Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Как «цифра» преобразует инфраструктуру и эффективность бизнеса

Цифровые технологии становятся неотъемлемой частью современного мира, без них немыслимы ни увеличение производительности труда, ни оптимизация экономических показателей и показателей эффективности предприятия. Мы решили провести обзор отраслей, в которых назрела острая необходимость в модернизации и внедрении цифровых продуктов в бизнес-модель.

Энергетический рынок

Энергетический рынок России несет высокую социальную нагрузку и тесно сопряжен с безопасностью государства. Одним из основных игроков этого рынка является компания с государственным участием «Россети». Существует определенное мнение, что государственные федеральные компании неповоротливы и маловосприимчивы к таким категориям, как модернизация и цифровизация. Тем не менее, «Россети», продемонстрировав гибкость к новым вызовам, сумели достойно показать преимущества внедрения цифровых технологий и уже поставили на поток реализацию плана по комплексной цифровизации компании.

В интервью CNews глава «Россети Центр» Игорь Маковский заявил, что в 2019 г. компания завершила проектирование цифровизации энергетического сектора и уже начала реализовывать план, включающий в себя создание в 18 регионах единых центров управления сетями (ЕЦУС), где будет внедрена автоматизированная система оперативно-технологического координирования. 28 центров, которые будут расположены на уровне филиалов и в городах с населением более 200 тыс. человек, придут на смену 534 диспетчерским пунктам. Также компания инвестирует в комплексную распределенную автоматизацию. Эта система будет автономно, без участия человека, определять и изолировать место повреждения, переводить энергоснабжение потребителей на резервные линии и оповещать бригады энергетиков, которые тут же будут выезжать к месту аварии. Для бесперебойной работы автоматизационной системы не обойтись без комплексной смарт-системы энергомониторинга. Именно она будет контролировать процесс передачи электроэнергии, показывать ее наличие либо отсутствие на конкретном участке сети, а в случае отключения — сигнализировать о месте и масштабах проблемы. Глава «Россети Центр» отмечает, что интеграция новых технологий в Калининграде уже позволила сократить сроки ликвидации аварий с 5 часов до 1 часа, а время локализации поврежденного участка с 1 часа до 1 минуты.

Рынок грузоперевозок

Крупные компании и государственные структуры в сегменте грузоперевозок, как правило, не имеют единого стандарта хранения данных и зачастую ведут базы в соответствии с собственными форматами и регламентами, чаще всего используя только бумажные носители. В итоге невозможно получить единую картину из разрозненных данных, а это, в свою очередь, создает препятствия для развития товарообмена и, к сожалению, способствует развитию различных серых схем.

Одним из важных направлений в грузоперевозках на сегодняшний день является направление «Китай-Европа». Чтобы структурировать электронное сопровождение трансграничной перевозки грузов из Китая в Европу и обратно, важно, чтобы все участники этого процесса на каждом этапе (а это и коммерческие организации, и государственные структуры) перешли на единый формат документов и ведения базы данных. При этом задачу усложняет высокая скорость обновления данных. Так, количество контейнеров, перевозимых по железной дороге по маршруту КНР — КазахстанРоссияБеларусьЕС, неуклонно растет. «Объединенная транспортно-логистическая компания — Европейский железнодорожный альянс» (ОТЛК ЕРА) ставит перед собой задачу довести объем перевозок в транзитном коридоре с 280 тыс. в 2018 г. до 1 млн ДФЭ к 2025 г. (ДФЭ — двадцатифутовый эквивалент, условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств, используется при описании вместимости контейнеровозов и контейнерных терминалов). На данный момент компания интегрировала свои технологические решения и взаимодействует с участниками процесса железнодорожных перевозок, используя свои базы данных, а также данные соисполнителей и агентов. Уже сейчас это решение позволяет оперативно контролировать процесс перевозки грузов и управлять им.

Одним из важных направлений в грузоперевозках на сегодняшний день является направление «Китай-Европа»

Как ни парадоксально, но первой компанией по внедрению продвинутых ИТ-решений в сегменте перевозок была «Почта России». Коллапс отправлений в 2013 г. поставил руководство главного почтового оператора перед необходимостью модернизации мощностей организации. Эпоха «цифровизации» пришла в «Почту России» вместе с Дмитрием Страшновым. Уже в конце 2013 г. была организована возможность обмена базами данных по международным направлениям между китайской почтой, «Почтой России» и ФТС. Только в 2016 г. почта обработала свыше 225 млн международных отправлений с товарами внутри — это почти в два раза больше, чем в 2015 г. (128 млн отправлений) и в десять раз больше, чем в 2012 г. — тогда было 21,7 млн. В «Почте России» говорили, что этого удалось добиться благодаря модернизации логистики, открытию новых автоматизированных сортировочных центров и улучшению работы с таможенниками. По итогам первого квартала 2017 г. «Почта России» заняла 6 место среди 198 операторов мира в международном рейтинге экспресс-доставки EMS (вместо 140 места несколькими годами раньше). Благодаря достигнутым успехам государственного почтового оператора Дмитрий Страшнов заслуженно получил бонус и многочисленные благодарности как со стороны правительства, так и таможенной службы.

Авиационный рынок

В интервью CNews генеральный директор управляющей компании аэропорта Пулково «Воздушные Ворота Северной Столицы» Леонид Сергеев рассказал, как цифровизация может сделать работу аэропорта более эффективной и комфортной для посетителей.

«Мы проводили исследование, сколько наклонов должен сделать грузчик за смену при работе с неавтоматизированной багажной системой — 4300. Только представьте себе, что вы сделали столько подходов в спортзале. При автоматизированной системе ему нужно наклониться только 600 раз — 15% от первоначального показателя». Кроме того, если вся инфраструктура оборудована датчиками, это позволяет контролировать багаж на всех этапах и обеспечивает отсутствие потерь. К тому же, автоматизация позволит сократить количество задержек рейса по вине неявки пассажира. «Задержек рейса по вине того, что кто-то не пришел, не будет вообще» — констатировал Леонид Сергеев.

Сейчас, по его данным, задержки из-за снятия багажа с борта воздушного судна занимают до 30 минут. С другой стороны, автоматизация может существенно сократить время регистрации пассажира на рейс. К слову, за рубежом норматив времени регистрации на одного человека составляет полторы минуты. В России сотрудникам на стойке регистрации приходится вводить и проверять данные вручную, а это приводит к увеличению среднего ожидания регистрации. В данном случае эффективность современной автоматизированной системы очевидна.