Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения

Михаил Кожевников: успех интегратору обеспечит наличие отраслевой экспертизы

Сегмент системной интеграции растет сейчас быстрее, чем рынок ИТ в целом. Тем не менее, конкуренция между игроками высока. Как считает Михаил Кожевников, генеральный директор компании "Открытые технологии", чтобы преуспеть, системный интегратор должен сегодня уметь быстро развивать у себя компетенции в новых отраслях. О наиболее активных секторах - потребителях ИТ и о созданных в компании для работы с ними центрах решений Михаил Кожевников рассказал в интервью CNews.

CNews: Понятие "системная интеграция" в нашей стране достаточно размыто. Давайте начнем с того, что Вы под этим понимаете. Какой набор услуг должна оказывать компания, чтобы называть себя системным интегратором?

Михаил Кожевников: Системный интегратор – это, прежде всего, компания, умеющая решать для заказчика задачи, в которых доминирующую роль играют информационные технологии. То есть такие задачи, которые направлены на решение проблем и рост бизнеса заказчика и в основе которых лежат ИТ в качестве инструмента решения.

Что касается набора услуг – в первую очередь, это умение грамотно понять задачу, которая стоит перед заказчиком, умение обоснованно предложить ему оптимальное решение и умение это решение реализовать. Таким образом, мы получаем комплекс из консультирования заказчиков по вопросам, связанным с его задачами, умение обосновать выбор системы из набора возможных путей решений, умение грамотно спроектировать систему и затем довести решение до логического конца, то есть до внедрения и в дальнейшем – сервисного обслуживания.

CNews: Как вы оцениваете развитие ИТ-рынка и в частности сегмента системной интеграции за последний год?

Михаил Кожевников: Безусловно, рынок системной интеграции продолжает развиваться. Темпы роста в этом сегменте сейчас увеличиваются. В этом году крупными системными интеграторами, и в частности нашей компанией, было выполнено множество различных проектов. Приведу цифры: рост ИТ-рынка за 2006 год составляет около 20% - это последняя оценка Мининформсвязи. А рост рынка именно системной интеграции по нашим оценкам – порядка 35-38%.

Одной из тенденций при этом продолжает оставаться разделение между крупными системными интеграторами и нишевыми. Такой тренд проявился, наверное, года два – три назад, и сейчас разрыв растет все более быстрыми темпами.

На рынке пока нет ИТ-компаний, способных на бизнес-консалтинг в полном масштабе

CNews: Если говорить о комплексных проектах системных интеграторов, заметной тенденцией становится предложение ИТ-компаниями услуг бизнес-консалтинга. Многие компании даже позиционируются как бизнес-консультанты с использованием ИТ. Отмечаете ли вы такую тенденцию? Считаете ли вы, что ИТ-компания может быть хорошим бизнес-консультантом или бизнес-консалтинг в ИТ-проекте должна выполнять соответствующая компания, которая бы тесно работала с ИТ-подрядчиком?

Михаил Кожевников: Такая тенденция на самом деле появилась уже давно – наверное, когда наметился большой разрыв между крупными интеграторами и нишевыми. Думаю, этот разрыв как раз и обусловлен тем, что заказчики в первую очередь хотят видеть в качестве своего генерального подрядчика компанию, которая не просто в состоянии привезти им коробки, проинсталлировать ПО и потом оказывать сервисное обслуживание. Нужна компания, которая может взять на себя функции дальнейшего развития информационных систем в целом. Это невозможно сделать, не понимая, для чего нужны предприятию ИС.

Зачастую руководителям предприятий абсолютно все равно, какой сервер у них стоит в серверной комнате. Главное – чтобы те задачи, которые на нем решаются, помогали расти и развиваться их бизнесу.

И выбор ИТ-компании – это вопрос не просто разовой поставки. Важно, как будут с ней складываться отношения в будущем, ориентация идет на долгосрочное партнерство. Подобное партнерство невозможно без понимания ИТ-компанией задач, которые она решает у заказчика. Таким образом, упомянутая выше тенденция предложения услуг бизнес-консалтинга становится просто жизненной необходимостью. И если компания не будет оказывать таких услуг, рано или поздно она окажется в разряде нишевых, предлагающих узкоспециализированные решений, интересные не заказчику в целом, а одному из его небольших подразделений.

Техподдержка «Базальт СПО» — гарантия надежной работы вашей ИТ-инфраструктуры
Маркет

Если же говорить о том, способна ли ИТ-компания оказывать качественный бизнес-консалтинг в полном масштабе, то, на мой взгляд, пока таких компаний на рынке нет. Есть компании, позиционирующие себя в качестве бизнес-консультантов, и они могут сделать больше, чем остальные. Некоторые игроки могут закрывать отдельные пласты – финансы, стратегии ИТ-развития. Но если сравнивать с мировыми бизнес-консультантами, то до подобного уровня у нас еще не доросли.

Появятся ли такие компании в будущем? Сложно сказать, ведь это все-таки два очень разных бизнеса. Конечно, они связаны, и ИТ-компаниям нужны бизнес-консультанты, которые помогали бы им делать их проекты. Бизнес-консультанту же важнее продать свои услуги и ему относительно безразлично, кто именно будет реализовывать его проект. Также отмечу, что очень много времени в плане консалтинга отводится на организационный консалтинг – и это то, к чему российские системные интеграторы, на мой взгляд, пока просто не готовы. У некоторых это присутствует в небольшой степени, например, когда дело касается ERP-систем. Но масштабно и в отрыве от ИТ-бизнеса – такого я пока не наблюдаю.

Мы делаем ставку на шесть ключевых отраслей

CNews: Отмечаете ли Вы какую-либо отраслевую специфику среди ваших клиентов? Какие отрасли сегодня являются наиболее активными в плане системной интеграции?

Михаил Кожевников: Прежде всего, что дают информационные технологии? Они дают скорость в принятии решений, прозрачность в контроле различных потоков информации. Поэтому спрос на ИТ выше всего в высококонкурентной среде, где предприятиям, чтобы выжить, необходимо идти впереди своей отрасли. К таким относится банковский сектор, ритейл, где конкуренция нарастает.

CNews Analytics: Рейтинг операторов фискальных данных 2024
ритейл

Также ИТ востребованы там, где высока сложность бизнеса, собственники отделены от непосредственно управляющего персонала, но тем не менее хотят иметь полную картину происходящего с компанией, что и реализуется с помощью ИТ. К таким отраслям относится, например, нефтегазовый сектор. Конкуренция здесь не такая острая – по большому счету все уже поделено, и дальше вопрос лишь в том, кто более эффективно использует свои месторождения.

Кожевников, биография