Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура

Эксперты уверены: ИКТ вытянут ЖКХ из кризиса

Отрасль ЖКХ, являясь одной из самых социально-значимых отраслей российской экономики, находится в состоянии скорее острого кризиса, чем успешного реформирования. Информационные технологии могут стать инструментом, который поможет преодолеть этот кризис. Несмотря на то, что о массовом внедрении ИКТ в сферу ЖКХ говорить пока рано, процессы, которые начались как на федеральном уровне, так и в некоторых регионах, вселяют сдержанный оптимизм. О проблемах отрасли ЖКХ и путях их преодоления говорилось на круглом столе CNews "Роль ИКТ в сфере ЖКХ", который прошел в рамках деловой программы выставки "ИнфоКом–2007".

ЖКХ на сегодняшний день является одной из наиболее крупных и в то же время проблемных отраслей российской экономики. С одной стороны – количество предприятий и организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства превысило 52 тысячи, а число работающих на них составило около 4,2 млн человек. Оборот отрасли жилищно-коммунальных услуг в 2006 году достиг 1,3 трлн рублей, увеличившись по сравнению с 2005 г. на 200 млрд рублей. С другой стороны, как заявил, выступая на круглом столе, заместитель директора департамента государственных программ, развития инфраструктуры и использования ограниченного ресурса Мининформсвязи России Михаил Лучинкин, при такой динамике развития более двух третей организаций ЖКХ находятся на грани банкротства. По его словам, на начало 2006 года кредиторская задолженность российских предприятий в сфере ЖКХ превысила 320 млрд рублей, а дебиторская – 280 млрд рублей.

Объем дотаций в отрасль также постоянно растет. Если в 1996 году он составлял около 4% ВВП, то по итогам 2007 года эта цифра может достичь 12%. При этом инвестиции в основной капитал за десять лет сократились более чем в 2,2 раза. По данным Мининформсвязи России, в среднем по России изношенность коммунальных сетей составляет около 50%. Причем, в некоторых субъектах и муниципальных образованиях эта цифра достигает 80-90%. Около трети ресурсов теряется сегодня в среднем по России при предоставлении жилищно-коммунальных услуг, а по отдельным видам ресурсов, например, по водообеспечению, потери достигают 90%.

Для того чтобы преодолеть кризис отрасли, дальнейшее развитие жилищно-коммунального комплекса, по мнению представителя Мининформсвязи России, должно осуществляться с применением "новых методов и механизмов управления, в том числе и на основе повсеместного использования информационных и телекоммуникационных технологий". В первую очередь, ИКТ должны помочь решить задачу по организации мониторинга сферы ЖКХ. Как отметила, выступая на круглом столе, начальник отдела внедрения новых технологий департамента ЖКХ Минрегионразвития России Марина Шилина: "В этом [2007] году летом был утвержден комплекс мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который предполагает, в том числе, и мониторинг сферы ЖКХ", поэтому "задачи по его организации сейчас стоят особенно остро".

Информатизация ЖКХ начнется с регионов

По словам Михаила Лучинкина, в 2007 году в рамках ФЦП "Электронная Россия" запущен проект по созданию типового решения управления ЖКХ. Это решение должно обеспечить информационно-аналитическую поддержку принятия решений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе по вопросам мониторинга состояния отрасли, финансового учета и планирования ресурсов. Его составными частями будут программное обеспечение, методические рекомендации по внедрению, а также блок, связанный со стандартами и регламентами информационного взаимодействия и форматами предоставления данных. Кроме того, в рамках решения планируется разработать пакет модельных региональных нормативно-правовых актов, которые необходимо принять на территории субъекта для того, чтобы система начала работать. По словам Михаила Лучинкина, в 2007 году были разработаны концепция типового решения, технический проект и создано программное обеспечение. Предполагается, что в 2008 году будет производиться его доработка и апробация в трех пилотных регионах – Томской и Астраханской областях, а также Республике Татарстан. Тиражирование решения запланировано на конец 2008 – начало 2009 гг. Причем, регионам оно будет предоставляться бесплатно по запросу.

В Татарстане, который является одним из пилотных регионов по апробации типового решения, первая информационная система управления ЖКХ была реализована еще в 90-х годах прошлого века. Как рассказал на круглом столе заместитель министра информатизации и связи Республики Татарстан Олег Разуткин, в рамках развития этой системы в 2004 году совместно с Минэкономразвития России в Татарстане была построена первая очередь информационной системы управления ЖКХ. Сегодня в нее интегрированы информационно-аналитическая подсистема, хранилище данных, информационная система учета претензий граждан, подсистемы планирования и вывоза твердых бытовых отходов, контроля целевого использования бюджетных средств и капитальных ремонтов и т.п. Также реализована подсистема сбора первичной информации, которая затем используется на региональном и федеральном уровнях. По словам Олега Разуткина, система позволяет проводить "моделирование развития отрасли ЖКХ с учетом миграции населения и демографической ситуации и сценарное моделирование влияния тарифной политики в сфере ЖКХ на социально-экономическое положение в регионе".

Что касается конечных потребителей услуг ЖКХ, то заместитель министра особо отметил, что "внедрение системы повысило достоверность информации, ее открытость для населения". Все необходимая информация выводится на портал, а сводные данные присутствуют также и на портале правительства Республики Татарстан. Кроме того, республиканская система управления ЖКХ интегрирована с информационной системой органов соцзащиты, что позволяет вести персонифицированные счета с учетом предоставляемой населению адресной персонифицированной помощи.

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

ЖКХ ждет стандартов

В Мининформсвязи считают, что при внедрении ИКТ в сферу ЖКХ особое внимание стоит уделить вопросам стандартизации. Как рассказал Михаил Лучинкин, в настоящее время разработан проект технического регламента использования информационно-коммуникационных технологий в сфере ЖКХ. Работа велась в рамках соответствующей программы разработки технических регламентов, инициаторами создания которой выступили пять федеральных органов исполнительной власти: Мининформсвязи, Минпромэнерго, Минэкономразвития, Минрегионразвития и Минздравсоцразвития. Данный технический регламент будет регулировать вопросы учета электрической и тепловой энергии, газа, твердого топлива, горячей и холодной воды. Его принятие, по замыслу авторов, должно обеспечить совместимость автоматизированных систем учета ресурсов в сфере ЖКХ. Кроме того, в ведомствах считают, что внедрение этого технического регламента придаст импульс развитию отечественного производства технологического оборудования и разработки программного обеспечения для учета энергоресурсов.