Разделы

Бизнес

Любовь Рыбакова: Западный ритейл выбирает российские решения

Российский ритейл растет высокими темпами – как продуктовый сегмент, так и сектор non-food - торговля одеждой, обувью, аксессуарами. Усиливающаяся конкуренция и необходимость оптимизации издержек вызывают рост ИТ-потребления в этой сфере. Любовь Рыбакова, генеральный директор компании Borlas Retail, рассказала корреспонденту CNews об основных тенденциях в этом сегменте, перспективах рынка и о том, почему в свое время компания сделала ставку на специализированные решения именно для non-food.

CNews: Какие тенденции вы можете выделить на российском рынке автоматизации торговли? Как эти тенденции коррелируют с мировыми?

Любовь Рыбакова: Российский рынок решений, предлагаемых для автоматизации торговли, не уступает сегодня мировому, а по некоторым аспектам даже превосходит его. Об этом говорят и детали прихода зарубежных ритейлеров на наш рынок: западные компании все чаще выбирают и используют российские системы для управлениям своим розничным бизнесом. Выходя на российский рынок, они обязательно смотрят, какие ИТ-решения у нас представлены, и довольны ли клиенты, которые их используют. Могу уверенно сказать: решения российских компаний не только не уступают иностранным, но и, с учетом местных особенностей, превосходят их.

Многие западные компании используют программные продукты, которые создавались очень давно. Приходя в Россию, они выбирают для управления розничным бизнесом более современные системы, дающие значительные преимущества. Например, решения Borlas Retail имеют двуязычный интерфейс, что позволяет, внедряя эти системы в магазинах западной компании, скажем в Москве, тесно интегрировать их с информационными системами, которые используются в подразделениях этой компании в других странах. Для клиентов это возможность оперативного анализа и своевременного принятия решений, а значит, и вопрос высокой конкурентоспособности их бизнеса. Существенно также, что в наших системах учтены нюансы отечественного законодательства. Наконец, важную роль играет и тот факт, что западные компании, выбирая российские ИТ-решения, могут здесь, на месте, получить их эффективную поддержку.

Ключевая тенденция развития рынка информационных технологий в сфере розничной торговли – отраслевая специализация решений на основе "лучших практик". Крупнейшие мировые розничные сети в подавляющем большинстве при построении корпоративной системы руководствуются принципом "best of breed" (построение системы из лучших в каждом классе специализированных программных продуктов с их тесной интеграцией в единое целое).

CNews: Какова в целом динамика российского рынка ИС для торговых предприятий? Можете ли вы оценить темпы роста?

Любовь Рыбакова: Что касается темпов роста рынка решений для автоматизации торговли, то могу рассказать о нашей деятельности в секторе non-food, в котором компания работает уже шесть лет. По показателям рыночного оборота Borlas Retail растет в среднем на 45-50% в год. Постоянно увеличивается и количество клиентов. Конечно, часть из них - это те клиенты, которые достаточно активно развивают свои сети, наращивают свое присутствие в регионах и за рубежом. Но появляется и много новых клиентов, желающих использовать самые современные технологии и системы автоматизации для управления розничным бизнесом. На сегодняшний день более 200 торговых компаний доверили компании Borlas Retail свой бизнес, и мы благодарны каждому клиенту за этот выбор.

CNews: Какие факторы способствуют, а какие тормозят развитие этого сегмента ИТ-рынка?

Любовь Рыбакова: Если мы говорим о сегменте автоматизации модного бизнеса, а это основные наши клиенты, то практически все руководители понимают, что без современных технологий управлять торговым бизнесом сегодня невозможно. При открытии уже первого магазина они задумываются о том, что им необходима хорошая ИТ-система. И есть также понимание, что нужна не просто система, а надежный партнер, создающий, поддерживающий и развивающий систему, партнер на длительный срок. Ведь во многом от выбора партнера зависит успех проекта и его дальнейшая судьба. Такой подход, такое понимание способствует развитию этого сегмента ИТ-рынка.

