Разделы

Цифровизация

Как с VDI сократить операционные затраты на 50%

В условиях пандемии VDI может решить самые масштабные корпоративные проблемы — обеспечение безопасности, поддержка и обновление приложений для сотрудников по всему миру с ограниченным числом ИТ-персонала. Часть крупнейших российских компаний и корпораций из Fortune 500 сумели оперативно масштабировать или внедрить инфраструктуру виртуальных рабочих мест. Однако часть компаний предпочитает полагаться на авось, подвергая корпоративные сети, данные клиентов риску, экспоненциально расходовать собственные ресурсы. Почему?

Ответ на этот вопрос прост — дело в инерции мышления. В восприятии многих руководителей VDI остается технологией первого поколения, главным и критическим минусом которой были высокие первоначальные затраты на внедрение. Но в сравнении с реалиями 5-10-летней давности, сегодня VDI представляется технологией, дающей совершенно иной опыт благодаря улучшениям в серверных, сетевых технологиях и тонких клиентах. На стороне сервера появилась виртуализированная графика, которая сокращает задержки, за несколько лет кратно выросло количество ядер в серверных процессорах и их энергоэффективность. Сеть перешла от ста мегабит к десятку гигабит. Наконец, производительность конечных точек улучшается: даже современные планшеты превосходят по мощности и автономности ноутбуки из 2010 г. К тому же сократились время разворачивания систем и цена, а управление VDI теперь в значительной степени автоматизировано благодаря таким вендорам, как VMware.

Однако массового внедрения не происходит. С чем это связано? Существует несколько барьеров, из-за которых распространение VDI происходит медленнее, чем могло бы.

Часть крупнейших российских компаний и корпораций из Fortune 500 сумели оперативно масштабировать или внедрить инфраструктуру виртуальных рабочих мест. Фото: ru.depositphotos.com

Первый барьер — предыдущие инвестиции в инфраструктуру. Компании все еще ищут способы максимально повысить их эффективность. Эта стратегия может быть результативна в краткосрочной перспективе, но со временем стоимость владения устаревшими устройствами будет только возрастать. Вместе с тем, сроки окупаемости VDI нового поколения и инновации, которые позволяют бизнесу использовать большую часть существующего оборудования, должны стимулировать компании даже с ограниченным бюджетом пересмотреть свое отношение к VDI. Преимущества, связанные с безопасностью, непрерывностью бизнес-процессов, организационной гибкостью и мобильностью работников, зачастую более чем компенсируют любые инвестиции в VDI, какими бы высокими они ни казались на первый взгляд.

Второй барьер — негативный опыт в прошлом. Многие пилотные проекты по внедрению VDI могут потерпеть неудачу, когда их приходится масштабироваться за пределы первоначальных 200-250 виртуальных машин. Это происходит, когда заказчики, реселлеры и системные интеграторы не вооружены инструментами или решениями для перехода к следующему этапу виртуализации. Специалисты «Крок» несколько раз помогали партнерам решать проблему масштабирования после неудачного внедрения VDI без предварительного проектирования и тестирования.

Третий барьер — недостаток публичных историй успеха. На самом деле, множество компаний уже внедрили или в ближайшее время планируют внедрить VDI, однако эти кейсы, как правило, не публичны. Это верно не только для госсектора или крупнейшего российского бизнеса. Почти 90% компаний из Fortune 500 используют VDI, но не готовы делиться собственной практикой. Эксперты «Крок» отмечают, что организации, внедрившие VDI, могут сократить свои OPEX до 50%, снять с себя задачи по поддержке огромного парка устройств, ПО и его постоянному обновлению.

Как можно заметить, все основные барьеры лежат в сфере восприятия и отражают инерционность мышления в корпоративных структурах. В обычное время даже самые рациональные доводы могли не подействовать на ярых (и не очень) противников VDI, но сейчас, в связи с недавней вспышкой COVID-19, многие компании разрабатывают стратегии, позволяющие их сотрудникам работать на дому. В этих условиях на первый план выходят преимущества VDI, которые легко преодолевают упомянутые барьеры.

Первое преимущество — снижение затрат на офисные пространства. С переходом на удаленную работу сотрудники перестали посещать красивые опенспейсы и офисы, где теперь памятниками им стоят те самые громоздкие системники. Понадобился карантин, чтобы большинство компаний осознали, что нет необходимости держать сотрудников в дорогостоящих офисах. На момент начала пандемии в США около 25% сотрудников офиса уже работали удаленно, а в России эта цифра составляла менее 10%. После пандемии эта цифра выросла примерно до 60-70%. Однако остается вопрос, сколько компаний осознают, что можно не возвращаться в офисы? Те из них, кто уже сейчас внедрили VDI, оценили, что эта технология позволяет дать безопасный доступ сотрудникам для работы из любого места и практически с любого устройства.

