Разделы

Цифровизация

Василий Белов, ITGLOBAL.COM: Интеграторы, которые не приспособились к сервисной модели, будут отмирать

Роль системного интегратора меняется в последние годы в сторону комплексного решения задач, стоящих перед бизнесом. О том, как в связи с этим модифицируется их бизнес и на что обратить внимание при выборе интегратора, в интервью CNews рассказал заместитель генерального директора сервис-провайдера ITGLOBAL.COM Василий Белов.

CNews: Как в России со временем трансформируется роль системных интеграторов?

Василий Белов: В начале 2000-х популярной моделью был box-moving. Системные интеграторы покупали оборудование и ПО за рубежом и продвигали их в России. Сейчас эта услуга практически умерла, так как бизнес самостоятельно может узнать детали о новых технологиях и заказать конкретные решения в любой стране мира. В связи с этим системные интеграторы начали решать более сложные задачи.

Речь идет о нескольких ролях. Классическая — дилер производителей информационных технологий. Интегратор обеспечивает реализацию комплексных проектов, поставку, внедрение и обслуживание. В этом контексте он становится мостиком между бизнесом и крупными вендорами. Последние разрабатывают по-настоящему крутые вещи. Но когда мы смотрим их презентации, мы понимаем, насколько их видение может быть сложно применимым при реализации конкретных бизнес-задач заказчиков. Эта разница похожа на разницу между фундаментальной наукой и прикладными знаниями.

Василий Белов: 2020 год стал переломным для системных интеграторов

Задача интегратора — взять эти технологически разные решения от разных вендоров, выбрать то, что нужно клиенту, и объединить в единое целое, отвечающее именно конкретным бизнес-задачам. Для этого нужно, с одной стороны, очень хорошо понимать бизнес-процессы, вникать в потребности заказчика, а с другой — отлично разбираться в современных технологиях.

Ну и, конечно, вторая роль — быть сервис-провайдером ИТ.

CNews: Пандемия и рост популярности удаленного формата работы повысили спрос на услуги интеграторов?

Василий Белов: Я бы не сказал, что пандемия как-то на это повлияла. Потребности рынка постоянно меняются. Вчера был актуален документооборот, сегодня появился большой спрос на решения для эффективной удаленной работы. Решением этих задач для enterprise-сегмента в любом случае занимается системный интегратор. Главный фактор для роста спроса на услуги интеграторов — наличие или отсутствие у компаний денег на развитие ИТ. А пандемия и связанная с ней удаленная работа влияет только на то, куда именно тратятся эти деньги.

CNews: Как вы оцениваете изменения на рынке системных интеграторов в 2020 году?

Василий Белов: 2020 год стал переломным для системных интеграторов. Если в 2019 году большинство компаний предпочитали on-premise инфраструктуру, то сейчас на первое место вышли облачные технологии и сервисная модель потребления. В ближайшие 5-10 лет системные интеграторы, которые не приспособились к новому подходу, будут отмирать. Нам в этом смысле несколько проще — мы, как сейчас иногда говорят, «рождены в облаках», причем в прямом смысле: мы изначально создавались как облачный сервис-провайдер, а направление системной интеграции появилось чуть позже.

За последние 10 лет мы все видели рост интереса к облакам, увеличение объемов профильного рынка. Но до 2020 года они все-таки были менее популярными, чем решения on-premise. Облака были только второй опцией.

Что поменялось в 2020 году? Сыграли два фактора, которые переломили ситуацию: потребность в ускоренной трансформации ИТ и дефицит возможностей по капитальным вложениям (т.е. вложений в on-premise). В 2021 году мы наблюдаем, что первым выбором стал облачный подход, а уже вторым — on-premise, и это качественное изменение рынка.

При чем здесь системные интеграторы? 10 лет назад выбор среди облачных провайдеров в России был весьма ограниченным: гиперскейлер Amazon и несколько отечественных облачных провайдеров. Штатные ИТ-специалисты легко могли разобраться в услугах, которые предлагают провайдеры. Сейчас на рынке уже несколько крупных гиперскейлеров: Amazon Web Services, Microsoft Azure, Google Cloud Platform, Alibaba Cloud и IBM Cloud. В России работают не менее 10 крупных облачных провайдеров и не меньше 20 интеграторов с собственными облаками. В компаниях, в которых ИТ не определяет напрямую развитие бизнеса, не смогут даже просто перечислить их, не то что разобраться в их предложениях.

