Разделы

Бизнес ПО Цифровизация Софт

Каким софтом пользоваться ИТ-директору?

Руководство ИТ-отделом – дело трудоемкое и сложное. Оно требует больших организационных способностей и профессиональных знаний. Кроме того, не последнюю роль здесь играет управление информационными потоками с помощью профильного ПО. Какой же софт чаще всего используется ИТ-управленцами?

ИТ-подразделению предприятия приходится решать широкий круг задач. По сути, оно является тем звеном, которое обеспечивает бесперебойную работу всех подразделений предприятия, их взаимосвязь между собой, решает вопросы информационной безопасности, разрабатывает и внедряет программное обеспечение, которое позволяет накапливать информационно-аналитический потенциал компании и повышать производительность труда.

Наличие оперативных средств связи является неотъемлемой частью коммуникации сотрудников ИТ-отдела
Наличие оперативных средств связи является неотъемлемой частью коммуникации сотрудников ИТ-отдела

Взглянув на этот перечень, можно прийти к выводу, что ИТ-отдел весьма сильно отличается по своей функциональности от любого другого подразделения, и что управлять им в виду такой диверсификации задач крайне нелегко. А поскольку в основе любого управленческого решения лежит информация, то использование средств систематизации, обработки и доставки информации становится неотъемлемой частью в работе хорошего ИТ-менеджера.

Как не захлебнуться в море информации

Рассмотрим вкратце основные информационные потоки, которые приходится контролировать руководителю ИТ-подразделения. Во-первых, это область финансовых задач, в которые входят планирование расходов в пределах заложенной сметы, а также обоснование финансовых вливаний. Несомненно, одной из важнейших областей является сфера управления персоналом, включающая организацию взаимодействия, планирование рабочего времени, распределение обязанностей и обеспечение приемлемого уровня взаимозаменяемости. Затем необходимо назвать сферу задач, решаемых собственно отделом: определение приоритетов, сроки выполнения, детализация, разбиение сложных работ на этапы и контроль результатов работы, назначение ответственных лиц. Наконец, одной из контролируемых руководителем ИТ-отдела областей является взаимодействие с заказчиками – другими подразделениями компании, то есть совместное определение схем взаимодействия, их формализация и оперативное реагирование на возникающие проблемы.

Для работы ИТ-руководителя характерны следующие факторы: высочайшая ответственность за принятые решения, жесткое планирование, умение принимать решения в условиях высокой неопределенности, четко определенная система взаимодействия с другими отделами, строгость требований к персоналу и организации труда.

Очевидно, что без средств автоматизации здесь просто не обойтись. А чем больше штат ИТ-отдела, шире круг решаемых им задач, тем больше требований к таким средствам.

ПО, которое направлено на сокращение издержек в работе руководителя, можно классифицировать по функциональности согласно приведенным выше направлениям. Существуют систематизированные решения, то есть позволяющие решать задачи руководителя в рамках одной программной среды. Оперативность доступа к данным, возможность взаимодействия с существующим ПО, систематизация информации по функциональным блокам – вот те важные требования, которые предъявляются к рабочему месту руководителя.

В рамках каждого функционального блока, будь то сведения о графиках планирования рабочего времени персонала или смета предстоящих расходов, должна быть предусмотрена полная детализация информации с возможностью подключения к базам данных – первоисточникам такой информации.

Марина Яловега, «Группа Астра»: Соискателям интересны амбициозные ИТ-проекты, значимые для страны
Цифровизация

От теории к практике

ПО, используемое руководителем ИТ-отдела, должно позволять оперативное взаимодействие с сотрудниками отдела, где бы они не находились. Возможность взаимодействия с мобильными устройствами персонала – ноутбуками, КПК, сотовыми телефонами – является важной составляющей эффективной системы управления. Сюда можно отнести также средства планирования, подготовки и проведения всевозможных плановых и внеплановых оперативных совещаний, в том числе и с сотрудниками, находящимися в удаленном доступе.

Наличие оперативных средств связи является неотъемлемой частью взаимодействия сотрудников ИТ-отдела. Но этого мало. Необходимо обеспечить потребность удаленных пользователей в информации так, словно они и не покидали офис.

Облегченная миграция с Oracle: как осуществить переход на новую СУБД быстрей и проще
Импортозамещение

На практике сегодня широко используются решения от различных производителей. Следует назвать продукты cемейства Lotus от IBM, которые предоставляют средства беспроводного доступа к электронной почте и другим ресурсам, а также поддерживают различные мобильные устройства - мобильные телефоны, смартфоны, PDA, пейджеры. Известна своими новациями в плане использования средств удаленного доступа в совместной работе и корпорация Microsoft. Это, в частности, решения, входящие в состав Exchange Server (Outlook Mobile Access, ActiveSync, Outlook Web Access), которые позволяют осуществлять безопасный доступ к корпоративным данным даже в условиях низкоскоростных каналов и держать связь с персоналом, находящимся далеко от офиса.

Как уже говорилось, еще одним аспектом функциональности ПО рабочего места ИТ-менеджера является отслеживание состояния выполняемых ИТ-отделом работ с полной детализацией информации по ним. Детализация отражает сроки выполнения, ответственных лиц с возможностью переключения на графики рабочего времени конкретных сотрудников и получения информации об их занятости и степени загруженности работой. Желательно предусмотреть функциональность, которая позволяла бы детализацию состояния работ по конкретной задаче на определенный момент времени: результаты на данный момент, планируемый срок завершения, возможность передачи другому сотруднику или группе сотрудников. Все это предусматривает тесную взаимосвязь автоматизированного места ИТ-руководителя с существующими на предприятии или планируемыми к внедрению средствами автоматизации работы как самого ИТ-отдела ( система обработки заявок в ИТ-отдел, документирование изменений в конфигурации ИТ-инфраструктуры, система сбора информации о существующих или потенциальных угрозах в области ИТ), так и предприятия в целом.