Разделы

Бизнес Цифровизация

ЖКХ на грани коллапса: вся надежда на ИТ

Информационные технологии проникают во все сферы жизни. Не стало исключением и жилищно-коммунальное хозяйство. В целом, достижения в этой сфере, конечно, есть, но они относительно невелики. О том, как решить проблемы внедрения ИТ в ЖКХ в условиях недофинансирования, рассогласованности законодательства и отсутствия стандартизации применяемых продуктов, говорилось на круглом столе "Как ИКТ решат проблемы ЖКХ?", организованном CNews.

В текущем, 2007 году реформа ЖКХ отмечает свое десятилетие. К юбилею отрасль подошла не с самыми лучшими показателями. Износ инженерного оборудования в коммунальной сфере достиг 73%, инженерных сетей – 65%, износ жилищного фонда превысил 40%. Многие здания ждут капитального ремонта более 25 лет. Общее состояние дел практически не меняется в лучшую сторону. Регулярное недофинансирование приводит к тому, что проблемы, годами накапливавшиеся в сфере ЖКХ со временем усугубляются. В частности, при нормативной потребности в ежегодном капитальном ремонте 4-5% жилищного фонда фактически ремонтируется только 0,5% зданий.

Кому нужно внедрение ИКТ в ЖКХ?

Для решения любой из существующих проблем жилищно-коммунальной сферы требуется применение информационных технологий, - таково общее мнение участников круглого стола CNews "Как ИКТ решат проблемы ЖКХ?". Cовременные информационные технологии позволяют вести учет потребления тепло-, водо- и энергоресурсов, организовать контроль за состоянием объектов, обеспечить взаимодействие между поставщиками и потребителями ресурсов, – отметил в своем докладе аналитик CNews Analytics Сергей Шалманов. Качественная и достоверная информация является ценнейшим ресурсом, востребованным всеми участниками рынка. Органам власти применение ИКТ в сфере ЖКХ позволяет оперативно контролировать ситуацию, что необходимо для бюджетирования и учета текущих платежей, планирования и контроля работ, разработки нормативно-правовой базы; инвесторам ИКТ помогут рассчитать необходимые инвестиции и возможную отдачу от них. Рядовым гражданам, конечным потребителям услуг ЖКХ, внедрение информационных технологий позволит вести контроль над потребляемыми ресурсами и оптимизировать их расходование.

Современная инфраструктура ЖКХ настолько масштабна, что "без применения современных технических средств, грамотно посчитать сколько, чего, когда и зачем [требуется] в принципе невозможно", - считает Ренат Юсупов, старший вице-президент компании Kraftway по технологиям. Поэтому вопрос появления информационных технологий в структуре ЖКХ, по мнению вице-президента Kraftway, – это даже не вопрос, а "данность, которую надо реализовывать".

"В условиях быстрого прохождения реформ мы вынуждены быстро менять свой взгляд на управление хозяйством, управление предприятием, и передовые технологии, которые сейчас существуют – это тот инструмент, который должен помогать в этом нелегком деле", - отметила Елена Калугина, технический директор компании "Борлас-Энерджи".

Немаловажно и то, что переход к широкому использованию информационных технологий в ЖКХ, приводящий к облегчению процедур оплаты и переходу к выплатам за потребленные, а не отпущенные, ресурсы оказывает и значительный социальный эффект. Даже простое информирование участников рынка о самой реформе ЖКХ и экономии средств на текущих платежах благодаря применению новых технологий учёта потребления может положительно влияет на отношение участников рынка к реформе ЖКХ.

От интеграции систем учета к интеграции систем управления

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

На сегодняшний день информационные системы ЖКХ уже внедрены и успешно работают в ряде регионов. Так в 2007 г. был проведен конкурс Минпромэнерго на разработку технического регламента требований к программно-аппаратному комплексу учета энергоресурсов в ЖКХ. Подобные технологии постепенно появляются в российских городах — не только в Москве, Санкт-Петербурге, но и в Нижнем Новгороде, Свердловской области, Ханты-мансийском автономном округе, Сургуте, Перми и др.

Елена Калугина: ИТ-системы должны ориентироваться на особенности ЖКХ

Елена КалугинаНа вопросы CNews ответила Елена Калугина, технический директор компании Borlas Energy

CNews: Как вы считаете, какие сферы ЖКХ первыми затронет автоматизация?

Елена Калугина: В той или иной степени практически все сферы ЖКХ нашей страны уже затронуты автоматизацией. Однако ряд важных областей ЖКХ автоматизация именно "затронула", что неприемлемо. C другой стороны, рынок ЖКХ находится в состоянии реформирования, и старые ИТ-системы, в основном унаследованные от дореформенного периода, объективно не соответствуют запросам рынка.

Читать далее

Ренат Юсупов: Крупный бизнес может заинтересоваться ЖКХ

На вопросы CNews ответил Ренат Юсупов, старший вице-президент компании Kraftway

CNews: Как вы считаете, какие сферы ЖКХ первыми затронет автоматизация?

Ренат Юсупов: Как обычно - от простого к сложному. Вероятно, сначала будут внедряться системы управления ресурсами, затрагивающие в основном управленчекий уровень. Дальнейшие шаги по детальному анализу требуют разворачивания инженерной инфраструктуры для автоматического сбора информации со всех контролируемых объектов от квартир, до предприятий, генерирующих услуги.

Читать далее