Разделы

Цифровизация ИТ в банках
КОЛОНКА ЭКСПЕРТА

Почему ваш ИТ-отдел не спит по ночам

Роман Мурашкин

руководитель управления развития ИТ-технологий и поддержки пользователей Райффайзенбанка

Давайте начистоту. Каким бы цифровым ни был банк (или любое другое предприятие), никто никогда не готовился к тому, что всем его сотрудникам со спринтами совместной разработки и ежедневными десятками тысяч телефонных звонков вдруг в одночасье придется запретить посещать рабочие места.

Пандемия коронавируса многое открыла миру бизнеса. Оказалось, что в новых условиях удаленная работа может стать залогом устойчивости и роста. Теперь люди в домашних свитерах, а не белых рубашках, отвечают за развитие бизнес-процессов, и более того – делают это вполне успешно. Прямо сейчас 80% наших сотрудников работают из своих домов и в столице, и в регионах. Это коснулось даже центра операционно-сервисного обслуживания в Ярославле и контакт-центра в Коломне — ключевых бэкофисных подразделений компании.

Вы удивитесь, но да: перевести многотысячную компанию на удаленную работу за два дня — это реально.

На самом деле — все не так страшно, и у меня есть несколько советов, которыми я с вами поделюсь.

Внедрили VDI до того, как это стало мейнстримом

Чтобы масштабный перевод людей на удаленный формат работы стал реальностью, нужны две основополагающие вещи: готовность ИТ-инфраструктуры и ИТ-служб, а также средства обеспечения информационной безопасности.

Райффайзенбанку в этом плане повезло. Во-первых, ИТ-специалисты давно имеют полноценный удаленный доступ для поддержки ИТ-сервисов 24/7/365.

Во-вторых, в 2018 году, когда банк осознал, что должен агрессивно конкурировать за digital-таланты, мы построили инфраструктуру и обеспечили такой доступ сотрудникам всех продуктовых и сервисных команд.

Таким образом, не только удаленная поддержка, но и командная работа, в том числе — разработка, к моменту пандемии уже были возможны для 2000 человек. Просто большинство предпочитало работать из дома эпизодически и точно не всей командой сразу.

Вы же знаете эти истории про то, как ты искренне благодаришь себя за работу, которую ты сделал когда-то давно и даже представить себе не мог, насколько она кажется важной в будущем?

Так вот, мы такую работу сделали еще в 2015 году, когда закончили проект по переходу на виртуальные рабочие станции (VDI) и занялись редизайном сетевой инфраструктуры. Спустя пять лет благодаря этому нам стало доступно быстрое и простое масштабирование инфраструктуры удаленной работы на всех сотрудников.

Не буду даже считать, сколько раз за прошедшие восемь недель самоизоляции я искренне радовался, что эти проекты были реализованы.

Что делать, если пока ничего нет? Не питать иллюзий. И как можно скорее начать трансформировать инфраструктуру. Конечно, крупным компаниям с большим количеством ИТ-систем и сложными требованиями к безопасности сделать это будет непросто. Но возможно.

Преимущества VDI перед классической инфраструктурой очевидны почти каждой крупной компании. Независимость от физического офиса и возможность быстро развернуть при необходимости новый, простота обслуживания, например, при миграции на новые версии операционных систем, возможность использовать сразу несколько рабочих станций, находящихся в разных периметрах безопасности или на разных операционных системах.

И, конечно, экономия.

Попробуйте подсчитать на примере вашей компании. Стоимость VDI-инфраструктуры не может драматически отличаться от традиционной, но при этом VDI позволяет экономить на плотности и масштабе инфраструктуры, полностью утилизируя ресурсы серверов, что невозможно при классическом подходе.

Экономию от внедрения мы в Райффайзенбанке увидели уже в трехлетней перспективе.

Что еще важно понимать. Инфраструктура для удаленной работы должна быть готова к «высадке» большого количества пользователей. Ее безопасность в нашем (и, быть может, в вашем) случае имеет особое значение.

Каковы самые распространенные ошибки при построении VDI-инфраструктуры?

Использование инфраструктуры, которая была построена для классических рабочих станций. Например, точно не стоит хранить пользовательские данные на VDI-станциях. Это нивелирует все плюсы от перехода и сделает затраты неэффективными.

Еще менее разумно — построить новую инфраструктуру, но без учета особенностей рабочих задач разных групп пользователей. Не стоит ожидать, что потребности сотрудника, который пользуется обычным набором офисных приложений, будут совпадать с потребностями, например, дата-саентистов или разработчиков ПО. Нужно уметь калибровать инфраструктурные платформы, а при необходимости — даже переносить часть вычислительной нагрузки на отдельные серверы.

