Разделы

Цифровизация

Российские супер-ЭВМ не сдаются

Еще лет 5 назад понятие "российский суперкомпьютер" звучало абсурдно: популярное в СССР направление в эпоху реформ было благополучно забыто. Однако с запуском в РФ нескольких суперкомпьютеров мирового уровня, в том числе и самого нового - "СКИФ Cyberia" в Томске - возродился и начал активно развиваться целый рынок решений HPC – высокопроизводительных компьютерных систем. И что особенно радует, российские компании смогли занять на нем достойное место.

До 2007 года самым мощным российским суперкомпьютером был МВС-15000ВМ, запущенный в МСЦ РАН в 2005 году. Он имеет пиковую производительность 10 терафлоп и не так давно находился в первой сотне самых мощных суперкомпьютеров мира (99 место Top-500 за ноябрь 2006 г.). Однако в последней редакции рейтинга (июнь 2007 г.) переместился на 187 строчку. Строительство МВС-15000ВМ обошлось в 5 млн долл. В феврале этого года в Томском государственном университете заработал суперкомпьютер "СКИФ Cyberia", создатели которого уложились в 54 млн рублей (2 млн долл.) и 3 месяца работ. С пиковой производительностью 12 терафлоп он стал самым мощным в России и всей Восточной Европе. "СКИФ Cyberia" занимал 72 место в списке самых мощных компьютеров мира Top-500, правда, в июне выбыл из первой сотни и переместился на 105 позицию. Да и в лидерах российского рейтинга Top-50 ему, кажется, осталось пребывать недолго. Межведомственный компьютерный центр РАН намерен в ближайшем будущем построить суперкомпьютер с пиковой производительностью 80 терафлоп. Это в 6 раз превышает достижения Cyberia.

Исторический момент

Первым советским суперкомпьютером считается ЭВМ БЭСМ-6, разработанная в 1967 году. В 80-х годах прошлого века из бюджета СССР финансировались около десятка проектов по разработке и созданию оригинальных суперкомпьютерных решений. Основными из них были "Эльбрус" и "Электроника СС-БИС". Также велась разработка целого семейства так называемых спецпроцессоров для ЕС ЭВМ.

С началом развала СССР часть команд разработчиков свернула исследования, часть специалистов уехала за границу.

Некоторое оживление наступило с появлением в России в середине 90-х зарубежных HPC-систем, однако они имели относительно невысокую мощность из-за существовавших в то время ограничений на экспорт высоких технологий из стран Запада.

В то же время, некоторые отечественные разработчики, проводившие исследования в смежных областях и существовавшие на деньги зарубежных партнеров, смогли пережить кризис. Так, например, группа "Эльбрус" продолжила разработки совместно с компанией Sun Microsystems. Институт программных систем РАН (исполнитель российско-белорусской программы "СКИФ") выжил благодаря участию в международных программах и грантах.

Возрождение суперкомпьютинга началось с создания в 1996 году в Москве

Межведомственного суперкомпьютерного центра (МСЦ) усилиями Российской академии наук (РАН), Миннауки, Минобразования и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).  

Вторым двигателем российского суперкомпьютинга стала программа "СКИФ", осуществляемая совместно Россией и Белоруссией. Она стартовала в 2000 году и в ее рамках была произведена разработка семейства суперкомпьютеров "СКИФ", наиболее известные из которых – "СКИФ К-500" и "СКИФ К-1000".

Количество установленных суперкомпьютеров в России увеличивается, однако для полноценного развития отрасли необходим выпуск и использование суперкомпьютеров в промышленных масштабах. По мнению российских производителей HPC-систем, их рынок оформился только 2 года назад. В 2005 году, по оценкам IDC Russia, его объем составил около 12,6 млн долл. В 2006 году, по оценке экспертов, рынок вырос на 150-200%, а в ближайшие 3 года рост продолжится очень высокими темпами – не менее 50% в год. Потенциал спроса на "супермашины" оценивается как минимум в 100 млн долл. Действительно, российскому рынку HPC есть куда расти – для сравнения, по данным IDC, мировой рынок суперкомпьютеров в 2005 году составил 9,1 млрд долл. Это соответствует 17,7% мирового рынка серверов, который в 2005 году составил 51,3 млрд долл.

