Разделы

SAS - "белая ворона" софтверного рынка

Современная экономика тесно "завязана" на получении инвестиций, а главным механизмом привлечения инвестиций является фондовая биржа. Перегретость акций высокотехнологичного сектора экономики привела к тому, что рынок обрушился, как карточный домик, потянув вниз всех его участников - и пресловутые дот-комы, и компании, обеспечивавшие инфраструктуру "новой экономики", в том числе производителей "железа" и софтверные корпорации... Индекс NASDAQ продолжает неуклонно снижаться. "Свет в конце тоннеля" пока не виден. По оптимистичным прогнозам, стагнация будет длится минимум полгода, по пессимистичным - полтора года. Казалось бы, все участники рынка находятся в равных условиях. Оказывается, не все крупные компании живут по стандартному сценарию. Американская компания SAS (раннее известная как SAS Institute), занимающаяся разработкой программного обеспечения в области технологий хранилищ данных и систем поддержки принятия решений, является исключением из правил в нескольких смыслах.

Во-первых, она, что называется, "широко известна в узких кругах" - несмотря на неплохой доход (более миллиарда долларов в год) и весьма сильные позиции на рынке статистических исследований, систем поддержки принятия решений, CRM ("менеджмент отношений с клиентом"), бренд компании до недавнего времени был мало известен широкой общественности. Лишь с прошлого года, когда было принято решение об акционировании компании, SAS действительно "пошел в народ". О том, что аббревиатура SAS обозначает не только скандинавскую авиакомпанию, но и софтверного гиганта, знают теперь не только специалисты IT-индустрии, а все больше и больше "рядовых пользователей".

Во-вторых, это крупнейшая в мире частная софтверная компания, поэтому она в значительно меньшей степени, чем публичные, зависит от колебаний фондового рынка.

Во-третьих, это компания, которая на фоне стагнации высокотехнологичной отрасли и общего спада американской экономики демонстрирует не только стабильность, но и стабильный рост прибылей.

И, наконец, это компания, создавшая для своего персонала условия работы, считающиеся образцово-показательными в отрасли. Любой штатный сотрудник штаб-квартиры, располагающейся на территории кампуса компании в г. Кэри, штат Северная Каролина, бесплатно обеспечен такими социальными льготами, как медицинское обслуживание, спортклуб, бассейн, детский сад и школа и т.п., что совершенно нетипично для США. Каждый из 3 414 сотрудников штаб-квартиры имеет отдельный кабинет. (Кстати, земельный участок площадью в 80 гектаров в прекрасном сосновом лесу, где и располагается кампус, и более 30 зданий кампуса являются собственностью компании.)

Компания SAS была основана в 1976 году Джеймсом Гуднайтом (James Goodnight), до этого успевшим потрудиться над разработкой систем наземного контроля программы Apollo. Всего за 25 лет из "гаражной" фирмы по программированию, не прибегая к такому обычному подспорью, как размещение акций на фондовой бирже, SAS превратился в одну из крупных мировых софтверных компаний. В компании работает более 8 тысяч человек. Программное обеспечение и услуги SAS используют около 3.5 млн. пользователей в более чем 34 000 компаниях, государственных учреждениях и университетах в 115 странах мира. 98 компаний, госучреждений и университетов списка TOP100 журнала Fortune являются клиентами SAS. В прошлом году доход компании составил более миллиарда долларов.

Однако, на данный момент, по мнению основателя и владельца компании г-на Гуднайта, SAS внутренне перерос рамки частной компании. Невзирая на кризис отрасли, компания не отказалась от планов акционирования. Г-н Гуднайт утверждает, что кризис не помешает SAS провести первичное размещение акций на бирже (IPO), а с помошью него выйти к новым горизонтам развития. Акционирование назначено на будущий год.

