Разделы

Цифровизация Ритейл

В эксперименте по маркировке упакованной воды уже приняли участие больше 3 тыс. компаний

Эксперимент по маркировке минеральной и питьевой упакованной воды стартовал в апреле 2020 г. В нем приняли участие более 3 тыс. компаний. Среди них — около 180 производителей. Всего же было эмитировано более 1,2 млн кодов маркировки. Одну из лидирующих позиций по темпам инноваций занимает BaikalSea Company.

Цели эксперимента — самые благие — противодействие незаконному ввозу, производству и обороту упакованной воды. Пока же в рамках реализации программы «Честный знака», оператором которой распоряжением правительства РФ была назначена компания Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), с 1 июля 2020 г. в обязательном порядке была введена маркировка лекарств, обуви и сигарет. Позже она распространилась на духи, товары легкой промышленности, напитки и молочную продукцию как на самые подделываемые товары. Ведь, как показывают результаты анализа, проведенного Минпромторгом — с 2018 г. на российском рынке выявлено более 6 млн единиц контрафактной продукции.

Пока же, комментируя ход эксперимента на сайте ЦРПТ, руководитель товарной группы «Вода» Кирилл Волков заметил, что уже провелись тесты нанесения на более чем 40 производственных площадках. И там была апробирована маркировка с использованием стикера на крышке, типографского метода нанесения, прямого нанесения на линии. Одним из последних опробованных решений стала маркировка крышек спорт-кап. Ее уже успели успешно применить на всех типах линий по способу автоматизации узлов и на 90% используемых в отрасли скоростях — от 300 единиц продукции в час до 25 тыс. бутылок в час.

Тесты нанесения проведены на более чем 40 производственных площадках, в том числе в BaikalSea Company

«Единичные сверхскоростные решения с объемами выпуска продукции свыше 50 тыс. бутылок в час будут тестироваться совместно с крупнейшими отраслевыми предприятиями, — отмечает Кирилл Волков.

Одним из первых предприятий, пошедших по пути «проверено на себе», стала компания BaikalSea Company. Ее можно считать одним из драйверов процесса, в котором она хочет лидировать. Тем более, что компания уже успела выпустить в оборот более 160 тыс. промаркированных бутылок природной глубинной воды «Байкал 430» и минеральной воды «Иркутская». Решением для эксперимента по маркировке стало прямое нанесение стикера на колпачок сверху. При этом коды на стикеры печатаются заранее. Но данный способ не является окончательным, так как для отдельных видов выпускаемой продукции он не обеспечивает неизменность внешнего вида. И сейчас идет работа над другими решениями.

Одним из первых предприятий, пошедших по пути «проверено на себе», стала компания BaikalSea Company

Сама же маркировка подтверждения подлинности продукции, правда, несколько в другом виде, применяется BaikalSea Company с 2016 г. Два продукта — «Байкал 430» и детская природная вода «Мика-Мика», выпускаемые компанией, отмечалась специальным кодом, позволяющим потребителю проверить подлинность продукции.

«Главная технологическая проблема, которую пришлось решать в ходе эксперимента по обязательной маркировке продукции на производстве компании в рамках участия в программе «Честный знак» — это интеграция незнакомого оборудования в действующую линию розлива. Причем, таким образом, чтобы минимизировать конструктивные изменения и максимально снизить влияние на эффективность работы линии, без потери качества выпускаемой продукции, — рассказывает ИТ-директор компании BaikalSea Company Денис Юрасов.

По его словам, при этом проблема неизменности внешнего вида продукции при маркировке подразумевает возможность использования нескольких различных способов нанесения и их влияния на внешний вид. Пока же было специалистами BaikalSea Company сформировано соответствующее техническое задание, ведутся переговоры с европейскими компаниями, которые являются экспертами в области систем Track & Trace от производства до потребителя.

baikal4.jpeg
Проблема неизменности внешнего вида продукции при маркировке подразумевает возможность использовать нескольких различных способов нанесения

Сегодня решением для эксперимента по маркировке стало прямое нанесение стикера на колпачок сверху. При этом коды на стикеры печатаются заранее. Данный способ не является окончательным, так как для отдельных видов выпускаемой предприятием продукции оно неприемлемо — не обеспечивает неизменность внешнего вида. Сейчас BaikalSea Company работает над другими решениями.

Очевидно, что новый процесс маркировки вызовет необходимость новых процессов: заказа кодов, их предварительной печати, изменений на линии по контролю и отбраковки кодов на бутылку и т.д. А также ввода дополнительных функций контроля операторов и ручные операции со сканерами у операционного персонала по обработке некондиционной продукции.

«В целом технологический процесс изменился, но только в части оборудования упаковки и обработки продукции на складе как при приемке, так и при отгрузке. Было установлено дополнительное оборудование маркировки, контроля, считывания и верификации кодов, камеры технического зрения на всех стадиях. У операционного персонала дополнительно появились активности по деактивации кодов в случае плохой читаемости, сбоев в программе, а также дополнительные места контроля. Кроме того, потребовалось дополнительно задействовать специалистов ИТ-подразделения для доработки программы с целью экспорта данных кодов в ERP-систему компании», — добавляет Денис Юрасов.

В целом участие в эксперименте «Честный знак» с точки зрения развития цифровизации производства, по мнению ИТ-директора компании, можно считать удачным. Хотя бы потому, что он помог протестировать оборудование, ПО и сформировать понимание, какие решения устраивают бизнес, а какие требуют дополнительной доработки.