Платформа Digital Q.BPM от «Диасофт» — лидер рейтинга BPM-систем для крупного бизнеса по версии CNews Market
Цифровизация

Кроме того, всегда нужно учитывать требования конкретного VDI-решения. Просчеты чреваты многочисленными проблемами в поддержке и лишними расходами.

Постарайтесь также заранее проверить, как работают средства коллаборации. При переходе на работу из дома на первое место в процессе взаимодействия выходят средства аудио- и видео-коммуникации. Некоторые могут работать не так, как хотелось бы, в чем наш банк, к сожалению, убедился на деле с переходом на «удаленку».

Важно заложить достаточное время на обеспечение соответствия требованиям безопасности и политикам доступа. Набор требований к VDI в банке немалый, а в случае удаленной работы он растет и вширь, и вглубь, ведь нужно внедрять дополнительные методы контроля деятельности пользователя.

В такой ситуации как сейчас, не переводите на удаленную работу всех сотрудников разом. Чтобы обеспечить непрерывность бизнес-процессов, необходимо расставить приоритеты: обеспечить всем необходимым оборудованием сначала критичные бизнес-роли, а затем всех остальных.

Основа непрерывности — не только системы, но и люди

Но даже если вы выполните все перечисленные шаги — не обольщайтесь. Кто бы мог подумать, но сотрудники адаптируются к новым условиям не так легко, как вам кажется, а работа из дома сопровождается многими сложностями.

Во-первых, переход на «удаленку» — это стресс, как бы хорошо ни была отлажена ИТ-сторона процесса. Нужно время, чтобы найти дома подходящее место для работы, привыкнуть к обстановке, отсутствию привычных ритуалов рабочих будней, освоить новый формат коммуникации с коллегами.

Какая CRM подойдет вашей компании? Тест
Цифровизация

Что делать, чтобы этот стресс уменьшить?

Мы решили провести учения.

За несколько недель до официального начала периода самоизоляции все сотрудники головного офиса Райффайзенбанка остались дома и попробовали наладить рабочий процесс. Это позволило нам проверить инфраструктуру, да, но куда более важным стало снижение уровня стресса при переходе на режим самоизоляции.

Другая проблема — существенное изменение пользовательского ландшафта. Это же не привычное рабочее место, а несколько новых сценариев работы с удаленным доступом. 60% сотрудников используют корпоративные ноутбуки, 20% забрали домой тонкие клиенты, 20% работают на своем оборудовании. К списку добавляется локальный ландшафт, например, домашний интернет, а это почти всегда означает проблемы со связью из-за возросшей нагрузки на сети всех провайдеров.

В таких условиях число и разнообразие вопросов к службе поддержки растет как снежный ком, а потому работа и методы коммуникации с пользователями трансформировались. Чтобы такая трансформация прошла максимально безболезненно, нужно опять-таки постараться избежать нескольких ошибок.

Никогда не полагайтесь на традиционные формы коммуникации. В процессе раскатки мы поняли, что наши механизмы коммуникации с удаленными пользователями не идеальны, и нам пришлось в короткие сроки их менять: добавлять форматы, которые внутри корпоративной сети не были востребованы. Например, видеоуроки, информирование по SMS, отдельный канал в мессенджере, новый номер поддержки для удобного мобильного набора.

Всегда учитывайте уровень нагрузки на поддержку. Да, рост неизбежен и в целом предсказуем, но команде будет комфортнее, если она будет готова заранее. Например, можно перестроить работу направлений отдела с учетом новых тематик вопросов пользователей, быть готовым к росту длительности звонков, развивать каналы самообслуживания, чат-боты или сервис обратного звонка.

И самое важное. Нельзя недооценивать личный вклад людей. Несмотря на все меры, первое время наша команда поддержки в Москве и Омске работала практически круглосуточно, и это большая заслуга самих людей. Только спустя какое-то время нагрузка стабилизировалась и стала предсказуемой.

Резюмируя. Если вы только задумались о переходе на удаленную работу или находитесь где-то в начале пути, формируйте правильные ожидания.

При комплексном подходе, который включает в себя качественную подготовку ИТ-инфраструктуры и ИТ-служб, работы будет много, не на один месяц. Но результат, который обеспечивает непрерывность бизнес-процессов, а значит — устойчивость бизнеса в любой ситуации, — определенно того стоит.