Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

"Атомная" ERP: "большой взрыв" недопустим

Атомная промышленность остается одной из самых консервативных и закрытых отраслей экономики. Исторически уровень автоматизации здесь всегда был одним из самых высоких, и сегодня предприятия отрасли широко используют возможности современных информационных технологий, в частности, ERP-систем. Одним из проектов, демонстрирующих особенности автоматизации предприятий атомной промышленности, является внедрение ERP-системы на Сибирском химическом комбинате, осуществленное компанией "Информконтакт".

Сибирский химический комбинат, расположенный в г. Северске Томской области, на сегодняшний день является одним из крупнейших предприятий атомной промышленности. Поскольку комбинат был и остается для государства стратегически важным объектом, развитию его информационной инфраструктуры всегда уделялось много внимания, так, еще в 1953 году на СХК была создана Машиносчетная станция. Если говорить о более позднем периоде, то к середине 2003 года большинство задач, связанных с экономической деятельностью, уже были в той или иной мере автоматизированы, однако автоматизация носила преимущественно "лоскутный" характер (что было во многом обусловлено технологиями, существовавшими в 90-е годы и доступными комбинату). Кроме того, существовала потребность в оперативном доступе к достоверной информации, в первую очередь необходимой для принятия тактических и стратегических решений.

Сибирский химических комбинат – федеральное государственное унитарное предприятие, созданное в 1949 году как единый комплекс ядерно-технологического цикла для производства компонентов ядерного оружия. Позже предприятие начало выпуск продукции для мирного использования, в т.ч. для атомной энергетики.

В структуру СХК входит 8 заводов, ТЭЦ, научно-исследовательский и конструкторский институт, а также ряд вспомогательных подразделений. Численность сотрудников в настоящее время составляет около 15 тыс человек.

С целью создания надежного информационного фундамента, который мог бы служить инструментом для эффективного развития комбината, руководство СХК приняло решение о внедрении корпоративной информационной системы. В середине 2003 года, по итогам проведенного тендера, выбор был сделан в пользу Системы Alfa, разрабатываемой и внедряемой компанией "Информконтакт".

"Тендер проходил в два этапа. На первом рассматривались наиболее крупные системы как российских, так и зарубежных производителей, и в итоге были отобраны три системы российского производства. Почему именно российские? С одной стороны, отобранные системы отечественных производителей включали всю необходимую функциональность, с другой, зарубежные системы схожей функциональности стоили как минимум вдвое дороже. Фактор общей стоимости, наряду с желанием (при прочих равных) поддержать отечественного производителя, был достаточно важен для предприятия, - рассказал Владимир Клевцов, начальник управления информационных технологий и связи СХК. – Система Alfa же наиболее полно подходила для крупного производственного предприятия, такого как СХК. Кроме базового функционала, имеющегося во многих системах, в Системе Alfa была реализована возможность развернутого управления договорами, финансами, поставками, сбытом и т.д. Это и послужило причиной окончательного выбора".

Осенью 2003 года было проведено предпроектное изучение хозяйственной деятельности комбината. В результате обследования наряду с функционалом КИС были определены ключевые требования к ней. Первым из них стала необходимость формирования единого информационного пространства в рамках всего комбината. При этом собираемые сведения должны быть актуальными, непротиворечивыми и создавать основу принятия обоснованных решений, как оперативных, так и стратегических. Второе требование состояло в выстраивании целостной методологии хозяйственной деятельности, упорядочивании бизнес-процессов и документооборота.


СХК был создан в 1949 году как единый комплекс ядерно-технологического цикла для производства компонентов ядерного оружия

Кроме того, возникло четкое понимание того, что условия функционирования комбината часто претерпевают изменения, вызванные как общеэкономическими, так и отраслевыми факторами. Также на комбинате происходят внутренние изменения с целью повышения эффективности его работы. Подобные динамичные условия требовали и требуют гибкого развития информационной инфраструктуры комбината. Бессмысленно было создавать жесткую информационную систему управления ресурсами "на годы", необходимы были механизмы ее оперативной адаптации, которые позволили бы обеспечить максимально "гладкий" переход в новые условия работы.

"Шаг за шагом" или "все и сразу"?

Для выбора оптимальной стратегии построения информационной системы управления ресурсами комбината специалистами "Информконтакта" и СХК был проанализирован опыт проведения аналогичных проектов в крупных организациях, в том числе на родственных предприятиях Федерального агентства по атомной энергии.