Наблюдать за тем, как американская хай-тэк компания готовится к акционированию на фоне стагнации рынка, - крайне любопытно. Уверенность, с которой компания убеждает в собственном отличном самочувствии и готовится к "выходу в свет", вызывает смешанные чувства - от удивления до вполне закономерного скепсиса. Однако, по утверждению топ-менеджмента SAS, для оптимизма есть основания. В этом руководители компании постарались убедить представителя CNews.ru во время его визита в штаб-квартиру SAS в г. Кэри, Северная Каролина, США.

Все высокотехнологичные компании по всему миру сейчас напряженно следят за драматическим снижением индекса NASDAQ. Есть прогнозы, что индекс может опуститься на уровень пятилетней давности - до 1000 пунктов... Ваш прогноз?

Доктор Джеймс (Джим) Гуднайт (James Goodnight), Президент, CEO и соучредитель компанииДоктор Джеймс (Джим) Гуднайт (James Goodnight), Президент, CEO и соучредитель компании:
Честно говоря, я не слежу за этим индексов... больше за Dow Jones... А какое сейчас значение у NASDAQ?

То, что вы не следите за этим индексом, крайне странно для главного владельца одной из крупнейших софтверных компаний...

Гуднайт:
Не вижу в этом большой нужды: Вообще, я предпочитаю концентрироваться на управлении компанией, а не на курсе акций. Мой прогноз - NASDAQ практически дошел до дна. Ситуация скоро начнет стабилизироваться . Например, на прошлой неделе я лично уже начал покупать некоторые акции. Вообще, наши собственные доходы традиционно имеют двухзначный процент годового роста.

Трудно поверить в то, что кризис отрасли никак не влияет на деятельность вашей компании...

Грэм Вудли (Graeme Woodley), первый вице-президент по развитию бизнеса и организации непрямых продажГрэм Вудли (Graeme Woodley), первый вице-президент по развитию бизнеса и организации непрямых продаж:
Фондовый рынок - не самый главный показатель всей экономики. Людям нужны наши продукты и они их покупают:

Несмотря на то, что у них все меньше и меньше денег?
Гуднайт:
Во время экономического спада те программы, которые экономят деньги компаний, позволяя им не нанимать лишний персонал, продаются очень хорошо. Программы дешевле, чем персонал. Так что компаниям выгоднее покупать программы, которые решают проблемы, чем нанимать людей, которые должны решать проблемы. Увольнения происходят, потому что у компаний недостаточно денег, но менеджерам этих компаний все равно надо решать проблемы, и программы им в этом помогают.

Джим Дэвис (Jim Davis), исполнительный вице-президент, директор по международному маркетингуДжим Дэвис (Jim Davis), исполнительный вице-президент, директор по международному маркетингу: Нашими продуктами пользуются 98% компаний, входящих в Fortune Top 100. Мы не производим продукты только для анализа или отчета, мы реализуем решения, позволяющие превращать полученную информацию в конкурентное преимущество, экономить свои ресурсы. Такие продукты особенно востребованы в период нестабильности и кризиса.

Таким образом, можно ли сказать тогда, что спад на рынке выгоден для софтверных компаний?

Гуднайт:
Причина, по которой производители, такие как Cisco и Nortel, производят сейчас массовые увольнения - это то, что они, в основном, обслуживали "дот-комы", которые сейчас "упали". Но "дот-комы" и веб-решения - это не одно и тоже. Мы наблюдали определенное замедление в прошлом году. В этом году мы ожидаем как минимум 20 процентный рост продаж наших веб-решений.

Дэвис: Дот-комы можно назвать "дот-бомбами". Они проложили бизнесу дорогу в интернет. Компании традиционного бизнеса, которые сейчас выводят свой бизнес в интернет, справляются с делом лучше, чем дот-комы.

Осенью прошлого года SAS объявил о планах выхода на IPO (первичное размещение акций). Изменились ли эти планы в связи с углубляющимся кризисом отрасли и обвалом фондового рынка?

