Игра в VDI: почему «проще» не равно «лучше»
Во время пандемийного шторма компании наспех собирали ИТ-решения, позволяющие им перевести на удаленку свой персонал. Но теперь, когда стало понятно, что удаленка — новая классика, бизнес задумывается о более надежном фундаменте для поддержки дистанционной работы. Мы привыкли, что VDI в основном это выбор крупного бизнеса. Но почему эту технологию внедряют не только гиганты? Какие задачи они решают и почему не готовы идти на компромиссы, предпочитая более доступные технические средства?
Весь предыдущий год крупные компании пытались организовать удалённую работу для тысяч своих сотрудников. Казалось бы, а что тут сложного? Технологии в ассортименте: терминальные серверы, VPN, Desktop as a Service, VDI, наконец, банальный удалённый доступ к физическим ПК через RDP внутри VPN. Кто-то попросту организовал доступ к нужному для работы софту из облака.
По данным исследования «Инфосистемы Джет», в среднем в каждой компании было организовано по 2-3 варианта доступа для сотрудников. Компании испытывали проблемы с каналами связи, информационной безопасности. Только 16% опрошенных заявило, что никаких сложностей не было. Скорее всего, эти компании уже имели процессы и технологии, поддерживающие удаленную работу. «Мы заранее рассматривали возможность внедрения VDI, чтобы обеспечить непрерывность работы ключевых сотрудников. Два года назад у нас начался пилотный проект по внедрению. Вся инфраструктура для этого была практически готова, а пандемия просто ускорила процесс», — рассказывает Андрей Каганович, руководитель отдела ИТ-инфраструктуры, МС Банк Рус.
Начинаем капитальное строительство
Карантины пока кончились, а удаленка осталась. Теперь пришло время заняться удаленным доступом по-настоящему. Если не так давно компании строили времянки, то сейчас нужно переезжать в надежный, крепкий «дом». «Для многих компаний организация удобных и эффективных рабочих мест в условиях пандемии и перехода к удаленной работе остается очень актуальной, — рассказывает Федор Лежнев, глава ИТ-департамента УК «Альфа-Капитал». — Целевым решением для себя мы выбрали платформу VDI. Планируем перевести на нее 20% компании за первый квартал 2022 года, и не менее 50% — до конца года».
Большинство компаний планируют совершенствовать и расширять инструменты для удаленной работы. На какой технологии остановиться? Ответ зависит от масштаба компании, ее требований к безопасности, надежности и пр.
«При доступе из дома к физическому ПК в организации серьёзная нагрузка ложится на ИТ-департамент, — комментирует Дмитрий Галкин, руководитель направления VDI «Инфосистемы Джет». — Возникают вопросы по техническому обслуживанию и поддержке сотрудников, которые разбежались по домам, к безопасности, так как никто не контролирует, к каким Wi-Fi сетям они подключены, кто имеет доступ к их компьютеру. Возникают возможности как для недобросовестной работы, так и для «слива» секретных корпоративных сведений».
Между ценой и надежностью
Выбор VDI не всегда однозначен.
Remote Desktop Services (RDS) можно назвать родителем VDI. «Идея RDS заключается в том, что к серверу подсоединяются десятки и сотни пользователей. Между предоставляемыми им серверными ресурсами нет жестких разграничений, а установленное ПО также используется совместно. В терминальном режиме пользователи хоть и не видят друг друга напрямую, но, по сути, они все одновременно сидят на одном стуле. Отсюда минус: если кто-то из них создал высокую нагрузку на сервер, остальные сразу это чувствуют», — объясняет Дмитрий Галкин.
RDS максимально дешёв, но создаёт большие проблемы. Поэтому VDI на его фоне становится очевидным выбором. «Нам важно обеспечить исключительный сервис для клиентов и, конечно, удобные, быстрые и мобильные рабочие места для сотрудников, — комментирует Федор Лежнев. — Во главу угла мы ставим качество предоставляемых услуг и хотим превосходить самые высокие ожидания, поэтому сразу строим решение, которое может обеспечить и необходимую надёжность, и гибкость. Поэтому выбор прост — VDI. Даже в случае локальных сбоев можно быть уверенным, что они не затронут большие группы пользователей, а останутся на уровне конкретной VDI-станции».
Если обратиться всё к тому же исследованию от «Инфосистем Джет», то можно увидеть: в прошлом году свой выбор на VDI остановила только треть компаний (36% опрошенных). «VDI сложно внедрить быстро, — объясняет Дмитрий Галкин. — Технология ресурсоемкая, а обычно у заказчиков нет свободных серверов, систем хранения данных, которые можно сразу выделить под такую затею. Даже аренда VDI из облака в условиях пандемии оказалась делом нелегким: все бросились искать свободное железо и облачные провайдеры тоже столкнулись с дефицитом. Поэтому в том году многие компании перешли на такой тип удаленного доступа, который смогли организовать сразу. Далеко не все могли сразу выделить нужную сумму или оперативно закупить оборудование».
Те, кому важен контроль и высокое качество сервиса, выбирают VDI. Эта технология дает лучший по сравнению с «аналогами» контроль над приложениями, данными, рабочими столами и профилями пользователей. «VDI позволяет хранить все данные, включая данные пользовательских профилей в ЦОД, контролировать соответствие рабочих столов и пользовательских приложений корпоративным политикам и требованиям ИБ, своевременно и эффективно обновлять пользовательские операционные системы и приложения», — подчеркивает Артем Гениев, архитектор бизнес-решений VMware.
