Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

В России разработали приложение для самоизоляции, которое не штрафует больных

Новосибирская область внедрила мобильное приложение «112 — Экстренная помощь». Оно обладает функциональностью контроля соблюдения самоизоляции и мониторинга самочувствия пациентов с COVID-19. Решение не штрафует и вызывает врача на дом.

Коронавирус пришел внезапно и заставил реагировать на свое появление не только медиков, но и айтишников, потому что бороться с распространением инфекции помогает техническая возможность отслеживать перемещения и контакты каждого отдельного человека. Однако практики использования цифровых технологий в таких задачах ни у кого не было, и разработчикам пришлось импровизировать на ходу.

«Новосибирская область в этом отношении оказалась в несколько лучшей позиции по сравнению со многими другими регионами. Потому что еще в 2013 году наш регион стал одним из пилотных по федеральной программе создания «Системы-112», которая к началу пандемии несколько лет находилась в промышленной эксплуатации. С 6 марта 2020 года на ее базе для жителей области заработала горячая линия по профилактике коронавирусной инфекции, которая стала принимать 600-700 вызовов в сутки, — говорит Анатолий Дюбанов, министр цифрового развития и связи Новосибирской области. — Поэтому когда перед нами встала задача по обеспечению соблюдения карантинных мер пациентами на самоизоляции, решение сделать это в виде мобильного приложения, интегрированного с системой вызова экстренных оперативных служб, было для нас абсолютно логичным».

«Система-112» в Новосибирской области стала первой в Сибирском федеральном округе. Она была ведена в эксплуатацию 1 августа 2017 года на базе программной платформы разработки «НТЦ Протей». На текущий момент обслуживает более 1,5 млн обращений в год.

У компании Octopod из Санкт-Петербурга был опыт разработки мобильного приложения для «Системы-112», и в нескольких регионах оно уже использовалось. В «мирное» время приложение помогало пользователям при помощи кнопки «SOS» быстро сообщить о проблеме голосом или текстом, а затем отслеживать статус выполнения заявки. Коммуникация с оператором при этом значительно упрощается, поскольку координаты определяются автоматически с точностью до 10 метров по GPS или ГЛОНАСС, так что человеку не надо долго объяснять, где он находится. Кроме того, к обращению можно прикрепить любые файлы или фотографии, которые могут быть полезны для оказания помощи, причем эти дополнительные материалы передаются отдельно после отправки сигнала SOS, чтобы не возникало задержки из-за медленной работы сети. При отсутствии мобильного интернета или при нахождении пользователя в чужом регионе приложение отправит заявку в службу 112 в виде СМС, так что помощь обязательно придет. Важно отметить, что мобильное приложение для вызова экстренных служб — это не просто дань моде на цифровизацию, но еще и единственная возможность для глухонемых граждан самостоятельно обратиться за помощью, поскольку по обычному телефону они этого сделать не могут.

Анатолий Дюбанов: Еще в 2013 году наш регион стал одним из пилотных по федеральной программе создания «Системы-112»

Когда к середине марта 2020 г. стало ясно, что России едва ли удастся избежать введения ограничительных мер, программисты из северной столицы подумали о том, что в их приложении будут востребованы функции по контролю соблюдения карантина.

«Мы поняли, что надо начинать проект, не дожидаясь, пока об этом попросят заказчики. Потому что ситуация развивалась настолько быстро, что стандартные процедуры сбора и анализа требований явно не вписывались в отведенные нам коронавирусом временные рамки. Мы оглядывались на опыт зарубежных коллег из Сингапура и Южной Кореи, которые запустили подобные приложения раньше, и это убеждало нас в правильности принятого решения», — вспоминает Илья Курилин, генеральный директор компании «Октопод профессиональные сервисы».

Новый релиз приложения Octopod «112 — Экстренная помощь», в котором появился раздел «COVID-19», был выпущен в течение месяца сразу и для iOS, и для Android. Фактически, это была MVP-версия — из анти-ковидных функций успели реализовать только функцию самоизоляции: пользователь регистрировался в приложении, нажимал кнопку «Я самоизолирован», указывал адрес нахождения на карантине и далее отправлял селфи в те моменты, когда об этом попросит приложение. Для автоматической идентификации пользователей в систему был интегрирован модуль интеллектуального распознавания лиц, который автоматически сверяет присылаемое селфи пользователя с его контрольным фото из паспорта и в случае выявления несоответствия уведомляет оператора. Если гражданин все-таки покинул точку самоизоляции, то оператору «Системы-112» также приходит уведомление об этом, и он может незамедлительно связаться с нарушителем, попросить его подтвердить местоположение и попросить фото. В случае отказа или игнорирования звонка, на место может быть отправлен наряд, чтобы принять меры сообразно ситуации.