А сколько новых технологий появилось? Чтобы использовать облачный подход, грамотно интегрировать его с собственной инфраструктурой и не потратить кучу денег впустую, нужно обладать крайне продвинутой экспертизой. Если в компании не хватает собственных экспертов, она привлекает внешних. Поэтому у системных интеграторов появилась новая роль — Managed Service Provider (MSP). И некоторым системным интеграторам нужно серьезно перестраивать свой бизнес, потому что сервисный подход как основа ИТ — это глобальный тренд.

CNews: Соответствуют ли российские тенденции на рынке интеграции общемировым?

Василий Белов: Да, абсолютно. Тенденции на рынке системной интеграции связаны с появлением новых ИТ, тут мы не отстаем от других стран. Возникают новые технологии, новые подходы, с помощью которых можно решать задачи клиентов. Новые решения к нам приходят практически одновременно с США и Европой. Например, за 10 лет полностью изменился подход к построению информационных систем. Если раньше преобладал монолитный подход, то сейчас все смотрят в сторону микросервисной архитектуры. И это справедливо для всех перечисленных рынков.

CNews: Получается, что интегратор должен быть всегда готов к меняющимся условиям работы? Какие еще компетенции нужны интегратору в 2021 году?

Василий Белов: Это так, задача системного интегратора — поддерживать экспертизу в актуальном состоянии, всегда быть в курсе ИТ-трендов. Если ты в этой гонке отстал, проглядел инновации и предлагаешь своим заказчикам старые подходы, ты становишься неконкурентоспособным. Например, продвигаешь типы инфраструктур, подходящие строго под монолитные архитектуры приложений.

Что касается компетенций, то их условно можно разделить на классические и современные. К числу первых относятся способность разобраться в современных тенденциях и глобального рынка и предложениях мировых технологических лидеров в тех или иных предметных областях. Мы, например, разбираемся в ИТ-инфраструктуре.

Также важно быть близким к заказчику, понимать какие вызовы стоят перед его бизнесом, что конкретно ему нужно. Если говорить о современных компетенциях — это, безусловно, сервисный подход, который диктует совершенно другие методы работы. Например, необходим ITIL (методология управления и непрерывного улучшения бизнес-процессов в ИТ).

CNews: Небольшие компании тоже прибегают к услугам системных интеграторов?

Василий Белов: Уже практически не осталось компаний, у которых бы не было ИТ-инфраструктуры, потому что мы живем в цифровом мире. И, как правило, потребность в услугах системного интегратора появляется по мере роста компании. Если сначала достаточно и бесплатных сервисов, то со временем бизнес начинает испытывать потребность в решениях корпоративного уровня и более сложной инфраструктуре. При этом не всегда важно, большая компания или маленькая. Организации со штатом в 15-20 человек тоже обращаются к системным интеграторам. Здесь дело не в размере, а в потребностях, которые стоят перед бизнесом.

CNews: Насколько высока конкуренция на рынке системной интеграции?

Василий Белов: Рынок системной интеграции очень конкурентный. При этом на нем постоянно появляются новые игроки. Выигрывает тот, кто лучше разбирается в технологиях, понимает потребности заказчика и силен в сервисном подходе.

CNews: По каким критериям нужно выбирать системного интегратора? На что обратить внимание?

Василий Белов: На мой взгляд есть два момента, на которые стоит обратить внимание при выборе системного интегратора. Первый — технологические компетенции: насколько интегратор разбирается в предлагаемом решении. Второй — способность разобраться в бизнес-задаче, адаптировать под нее технологическое предложение.

Чтобы ответить на эти вопросы можно обратить внимание на несколько параметров. Во-первых, скорость работы. Даже срок подготовки расширенного и качественного технико-коммерческого предложения говорит как о технологических компетенциях, так и о том, насколько ваш проект важен для системного интегратора. Во-вторых, важен перечень уже реализованных проектов. Стоит попросить дать контакты ИТ-руководителей компаний, для которых интегратор уже делал похожие проекты. Третий параметр — наличие нескольких подходов к реализации задачи. Хороший интегратор — не тот, который посчитает спецификацию на 3-5 вендорах, а тот, который предложит несколько вариантов реализации бизнес-задачи: off-premise, on-premise и гибридный.