Глубоких исследований HPC-отрасли российского ИТ пока нет, но, как считают эксперты, лидерами этого рынка являются традиционные международные поставщики подобных решений – IBM и HP. "Рынок HPC в нашей стране еще только набирает обороты, поэтому число его участников невелико, - прокомментировал Юрий Голдаев, эксперт IDC Russia. - В основном на нем представлены ведущие мировые производители серверного оборудования".

Распределение поставщиков по количеству суперкомпьютеров, представленных в рейтинге Top-50 России и СНГ

Источник: Научно-исследовательский вычислительный центр МГУ, Межведомственный Суперкомпьютерный Центр РАН, 2007

По данным аналитиков, в тройку лидеров, наряду с IBM и HP, входит и российская компания "Т-Платформы". Ею были построены "СКИФ К-500", "СКИФ К-1000" и "СКИФ Cyberia" – участники международного рейтинга Top-500. А в новой редакции рейтинга Top-50 самых мощных суперкомпьютеров России и СНГ от 11 апреля 2007 г. доля решений "Т-Платформы" составляет 30% - столько же, сколько у IBM.

В то же время, в последние 2 года на HPC-рынке активизировал свою деятельность другой российский игрок – компания Kraftway, которая, по словам ее руководства, поставляет HPC-системы с 1997 года. Сейчас компания в основном предлагает HPC-решения, ориентированные на промышленный сектор, в котором предъявляются повышенные требования к надежности. В частности, в конце 2006 года компания выиграла тендер на поставку HPC-установки в отделение "Росгидромета" в Санкт-Петербурге.

Еще одним показателем роста профессионального уровня российского HPC-рынка является постоянное уменьшение доли "самосбора" - т.е. систем, собранных силами самих пользователей. Например, если 2 года назад в российском Top-50 на долю таких систем приходилось около 12%, то в последней его редакции эта доля уже составляет 6% (только 3 системы). При этом растет профессионализм не только поставщиков, но и заказчиков. Как вспоминает Всеволод Опанасенко, генеральный директор "Т-Платформы", в 2004 году приходилось буквально упрашивать людей взять и попробовать HPC-систему. "Нужно было очень много и долго объяснять, что это такое, для чего нужно и чем отличается от калькулятора. Через год заказчики уже говорили: хорошо, давайте попробуем. А сейчас клиенты приходят и говорят: нам нужна такая-то система с такими характеристиками и для таких задач" , - сказал он.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Все поставщики HPC-систем в один голос говорят о высоком барьере вхождения на этот рынок. Величина первоначальных затрат объясняется необходимостью значительных инвестиций в подготовку и повышение квалификации специалистов, проведение исследований и разработок. "Как и любой быстрорастущий сектор, рынок HPC-систем привлекает к себе повышенное внимание, и появление новых игроков не исключено. В то же время, для построения эффективных HPC-систем требуется высокий уровень экспертизы в специфических областях, что ограничивает число компаний, способных бороться за этот рынок", – считает Юрий Голдаев. Например, "Т-Платформы" в 2005-2006 годах вложила около 1,5 млн долл. в исследования, разработки и развитие экспертизы. Kraftway на эти цели уже направил более 0,5 млн долл. Поэтому в появление новых отечественных игроков верится с трудом – уж очень мало в России компаний-поставщиков компьютерной техники, способных вкладывать такие ресурсы в кадры и НИОКР. С другой стороны, не скоро объявятся в нашей стране и другие известные зарубежные поставщики HPC-решений – рынок для них еще слишком мал.

Виртуозы поневоле

Научно-исследовательские программы ведущих российских "суперкомпьютерщиков" не ограничиваются тестированием платформ и компонентов, из которых стоятся HPC‑системы. Сейчас они также разрабатывают свое ПО и "железо" для HPC-решений. Так, при строительстве суперкомпьютеров по программе "СКИФ" был специально разработан и запатентован термодизайн вычислительных узлов.