизнес-процессов, а не подразделений. "Структура предприятия зависит от наличия кадров и других факторов, а процессы были, есть и будут, - заявляет г-н Головин. - В процессах мы определяем роли, а не должности. Одной должности, например, могут быть присвоены несколько ролей. Сейчас все процессы и роли в процессах определены, настроены, но при выделении каких либо функций в отдельные предприятия роли переназначаются. Таким образом, мы уходим от бесконечных переработок систем в зависимости от изменения организационной структуры. Тем более, сейчас, когда структуры все время "перекраивается". Определены главные процессы - подготовка производства, основное производство, снабжение, сбыт, вспомогательные процессы, управление. "Нарезка" процессов сделана в соответствии со стандартом ISO 9001".

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Ведение ИТ-проектов на "Промтракторе" осуществляется, в основном, собственными силами, сторонние консультанты работают по заданиям и плану, разработанному при их участии сотрудниками предприятия. Ответственность за результат внедрения остается за "Промтрактором", а участие консультантов позволяет сокращать сроки внедрения. Самостоятельное описание бизнес-процессов сотрудниками приводит к тому, что они начинают лучше понимать свою работу, относиться к ней более осознанно.

Основной целью реструктуризации компании является наращивание объемов производства
Основной целью реструктуризации компании является наращивание объемов производства

Все крупные ИТ-проекты "Промтрактора" реализуются примерно по одной схеме. Этап предпроектного обследования (при условии участия в проекте 3-4 консультантов) продолжается 3 месяца, и состоит из следующих подэтапов: описание бизнес-процессов "как есть"; выбор системы (если он еще не был сделан); разработка технического задания (что автоматизируется, а что нет). Этап технического проектирования занимает 4-5 месяцев и включает обучение системе команды проекта, проектирование бизнес-процессов "как будет" и проверка их в системе, обучение пользователей (продолжается до конца проекта и не прекращается после него). Ввод в действие обычно продолжается 3-4 месяца и состоит из следующих этапов: опытная эксплуатация (на 20% реальных данных); опытно-промышленная эксплуатация (на 100% реальных данных); разработка документации (регламентов, инструкций).