Разделы

Бизнес

ИТ-стартапы: кому завтра быть первым?

Каждый год на рынок приходят новые игроки – молодые и быстрорастущие компании, способные за короткий срок обрасти солидными активами и не менее солидными партнерами. Возможно, именно сегодня мы присутствуем при рождении новых Microsoft, Dell или Google. Однако их путь к успеху во многом зависит от финансовой помощи со стороны.

Какие-то компании идут к успеху медленно, тщательно выверяя шаги, а какие-то добиваются всего одним резким рывком. Но все начинают с малого. Такой гигант, как Apple, начал свой путь из обычного гаража, а Google начинался со студенческого общежития, и всего спустя каких-то 8 лет его акции стали лидирующими на фондовом рынке. Немало и обратных примеров, когда компании с, казалось бы, большим потенциалом сходят со сцены, несмотря на наличие солидных инвесторов. Как справедливо заметил Джон Л. Несхайм, эксперт в области хайтек-стартапов, "всего лишь небольшая часть, меньше 20%, компаний, которых спонсировали при открытии, становятся в итоге известными на рынке". Никто не знает заранее, как повернется рыночная конъюнктура или поведут себя отдельные акции. Точно так же невозможно предсказать мировые события. Профессионалы могут делать только обоснованное предположение, не более того. Здесь существует слишком много переменных, особенно если речь идет о рынке высоких технологий, направлении перспективном, но трудно предсказуемом.

Бизнес с "изюминкой"

В 2000 году в Калифорнии, в Сант-Матео, была основана компания AeroScout, работающая с сетями Wi-Fi и программами для ведения бизнеса. На данный момент штат представлен всего ста сотрудниками, что, однако, нисколько не мешает претендовать на одно из лидирующих мест на рынке решений, базирующихся на Wi-Fi и других стандартах беспроводных сетей. Системы AeroScout используют новаторские позиционные технологии, системы локализации объектов в реальном времени (RLTS), активную радиочастотную идентификацию (Active RFID) и телеметрию. Буквально за пару лет компания смогла заставить заговорить о себе ведущих аналитиков. AeroScout прочно закрепилась в таких отраслях, как здравоохранение и промышленность. В планах на ближайший год одной из первых строк идет максимальное расширение. AeroScout собирается обратить пристальный взгляд на рынки в Азии, Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. В марте 2007 года AeroScout объявила, что для расширения продаж и маркетинговых задач она собирается воспользоваться инвестициями.


Успешным молодым компаниям инвестиции необходимы для расширения продаж и маркетинговых задач

Несмотря на скромный имидж молодой компании, AeroScout продолжает удерживать 100 крупнейших промышленных клиентов, входящих в ежегодный рейтинг журнала Fortune. Одним из последних клиентов AeroScout из этого списка стала компания AT&T, уже в течение столетия являющаяся лидером в области телекоммуникаций. AeroScout поддерживает партнерские отношения с Cisco Systems и IBM Global Services. А ключевыми инвесторами являются такие серьезные корпорации, как Menlo Ventures, Greylock Partners, Star Ventures, Pitango, Cisco Systems, MobileAccess и Intel.

В довольно близкой области пытается закрепиться еще более молодая компания – Azaire Networks. Фирма была зарегистрирована всего 4 года тому назад в Санта-Кларе, Калифорния, и за период с 2003 смогла добиться неплохих результатов. Штат компании насчитывает 100 человек, фонд – 32 млрд долл. Однако на сегодняшний день среди клиентов компании есть уже такие крупные представители рынка связи и телекоммуникаций, как канадский Roger Wireless, тайваньский Chunghwa Telecom и один из ведущих мировых операторов мобильной связи - T-Mobile International. Основными инвесторами выступают Convergence Partners, Woodside Fund, Rustic Canyon Partners и Investor Growth Capital. Буквально на днях свою заинтересованность в молодой компании продемонстрировали Siemens и Cingular.

В свете того, что расходы на введение в действие мобильных сетей 2.5G/3G и ограничения мобильности сетей Wi-Fi и WiMAX постепенно перестают удовлетворять провайдеров этих услуг, те поневоле вынуждены обращать свой взгляд на всевозможные альтернативные решения, например, гибридные сети, интегрирующие мобильные и фиксированные технологии доступа.

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

И, как показывает практика, Azaire успевает отслеживать и вовремя реагировать на веяния быстро меняющегося рынка. Новые продукты Azaire Networks, основанные на конвергенции фиксированных и мобильных сетей, вызвали в этом году повышенное внимание среди клиентов, заинтересованных в услугах по предоставлению мобильной службы широкого вещания. По мнению ряда ведущих аналитиков, общий доход от фиксировано-мобильных сетей в этом году достигнет 60 млрд долл., а продажи приборов, работающих в дуальном режиме, к 2009 году превысят отметку 100 млн единиц. Что лишний раз говорит в пользу перспективности этого направления.

Еще одна столь же юная компания, Altierre, зарегистрированная в 2003 году в Сан-Хосе, Калифорния, предлагает такую новую услугу, как беспроводные системы, базирующиеся на RFID и позволяющие розничным магазинам автоматически изменять цены на товары. Технология смены цен – это первое применение компанией Altierre идентификации радиочастотности в сфере розничной торговли. Компания также планирует применение этих технологий в сфере безопасности и для контрольно-кассовых пунктов. Большая опасность для Altierre заключается в том, что сфера розничной торговли медленно внедряет новые технологии. Поэтому компания имеет протяженные циклы продаж. Несмотря на это и на малочисленный штат сотрудников (их всего 35 человек), Altierre – быстро растущая компания с большим потенциалом, всего за три года сумевшая обратить на себя внимание. По утверждению директора Altierre Санит Саксена (Sunit Saxena), "компания поставила задачу ввести магазины в эпоху цифровых технологий". И, возможно, Altierre действительно участвует в формировании новой ниши рынка В апреле 2007 года фирма получила дополнительно 17 млн долл. от группы D.E. Shaw&Co - компании глобальных инвестиций и развитие технологий с инвестиционным капиталом около 29 млрд долл. К инвестированию компании присоединились также Dupont Capital и старые инвесторы Altierre - ATA Ventures, Kinetic Ventures и Labrador Ventures. Altierre планирует использовать новый капитал в многоступенчатом внедрении своих технологий в сфере розничной торговли в этом году.

Конечно, названные компании – лишь ничтожная капля в общей массе существующих на рынке. Они приведены, скорее, не как образец успешности, а как пример многообещающего подхода к бизнесу. Внимание к этим фирмам инвесторов обеспечивается их ориентацией на технологии, которые не успели стать массовыми. Т.е. наличием некоей "изюминки", сулящей в будущем хорошую прибыль.