Разделы

ИТ в госсекторе

Появилась возможность получать госуслуги без предварительного посещения МФЦ

Жители Ненецкого автономного округа получили возможность удаленно подавать заявления на оказание госуслуг и приезжать в МФЦ только один раз для получения документов.

Лучшим отраслевым решением в сфере государственного управления в 2019 г., по мнению экспертов Global CIO, стало Единое хранилище документов (ЕХД), заработавшее в Ненецком автономном округе.

Единое хранилище документов было создано компанией «Систематика Консалтинг» по заказу Департамента цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Ненецкого автономного округа. Проект стартовал в августе 2018 г., а уже в декабре 2018 г. решение было передано в эксплуатацию. Функционал ЕХД стал доступен гражданам с 1 июля 2019 г. после вступления в силу закона «О предоставлении в Ненецком автономном округе государственных и муниципальных услуг с использованием единого хранилища документов». Система рассчитана на одновременную работу 1400 специалистов МФЦ и органов государственной власти.

Важная задача

Перед исполнителем была поставлена задача создать решение, способное существенно ускорить процесс получения гражданами государственных и муниципальных услуг и сократить количество бумажных документов, которые они должны для этого предоставить. Для этого необходимо обеспечить централизованное хранение копий личных документов заявителей, надежно защитить их от несанкционированного доступа и одновременно предоставить возможность специалистам государственных ведомств получать необходимые для оказания госуслуг сведения.

Награду за реализацию проекта получил Виктор Семко, главный консультант сектора цифрового государственного управления комитета цифрового развития и связи Департамента цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Ненецкого автономного округа

Техническая реализация

Специалисты «Систематика Консалтинг» предложили создать модуль «Единое хранилище документов» в составе единой цифровой платформы предоставления госуслуг, реализованной на основе инструментальной системы разработки распределенных приложений SiTex. В качестве платформы для разработки модуля было выбрано решение с открытым кодом CEPH Storage. Распределенный кластер обеспечивает хранение и репликацию данных, распределение нагрузки, гарантирует высокую доступность и надежность, а также не требует специального оборудования.

В ходе работ особое внимание уделялось обеспечению защиты хранилища от несанкционированного доступа и реализации настроек, которые бы обеспечивали доступ специалистов госведомств только к тем документам и сведениям, которые необходимы в конкретной ситуации.

Результаты проекта

Работы, выполненные в ходе создания Единого хранилища документов
  • разработка технического решения по модулю «Единое хранилище документов»;
  • разработка основных сценариев использования модуля «Единое хранилище документов» в работе сотрудников МФЦ и при подаче заявления с портала госуслуг;
  • разработка модуля «Единое хранилище документов»;
  • реализация процесса «Подача заявления с РПГУ» с использованием документов из ЕХД;
  • реализация процесса «Предоставление услуги в случае личной явки заявителя в МФЦ» с использованием документов из ЕХД;
  • реализация процесса «Запись в МФЦ для предоставления документов» с использованием документов из ЕХД;
  • доработка программного обеспечения единой цифровой платформы предоставления госуслуг для использования модуля ЕХД в существующих процессах оказания услуг;
  • разработка решений по визуальному интерфейсу взаимодействия с модулем ЕХД, минимизирующих действия пользователя.

В результате реализации проекта в составе уже используемой в Ненецком автономном округе единой цифровой платформы предоставления госуслуг, которая объединяет региональный портал государственных и муниципальных услуг (РПГУ) и МФЦ «Мои документы», появился дополнительный модуль – Единое хранилище документов (ЕХД).

В ЕХД поступают электронные копии личных документов, которые граждане предъявляют при обращении за государственными услугами. Это происходит двумя способами. Во-первых, при личном обращении в МФЦ можно дать согласие на размещение информации в хранилище. В этом случае оператор заверит копию документа электронной цифровой подписью (ЭЦП) и отправит ее в ЕХД. Во-вторых, можно специально обратиться в МФЦ, предъявить личные документы и написать заявление о размещении их в ЕХД. Это дает возможность в дальнейшем полностью отказаться от личных визитов в МФЦ и подавать заявления на оказание услуг через только через РПГУ.

Поступившие в хранилище копии личных документов группируются в зависимости от содержащихся в них сведений. Некоторые из них имеют ограниченный срок хранения.

Все электронные копии надежно защищены от несанкционированного доступа. Специалисты государственных ведомств и организаций могут получить доступ лишь к тем, которые необходимы в конкретном случае. Например, специалист МФЦ при общении с посетителем видит только те данные, которые нужны для приема заявления. А сотрудник ведомства, в которое поступило это заявление, получает доступ лишь к прикрепленным к нему документам. Сам же гражданин может в любое время через личный кабинет на РПГУ узнать, какие личные документы имеются в ЕХД.

Что получили граждане

Создание Единого хранилища документов в Ненецком автономном округе, безусловно, является значительным шагом навстречу гражданам. Теперь они могут удаленно через личный кабинет на РПГУ не только подать заявление, но и выбрать время, место и способ получения госуслуги, а также проконтролировать изменение статуса ее оказания. А это значит, что число личных посещений МФЦ может быть сокращено до одного раза. Для региона, где значительная часть населения проживает вдалеке от крупных населенных пунктов, это очень важно.