Гуднайт:
Сейчас к IPO мы не вполне готовы, мы работаем над этим. Время сейчас не очень подходящее. У нас есть достаточно денег для того, чтобы подождать более подходящего момента. Скорее всего, это произойдет в середине 2002 года. Часть менеджмента компании вообще против IPO. Это меняет культуру бизнеса. Акционерная компания вместо того, чтобы концентрироваться на клиентах и собственном персонале, начинает думать только о квартальных прибылях.

Вудли: На IPO лучше выходить, когда фондовый рынок на подъеме. С другой стороны, не так много акционируется стабильных прибыльных компаний стоимостью в миллиарды долларов, с тысячами сотрудников... Так что даже на слабом рынке наше предложение найдет хороший спрос...

Как долго еще рынок останется "слабым"? Глава Intel Крейг Баррет заявил, что стагнация продлится еще полтора года...

Гуднайт:
Потребители устали от гонки технологий. Наращиваются мощности процессоров, выпускаются новые операционные системы, которые требуют еще больших мощностей... Большинству же людей компьютер нужен для того, чтобы пользоваться e-mail и смотреть сайты в интернете. У меня самого компьютер с процессором, тактовая частота которого 500 мегагерц, и мне больше не надо - я не собираюсь его менять! Компании же, которые предлагают то, в чем люди нуждаются, скоро пойдут вверх. Я оптимист.

Насколько я знаю, SAS активно сотрудничает с ведущими консалтинговыми компаниями. В чем выражается это сотрудничество и какие выгоды Вы от него имеете?

Вудли: Ведущие мировые консалтинговые компании - а таких девять - решают комплексные технологические проблемы клиента, работают над крупными проектами и хорошо знаю нужды своих клиентов. Мы работаем с ними, и наши продукты - это часть решений, которые они предоставляют своим клиентам. Мы зарабатываем на продажах, к тому же от такого сторудничества мы набираемся опыта - у наших партнеров есть знания и навыки, которых нет у нас, - а они зарабатывают на внедрении нашего софта.

Совсем недавно SAS приобрел британскую софтверную компанию Itrinsic. С чем это связано?

Вудли:
До покупки мы работали с этой компанией. У них есть отличные продукты CRM, которые прекрасно дополняют CRM-продукты SAS. Этим и вызвано такое решение.

В каком направлении сейчас развивается компания?

Дэвис: Развитие компании идет по двум направлениям - географическому и по секторам бизнеса. Мы концентрируемся на восьми индустриях : хай-тэк, транспорт, торговля, финансы, страхование, фармацевтика, промышленность, правительственные учреждения. Сейчас по всему миру 3.5 миллиона пользователей наших продуктов, их используют 34 000 организаций. 53% доходов идут от деятельности в США, 47- от мировых продаж. Мы считаем, что роль интернациональных клиентов будет расти - особенно большие перспективы у России, стран тихоокеанского региона. Это не значит, что американский рынок исчерпал возможности роста - ведь крупные американские компании сами являются частью мировой экономики, имеют множество отделений по всему миру.

Какую роль в деятельности компании играет корпоративная культура?

Вудли:
На мой взгляд, решающую - как и в любой выскотехнологичной компании. И, по моему личному мнению, наша корпоративная культура - одна из причин успеха SAS. С самого начала работы компании в 1976 году, доктор Гуднайт внедрял корпоративную культуру, задумывался об обстановке, окружающей сотрудников. Люди здесь ценятся, они это чувствуют и поэтому остаются надолго. У нас маленькая "текучесть кадров".

Ваш прогноз развития компании на ближайшие годы?

Гуднайт:
В наше время очень трудно делать долгосрочные прогнозы и бизнес-планы. Даже на пять лет мы не строим планы - максимум на три.
Олег Пашинин, «Философия.ИТ» — Как в «Росатоме» импортозаместили западную СЭД
Импортонезависимость