Препятствием можно назвать присутствующее еще в некоторых компаниях представление, которое, отмечу, все больше и больше меняется, что проще и эффективнее держать у себя отдел ИТ-специалистов, который будет своими силами разрабатывать программный продукт. Это достаточно рискованный путь развития, и многие уже понимают, что такой подход – вчерашний день. Все больше компаний осознают, что нужно работать с профессионалами. Если говорить в этом аспекте именно о секторе non-food, то подобного препятствия сейчас уже практически не существует. Клиенты все чаще точно знают, чего хотят от ИТ-системы. Многие бизнесмены бывают за рубежом, посещают выставки, развивают контакты с западными партнерами, и, таким образом, перенимают опыт управления торговым бизнесом. Часто после этого некоторые технологические моменты они хотят использовать уже у себя.

Отрадно также, что многие из наших региональных партнеров в России сегодня настолько "продвинуты", что помогают нам развивать программные продукты в соответствии с последними технологическими новинками.

CNews: Какова структура потребления специализированных ИТ-систем в торговле? Кто заинтересован в таких системах в первую очередь?

Любовь Рыбакова: Если говорить о сегменте, в котором работаем мы, то это в первую очередь компании, которые развивают сети магазинов модного бизнеса. Именно для них наиболее важна надежность работы системы, позволяющей контролировать продажи на каждом объекте с точностью до цветов и размеров, своевременно получать необходимую информацию, иметь инструменты управления удаленными объектами. Безусловно, важно, чтобы систему можно было быстро развернуть на объекте и чтобы ее пользователи, особенно в удаленных магазинах, имели возможность получить оперативную консультацию по возникающим в процессе эксплуатации вопросам. Также специализированные торговые системы требуются в бутиках, универмагах, сетях универмагов. Тут особенно важны такие составляющие системы, как контроль за пересортицей, возможность учета товаров по цветам и размерам, отслеживание перемещений товаров.

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

В качестве основных клиентов-пользователей информационных систем, естественно, выступают владельцы и топ-менеджеры торговых компаний, поскольку именно они заинтересованы в получении четкой картины своего бизнеса, но активный интерес к возможностям систем проявляют и специалисты аналитических отделов, и сотрудники ИТ-служб. Причем в последние годы все больше растет интерес к специализированным решениям.

CNews: Каковы сегодня ключевые ИТ-потребности ритейла в целом и non-food сегмента в частности? По каким критериям нужно выбирать ИТ-систему для магазина?

Любовь Рыбакова: Создание информационной системы сейчас, как сказали бы Ильф и Петров, – не роскошь, а необходимое условие для будущего развития и успешной конкуренции на рынке. Без автоматизации бизнес-процессов торговая компания не может быть управляемой. Кроме того, никто сейчас не начинает торговый бизнес ради одного магазина, все планируют развиваться, создавать сети. А сеть – это еще более сложный уровень бизнеса и, соответственно, управления им. Поэтому осознание того, что информационная система для качественного управления жизненно необходима, у владельцев торговых компаний есть.

Что касается выбора ИТ-компании, то, как правило, ищут партнера, который достаточно давно профессионально работает на рынке и имеет в своем портфолио множество успешных проектов. По нашему опыту, владелец торговой компании обязательно интересуется мнением своих коллег, сам ездит к нашим клиентам. В ритейле очень развито "сарафанное" радио, люди тесно общаются друг с другом. Это вообще очень гибкий и оперативный бизнес, а потому успех или неудача в любом проекте в этой сфере всегда заметны.

В России сложилось так, что клиенты ищут компанию, которая будет решать все их проблемы сразу, в комплексе. Клиентам здесь важна одна точка входа, одна точка ответственности. Это чрезвычайно важно и для западных компаний, которых появляется на российском рынке все больше и больше.