В свою очередь, RDS позволяет плотнее разместить пользователей на одном сервере, и, таким образом, экономить ресурс оборудования. Этой возможностью может воспользоваться бизнес, у которого сотрудники выполняют много однотипных операций. Например — колл-центр, где операторам для работы нужны лишь несколько приложений, не требовательных к мощностям.
VDI едва ли подойдет компаниями, чувствительным к цене. «У нас сейчас работает 30-35 виртуальных рабочих мест, в основном для сотрудников ИТ. Для развертывания решения по VDI мы привлекали внешнего подрядчика. Сама процедура перехода очень простая, никакого дополнительного обучения не требуется, — рассказывает Андрей Каганович. — Но что касается затрат, то VDI может быть интересен крупным компаниям только при масштабных размерах внедрения, так как стоимость владения (TCO) существенная. Скажем так, относительно развертывания простых рабочих мест в некрупном банке, цифровые рабочие места — это достаточно затратно».
Экономические лазейки
Казалось бы, мы точно выяснили: VDI и экономия — перпендикулярны друг другу, а стало быть, это решение для крупных компаний. Однако иногда встречаются иные кейсы.
Например, когда в 2015 году формировалось Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА), особый фокус был на создании эффективной ИT-инфраструктуры. Компания небольшая и не обладала большим ИТ-штатом. В то же время сфера деятельности, — работа с финансовыми данными, — требовала повышенного внимания к безопасности данных. «Использование технологии VDI дало нам возможность быстрого старта, хотя у нас не было большой команды ИТ, обслуживающей ИТ-инфраструктуру. Один специалист обслуживал до 70 сотрудников. И так длилось почти три года. Также важным для нас остается физическое хранение всех данных на серверах компании, а не на устройствах пользователей, что позволяет более эффективно управлять рисками информационной безопасности», — рассказывает Алексей Мухин, управляющий директор АКРА.
Есть и ситуации, где VDI становится почвой для экономии. «Обычно для сектора SMB виртуальные рабочие места не окупаются и за 5-6 лет, но есть нюансы. Мы делали VDI в небольшой компании, где нужно было обеспечить рабочие места для проектировщиков, работающих с 3D-графикой. Им требовались мощные графические видеокарты и ПК, — рассказывает Дмитрий Галкин. — Сейчас мы видим дефицит видеокарт. Те, что можно было купить за 50 тысяч рублей, сегодня стоят 200, и даже по этой цене массово закупить их сложно. Если взять сервер с нужными параметрами, то мощности видеокарты можно успешно распределить между несколькими пользователями. По итогам нашего проекта большое число сотрудников используют меньшее количество графических карт. Наш заказчик тестировал такое решение несколько лет и пришел к решению масштабировать его, потому что увидел: скорость вычислений не падает, иногда всё происходит даже быстрее, чем на локальных компьютерах пользователей».
Получается сэкономить и у крупного бизнеса, но должны быть выполнены некоторые условия. Подробностями делится Федор Лежнев: «С VDI можно экономить в том случае, если речь идет о внедрении от 200 рабочих мест и более. Но экономия будет достигнута не за несколько месяцев, а, скорее, на горизонте владения от трех лет. Компании, которые решают не сиюминутные бизнес-задачи, а планируют свое развитие на годы, смогут оценить эффект от внедрения VDI и с точки зрения экономии, и масштабирования. Тут важно, насколько оптимально техническая команда смогла подобрать параметры решения, чтобы успешно управлять стоимостью и получать выгоды от этой технологии. Этот же фактор влияет на сроки готовности новых рабочих мест, на число сотрудников поддержки и на множество важных вещей, в том числе, на процесс адаптации новых сотрудников в компании — не все умеют посчитать затраты на этом этапе».
Как подступиться к VDI
Проекты по внедрению VDI относительно сложны. Необходимо четко понять бизнес-драйверы для внедрения этой технологии. «В фокусе любого успешного проекта по VDI находится пользователь. Поэтому нужно на самых ранних стадиях оценить, как повлияет внедрение VDI на пользовательский опыт и как можно раньше начать популяризацию VDI среди сотрудников, — советует Артем Гениев. — Важно определить готовность ИТ к внедрению и последующей эксплуатации VDI, понять, какие процессы нужно внедрить или оптимизировать, какие могут потребоваться изменения в организационной структуре ИТ. Ну и наконец, нужно учесть множество технологических факторов, к которым, в частности, относятся архитектурные требования по обеспечению безопасности, отказоустойчивости, управляемости, производительности и восстанавливаемости».
Технология VDI органически развивается. За последние десять лет улучшились способы управления и предоставления пользователям приложений с максимально эффективным использованием ресурсов ЦОД и минимальными трудозатратами администраторов. Совершенствуются механизмы оценки пользовательского опыта. Появляются возможности мгновенного создания рабочего стола пользователя и гибкого управления пользовательскими профилями. То есть тренд развития VDI задают те же факторы — простота и удобство для пользователей, безопасность и эффективность для предприятия.
«Именно эти факторы являются первичными. Пандемия лишь подчеркнула их важность при переходе на удаленную работу», — говорит Артем Гениев из VMware. По его словам, технология виртуальных рабочих столов сокращает затраты за счет увеличения продолжительности жизненного цикла конечных устройств, повышения эффективности администрирования, лучшей эргономики и оптимизации офисных площадей. Но главной составляющей бизнес-кейса для этой технологии были и остаются лучший пользовательский опыт и снижение рисков информационной безопасности.