Разделы

Бизнес Законодательство

Николай Ильин: Можно говорить о наступлении в России нового этапа развития информационного общества

Информатизация органов государственной власти России вступила в новую фазу — на смену эпохе массовых поставок оборудования пришло время разработки и внедрения крупных информационных систем, направленных не только на поддержание внутренних функций министерств и ведомств, но и на решение задач управления страной. Об этом в интервью CNews рассказал начальник Управления информационных систем Спецсвязи ФСО России, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор, генерал-лейтенант Николай Ильин.

CNews: В 2006 году принята новая редакция ФЦП "Электронная Россия". Как вы оцениваете уровень поставленных задач и намеченных работ? Какие из них имеют, на ваш взгляд, наибольшее значение?

Николай Ильин: Уровень поставленных ФЦП "Электронная Россия" задач я оцениваю в целом как достаточно высокий. Программой предусмотрена реализация крупных государственных науко– и ресурсоемких ИТ-проектов. Их реализация должна создать новые возможности, новые средства для развития информатизации в стане. Главная проблема при этом — интеграция ресурсов, финансовых, научно-технических наработок для того, чтобы получить наибольший эффект от средств, затрачиваемых на реализацию проектов.


Николай Ильин: Сегодня в "Электронной России" нет интегрирующей компоненты — систем, инструментов, увязывающих разрабатываемые информационные проекты друг с другом

Поэтому особую актуальность приобретает задача грамотного управления как проектами в целом, так и их отдельными мероприятиями. Я считаю, что сегодня как никогда назрела необходимость создания адекватной научно–методической базы для внедрения проектно-ориентированного подхода в управление крупными инновационными ИТ–проектами.

CNews: В рамках ФЦП "Электронная Россия" и ряда других программ информатизации создавается система ситуационных центров. Как обстоят дела в настоящее время? Какие существуют планы по развитию системы ситуационных центров в целом?

Николай Ильин: Сегодня в рамках "Электронной России" реализуется целый ряд интересных проектов. Это ГАС "Выборы", ГАС "Управление", системы электронного документооборота органов власти, ряд других. Но, вместе с тем, в ней нет интегрирующей компоненты — систем, инструментов, увязывающих разрабатываемые информационные проекты друг с другом.

Таким ключевым инструментом могли бы стать ситуационные центры органов государственной власти, обеспечивающие интеграцию информации, необходимой для решения управленческих задач. В настоящее время руководителями практически всех уровней подчеркивается необходимость представления для принятия управленческих решений оперативной и объективной информации. Поэтому ключевой задачей любой информационной системы является сбор, обработка и представление такой информации. Ситуационные центры, интегрирующие передовые достижения в этом направлении, и  могли бы стать базой для решения самого широкого спектра управленческих задач.

В настоящее время создается система ситуационных центров органов государственной власти РФ. Высший уровень этой системы — это ситуационный центр Президента России. Следующий уровень – ситуационные центры Правительства и Законодательного собрания РФ, далее –ситуационные центры полномочных представителей Президента в федеральных округах. Очень важно, что сегодня этот новый инструмент активно внедряется и в интересах глав субъектов РФ. В настоящее время такие центры создаются более чем в десяти регионах — Красноярске, Орле, Костроме, Оренбурге, Пензе, Тамбове, Иркутске и других.

Ситуационные центры всех уровней информационно взаимосвязаны между собой  защищенными телекоммуникационными сетями и системами видеоконференцсвязи. Это позволяет руководителям в режиме реального времени принимать адекватные управленческие решения по вопросам развития социальной и экономической сферы, обеспечения безопасности и правопорядка.

Кроме того, активно развивается мобильный компонент — выносной комплекс как составная часть ситуационного центра. Такой выносной комплекс предназначен для сопровождения первых лиц государства во время  поездок и обеспечивает непрерывность управления — постоянное взаимодействие с руководителями органов государственной власти — министрами, губернаторами и т.д.

CNews: Вы взаимодействуете со многими структурами города Москвы. Как вы оцениваете уровень информатизации столицы и, в частности, реализацию программы "Электронная Москва"?

Николай Ильин: С одной стороны, "Электронную Москву" наряду с другими региональными программами, такими как "Электронный Татарстан", "Электронный Санкт-Петербург", "Электронная Эвенкия", "Электронная Чувашия" и др., можно рассматривать как неотъемлемую составную часть федеральной целевой программы "Электронная Россия". И действительно, программа разрабатывалась и реализуется в тесной координации с ней.

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

С другой стороны, Москва обеспечивает работу десятков федеральных органов власти, здесь сосредоточены управляющие структуры крупного российского и иностранного бизнеса, Москва — крупнейший в стране узел национальных и международных телекоммуникационных сетей, центр формирования и распространения массовой информации. Поэтому "Электронная Москва" — это, без преувеличения, программа информатизации нового поколения, сформированная на основе системного подхода и ориентированная на реализацию важных приоритетов современного этапа движения к информационному обществу. Она стала закономерным итогом многолетней работы городских властей по формированию различных информационных ресурсов, внедрению самостоятельных информационных технологий и систем в интересах автоматизации отдельных подразделений правительства Москвы.

Хотелось бы отметить и другие особенности "Электронной Москвы", отличающие ее от "Электронной России" и региональных программ. Один из ключевых принципов "Электронной Москвы" заключается в том, что уже на начальном этапе ее создания основной акцент был сделан на реализации системы интеграционных мероприятий, к которым отнесены совершенствование нормативно-правовой базы, создание общесистемного обеспечения, развитие ИКТ-инфраструктуры, преодоление информационного неравенства. Поэтому приоритетными стали задачи унификации и интегрирования существующих в городе информационных ресурсов, а также обеспечения доступа всех горожан к социально значимой информации и базовым ИКТ-услугам.

Задачи совершенствования управления реализацией "Электронной Москвы" потребовали применения новых современных методов и автоматизации целого ряда технологических процессов. Показательно, что по результатам выполнения первых этапов программы было принято решение об изменении ее структуры, которая с тех пор стала формироваться по принципу не ведомственного, а проектного подхода. В результате были внедрены ключевые направления программы. Это позволило преодолеть определенную разрозненность и бессистемность различных подпрограмм "Электронной Москвы" и сосредоточить усилия на внедрении лишь действительно приоритетных для города проектов, а также исключить в дальнейшем дублирование работ и нерациональное расходование бюджетных средств.

Достаточно сложной, но, вместе с тем, в основном, успешно решаемой руководством города стала задача устранения межведомственных барьеров, в значительной степени тормозивших эффективность реализации программы, особенно на начальном этапе. Благодаря этому в достаточно короткий срок удалось реализовать комплекс мероприятий, направленных на развитие и внедрение информационно-коммуникационных технологий в основных сферах жизнеобеспечения города.

Исследование CNews Analytics: «Рынок систем электронного документооборота в России»