oktopod03.png
Новый релиз приложения Octopod «112 — Экстренная помощь», в котором появился раздел «COVID-19», был выпущен в течение месяца сразу и для iOS, и для Android

Как и во всей стране, в конце марта в Новосибирской области были введены карантинные меры, и перед Минцифры встала задача в кратчайшие сроки найти решение для электронного мониторинга местонахождения граждан, находящихся в изоляции по постановлениям санитарных врачей. Было установлено, что наиболее подходящим решением является готовое мобильное приложение «112 — Экстренная помощь» с функционалом по контролю местонахождения (раздел «COVID-19»). С разработчиком было заключено соглашение о передаче прав на использование мобильного приложения министерству.

После выполнения работ по интеграции с областной «Системой-112» во второй половине апреля мобильное приложение было запущено в эксплуатацию. Жителям региона, получившим предписание соблюдать самоизоляцию, было настоятельно рекомендовано им воспользоваться. Интеграция требовалась не только для корректного перенаправления вызовов на операторов в домашнем регионе абонента, но и для того, чтобы обеспечить хранение персональных данных на серверах заказчика — правительства Новосибирской области — в полном соответствии со 152-ФЗ «О персональных данных».

Илья Курилин: Ситуация развивалась настолько быстро, что стандартные процедуры сбора и анализа требований явно не вписывались в отведенные нам коронавирусом временные рамки

Поскольку изначально приложение создавалось для помощи людям, медицинские функции имеют в нем приоритет над полицейскими — никакие штрафы автоматически не выписываются. Более того, в обновленной редакции появилась возможность оценки состояния пациента — «хорошее» и «плохое». А затем в него добавили детальную анкету, разработанную Минцифры совместно с региональным Минздравом на основании текущего врачебного опыта. Благодаря этому в Новосибирской области с 1 июня пациенты с легкой формой коронавируса могут лечиться дома. Если появляются тревожные симптомы — повышение температуры, сухой кашель, насморк, диарея, боль в мышцах и прочее, — то приложение автоматически формирует запрос на вызов врача, и вполне возможно, это спасло некоторым людям жизнь.

По состоянию на 1 августа мобильное приложение вызывало врача пациентам с коронавирусом и подозрением на него при внезапном ухудшении состояния 240 раз. Всего в Новосибирской области за время пандемии мобильное приложение «112 — Экстренная помощь» установили 8176 человек. Это и те, кто находился под медицинским наблюдением и пациенты с легкой формой коронавируса. Для тех, кто не пользуется смартфоном, данные возможности были реализованы с применением технологии искусственного интеллекта. Система голосового самообслуживания в регионе применяется уже более года, в частности, в МФЦ уже известный жителям области голосовой помощник «Робот Николай» принимает 100% звонков на горячую линию и самостоятельно обрабатывает до четверти из них. «Николай» был обучен для быстрого голосового опроса по анкете, что позволило охватить пользователей кнопочных телефонов (а это преимущественно пожилые люди), обрабатывать их ответы наряду с данными пользователей приложения и при необходимости автоматически вызывать врача.

oktopod05.png
Поскольку изначально приложение создавалось для помощи людям, медицинские функции имеют в нем приоритет над полицейскими

Архитектурно решение состоит из двух нативных приложений под iOS и Android, объединенных общей шиной-middleware, отвечающей за балансировку нагрузки и маршрутизацию клиентских сессий по региональным серверам «Системы-112», где интеграция уже есть. На сегодня в этом списке Курская и Новосибирская области, Камчатский и Забайкальский край, а также город федерального значения Севастополь. В остальных регионах сообщение перенаправляется на СМС-шлюз и отсылается на номер 112.

В условиях второй волны коронавируса социальный мониторинг по-прежнему необходим. Очевидно, что региональные власти будут озабочены внедрением ИТ-решений, позволяющих автоматизировать эту задачу и одновременно минимизировать социальную напряженность. В этом контексте опыт Новосибирска можно считать в целом положительным — конечно, люди не могут быть довольны налагаемыми на них ограничениями, но наличие в системе фактически телемедицинских функций сглаживает этот негатив.

Если посмотреть шире, то в части взаимодействия граждан с системой здравоохранения, COVID-19 принципиально ничем не отличается от других инфекционных заболеваний. Если нет угрозы для жизни, то лечение можно проходить и дома, временно ограничив контакты с другими людьми и находясь под наблюдением врачей, что как раз и обеспечивает приложение от компании Octopod.

Станислав Макаров