Разделы

Бизнес Кадры

Дмитрий Садков: У ИТ-компаний есть все основания для лидерства в бизнес-консалтинге

О включении в свой портфель услуги управленческого консалтинга заявляют все больше российских ИТ-компаний. Из средства продвижения собственных продуктов и услуг консалтинг сегодня превращается в отдельный бизнес. Чем этот рынок так привлекателен для ИТ-игроков? Каковы их конкурентные преимущества на этом поле? На что они рассчитывают, осваивая новую сферу деятельности? Об этом в интервью CNews рассказал Дмитрий Садков, директор департамента управленческого консалтинга компании IBS, уже более пяти лет развивающей это направление.

CNews: В последнее время многие ИТ-компании активно развивают направление консалтинга, причем не только в сфере информационных технологий. С чем связан повышенный интерес к данному направлению? Какие тенденции российского и мирового рынка определяют его развитие?

Дмитрий Садков: На мой взгляд, внимание к рынку консалтинга со стороны ИТ-компаний определяется несколькими основными причинами. Первая причина заключается в том, что основными заказчиками ИТ-услуг – лицами, принимающими решения, являются топ-менеджеры, которые при этом не готовы разговаривать исключительно на языке ИТ-решений, а предпочитают язык бизнеса. И для выстраивания эффективного взаимодействия с ними необходимы соответствующие компетенции. При их наличии уже можно решать и бизнес-вопросы, и обеспечивать их поддержку ИТ-решениями. Вторая причина – это естественное желание любой сервисной компании расширять свои компетенции и предоставить клиенту весь спектр профессиональных услуг, от бизнес-консультирования до внедрения приложений и поставок техники. Но не стоит забывать и о том, что называется "лучший международный опыт". Российские ИТ-компании смотрят на опыт зарубежных коллег, на направления их развития, и видят, что западные игроки предоставляют услуги в области ИТ и консалтинга комплексно. При этом делают это весьма успешно.

В нише управленческого консалтинга уже присутствует много крупных профессиональных игроков, и западных, и российских. Но ИТ-компании отнюдь не пытаются их потеснить, они просто хотят добавить в свой портфель то, чего в нем раньше не было, то, чего явно не хватало, чтобы сделать ИТ-решения максимально эффективными. Например, можно внедрить ERP-систему, практически ничего не понимая в финансовом управлении в российской компании. И, возможно, она даже будет работать, хотя, скорее всего, недолго и не совсем правильно. А можно внедрить ее так, что она действительно улучшит существующие процессы в рамках финансовой деятельности предприятия. Это два совершенно разных подхода, они создают совершенно разную ценность решения для заказчика. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ИТ-компании, занимающиеся внедрением, пытаются применять бизнес-ориентированный подход к реализации проекта.

CNews: За счет чего ИТ-компании могут быть успешными и конкурентоспособными на этом поприще?

Дмитрий Садков: Прежде всего, за счет умения поддерживать правильный баланс между советами и внедрением, между методологиями и их практической реализацией. Начиная любой проект, мы понимаем и готовы объяснить заказчику, какой эффект для бизнеса в итоге будет достигнут. Плюс оценить затраты, просчитать и нивелировать риски. В среднем, отклонения от наших оценок составляют не более 10%. При этом мы готовы внедрить то, что мы предлагаем, в жизнь, а значит – на деле отвечать за результат. Мы не можем позволить себе роскоши создавать концепции, которые впоследствии нельзя будет реализовать. Это вопрос репутации.

Такой подход сложился исторически: все виды консалтинга в IBS возникали как способ поддержки внедрения тех или иных ИТ-систем. Любое внедрение, выполненное на основе стандартных шаблонов, нежизнеспособно, т.к. не "приспособлено" к нуждам конкретного предприятия, его бизнес-процессам. При этом мы никогда не беремся за утопические проекты, если это не решаемая технологически задача. Решение должно быть реалистичным. А консалтинг в целом – прагматичным, направленным на достижение определенного бизнес-эффекта.

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Очень многие компании, которые занимаются управленческим консалтингом, на практике предоставляют далеко не равноценные услуги. Кто-то делает просто постановку бюджетирования, а кто-то создает пятилетнюю стратегию развития. То есть консалтинг очень многогранен, это огромное количество продуктов, решений, подходов и т.д. И развитие этого направления сегодня движется в сторону укрупнения, консолидации разнообразных сервисов в рамках одной организации. При таком сценарии ИТ-компания вполне может успешно конкурировать с традиционными лидерами этого рынка. Это мы видим и на своем примере. Сегодня мы выполняем те проекты, которые год назад, наверное, предназначались бы совсем не нам.

CNews: Насколько рынок консалтинга в России сформирован? Можно ли сказать, что уже виден предел его развития?

Дмитрий Садков: Ровно наоборот, я считаю, что он находится еще в самом начале своего развития. Появляется все больше продуктов, растет платежеспособный спрос на профессиональные услуги. Понятно, что при этом растут и требования к консультанту, заказчики становятся все более и более компетентными, они уже точно знают, чего хотят и, более того, - как это нужно делать. Крупные, а теперь уже и средние компании, готовы платить за профессиональные услуги.

Если проследить рост рынка на примере IBS, то последние несколько лет направление консалтинга у нас растет на 40–50% ежегодно. Думаю, что IBS является фактически одной из первых российских ИТ-компаний, которые подошли к управленческому консалтингу именно как к бизнесу, а не как к средству продвижения своих продуктов и услуг.