Второе преимущество — стоимость обслуживания. Раньше сотни корпоративных ПК находились под одной крышей и были объединены в локальную сеть, поэтому обновление программ и техподдержка проводились в течение часа. В существующих условиях это стало невозможным, но простой каждого сотрудника оборачивается потерями для бизнеса. С VDI такой проблемы не возникает, потому что ПО не устанавливается на конкретное устройство, оно доступно всегда и всем с корпоративного сервера. С VDI отпадает необходимость в постоянном обновлении, починке парка устройств — специализированный тонкий клиент служит в среднем около 10 лет. Для уменьшения стоимости и увеличения скорости внедрения можно использовать стандартные устройства, даже собственные сотрудников, а тонким клиентом для виртуальной машины может служить что угодно — планшет, старый домашний компьютер или ноутбук. Кризис, сопровождающий карантин, продемонстрировал, что громоздкие «системники» стоящие в офисе — затратный архаизм, который только увеличивает финансовую нагрузку на ИТ-подразделения компаний.

Третье преимущество — кибербезопасность. Возможность безопасного удаленного подключения к корпоративным данным и приложениям стала главной головной болью для служб безопасности компаний. С VDI все иначе — на виртуальную среду не способны повлиять ПО или операционные системы, установленные на устройстве. Она также защищена от вредоносных программ, когда сотрудники подключаются к незащищенным Wi-Fi-сетям. Ведь все ПО и все данные хранятся не на конечном устройстве, а на защищенном сервере, куда злоумышленникам гораздо сложнее проникнуть. За счет централизованных политик безопасности также снижается почти до нуля возможность компрометации данных, включая кражу и потерю.

Четвертое преимущество — гибкость и скорость масштабирования. Бизнес и до пандемии использовал VDI как инструмент удаленного доступа части сотрудников, но их число, как правило, не превышало 200-300 виртуальных машин. После объявления карантинных мер компании ринулись скупать дорогостоящие ноутбуки, стационарные ПК, чтобы как можно быстрее решить проблему перехода сотрудников на домашнюю работу. Это вызвало экспоненциальный рост затрат на ИТ-инфраструктуру, но не решило главные проблемы: безопасности и поддержки пользователей. Это настоящий ад для CIO, преодоление которого возможно с помощью масштабирования VDI. Именно так поступили многие крупные корпорации, сохранив централизацию и контроль над собственными данными и инфраструктурой даже в условиях пандемии.

Приведем несколько кейсов, которые демонстрируют, что в VDI смогут найти решение проблемы построения эффективного и безопасного удаленного доступа самые разные отрасли: банки, ритейл и даже промышленные предприятия.

«Крок» перевел более двухсот офисов одного крупного банка на удаленную работу с помощью VDI, развернутой в двух дата-центрах финансовой организации. В результате проекта был централизован контроль банковских сервисов и данных, существенно повысилась скорость доступа удаленных сотрудников, а также снизились операционные расходы на ИТ-инфраструктуру. После внедрения инфраструктуры VDI с системами банка удаленно и без затруднений работают 9 тыс. сотрудников, а вся конфиденциальная информация хранится в защищенных дата-центрах.

Если банковская сфера сегодня — уже почти ИТ-сервис, то создание системы виртуализации рабочих станций (СВРС) производственного участка для крупной металлургической компании — нетривиальная задача. Команда «Крок» с успехом реализовала задачу по внедрению VDI в этот сложный и комплексный бизнес. После перевода СВРС с устаревшего и низко-функционального продукта на программное решение VMware Horizon сократилось время восстановления и развертывания рабочих станций пользователей, произошла унификация среды исполнения пользовательских приложений. Это важно для сотрудников, они перемещаются по городу между несколькими предприятиями компании и им может потребоваться информация по заказу, производству или новому договору. Кроме того, благодаря стандартизации политик информационной безопасности облегчился доступ к централизованным прикладным программным комплексам (CAD/CAM). Как результат — возрос уровень защиты критической для предприятия информации.

Но если хочешь быть лучшим — демонстрируй на своем примере. К моменту начала эпидемии и объявления карантина в «Крок» уже использовали лучшие практики, которые внедрялись и клиентам компании: VDI, защита шлюзов, VPN-сети, RPA-роботизация, облачные хранилища данных и электронный документооборот. Подготовка перехода на удаленную работу почти 2 тыс. сотрудников заняла всего неделю. За это время команды техподдержки «Крок» и инженеры сумели развернуть гибкую и эффективную систему удаленного доступа, которая обеспечила непрерывность бизнес-процессов. Благодаря виртуальным машинам сотрудники компании даже из дома могут безопасно работать с крайне чувствительной информацией: финансовыми сведениями, данными заказчиков и сотрудников. В «Крок» оказалась подготовленная инфраструктура и достаточно специалистов, чтобы работать с возрастающей нагрузкой. Этим могут похвастаться далеко не все, и чтобы помочь другим компаниям безболезненно перейти на удаленную работу, специалисты «Крок» подготовили конкретные решения и четкие сроки их развертывания для любого бизнеса.

После того, как закончится пандемия и карантин отменят, формат удаленной работы, скорее всего, станет новой бизнес-нормой и будет восприниматься как что-то естественное и сотрудниками, и работодателями. Однако, чтобы думать о временах после кризиса, необходимы инструменты, которые помогут его преодолеть. Для компаний, которые сейчас стремятся повысить свою эффективность, оптимизировать затраты на ИТ-инфраструктуру, обслуживание пользователей и парка устройств, VDI — оптимальное решение. К тому же, кто знает, может, на месте никому не нужных офисных центров разобьют новые парки, где можно будет удаленно и безопасно работать?