При всем многообразии ERP-проектов запуск функционала, предусмотренного к внедрению, может осуществляться лишь по двум возможным сценариям – единовременно или поэтапно. У каждого подхода есть свои достоинства и недостатки, выбор той или иной тактики диктуется как характеристиками конкретной ERP-системы, так и структурными особенностями компании-клиента.

На тот момент ряд крупных предприятий внедрял КИС методом "большого взрыва". Такой подход, когда происходит настройка сразу всего запланированного к внедрению функционала ERP-системы и ее единовременный ввод в эксплуатацию, кажется на первый взгляд быстрее и дешевле. Зачастую "большой взрыв" выгоднее и для компании-внедренца. Однако очень часто после запуска новой системы предприятие находится в состоянии глубокого шока, на стабилизацию рабочих процессов порой требуется значительное время, иногда годы.

Техподдержка «Базальт СПО» — гарантия надежной работы вашей ИТ-инфраструктуры
Маркет

При поэтапном внедрении происходит последовательная настройка и запуск отдельных функциональных блоков (участков). В этом случае практически до конца проекта параллельно сосуществуют части нового и старого функционала, а для нормального их взаимодействия настраивается обмен данными между ними. Поэтапное внедрение позволяло исключить дестабилизацию работы предприятия, и, в частности, применительно к СХК, сократить суммарное время выполнения проекта, если учитывать период перехода к стабильной работе в новой системе при альтернативном варианте внедрения.

Приложив оба подхода к условиям СХК и взвесив все "за" и "против", руководство Сибирского химического комбината приняло решение о поэтапном внедрении ERP-системы: о сбоях в работе предприятия не могло быть и речи. Кроме того, при попытке детально продумать всю систему сразу существует значительный риск упустить существенные детали. Как рассказал Игорь Рубцов, первый заместитель начальника департамента корпоративных проектов компании "Информконтакт", помимо уже названных нюансов необходимо было учесть и интересы сотрудников, сделать переход к работе с новой системой максимально безболезненным. "Пользователи должны были освоить не только новый интерфейс выполнения своих повседневных операций, но и "вжиться" в новую технологию работы и обработки информации. Часть работников предприятия впервые начала активно использовать компьютер в своей повседневной деятельности. Также система накладывает на сотрудников, выполняющих типовые операции, определенный стандарт, и многим с трудом давалось привыкание к единым нормам".

Принятая стратегия для такого крупного предприятия, как СХК, не оставляла места для иллюзий на тему "здесь будет внедрено все сразу и за год". Поэтапное внедрение предусматривало по каждому участку глубокую методическую проработку, длительную опытную эксплуатацию, документирование всех этапов и составляющих работы. Все работы от разработки технического задания до приемочных испытаний и сдачи в постоянную эксплуатацию по каждому участку проводились в соответствии с существующими ГОСТами. Подобный подход, по мнению заказчика и внедренца, позволял гарантировать достижение результатов проекта.

Этапы проекта

По результатам предпроектного обследования из более чем 20 выделенных участков работ было принято решение двигаться сразу по двум направлениям: с одной стороны перевести общий свод бухгалтерского учета и ведение нормативно-справочной информации (НСИ) на новую технологическую платформу, а с другой – постепенно запускать "периферийные" участки, интегрируя их с существующей на комбинате информационной инфраструктурой, вплоть до создания качественно новой КИС.

Информконтакт - российская компания, специализирующаяся на разработке и внедрении систем автоматизации управления предприятием, управленческом и ИТ-консалтинге.

Спектр услуг компании включает комплекс работ, связанных с консалтингом, развертыванием, сопровождением и развитием комплексной информационной системы предприятия, а также обучением и сертификацией пользователей.

Основной продукт компании "Информконтакт" - Система Alfa - полнофункциональная ERP-система для крупных и средних предприятий, которая позволяет решать задачи эффективного управления бизнесом. Система Alfa сегодня работает в машиностроении, металлургии, добывающей промышленности, строительстве, торговле, на транспорте и в других отраслях.

В начале 2004 года начались работы по внедрению управления договорами и финансовым планированием, учета материалов и оборудования, переводу сводной главной книги на новую технологическую платформу с разработкой нового аналитического плана счетов. С самого начала внедрения в работу было вовлечено более 150 пользователей из бухгалтерии, снабженческих и ряда других подразделений. К середине 2004 года управление договорами и финансовым планированием, а также сводная главная книга в Системе Alfa после завершения опытной эксплуатации были сданы в постоянную. В течение 2004 года были также полностью автоматизированы учет услуг, учет ОС и НМА, управление финансами.