Разделы

Цифровизация Инфраструктура Внедрения

Хранилище данных: как провести оптимизацию

Банки остаются одним из наиболее крупных и последовательных потребителей ИТ. В их активе большой набор разнообразных ИТ-систем, начиная со специализированных АБС и заканчивая системами управления персоналом. Однако если они существуют разрозненно, особой пользы от такой автоматизации бизнес не видит – нет возможности комплексно анализировать данные, оперативно получать необходимые отчеты, принимать управленческие решения. Народный банк Казахстана решил эту проблему, оптимизировав работу хранилища данных. Реализовывался проект консультантами группы AT Consulting.

Будучи одним из наиболее крупных банков Казахстана, Народный банк имеет хорошо развитую ИТ-инфраструктуру. Он активно использует как специализированные банковские ИТ-решения (корпоративная АБС, система интернет-банкинга и т.п.), так и системы, обеспечивающие его функционирование и поддержку бизнес-процессов (ERP-система SAP R/3, системы электронного документооборота, учета кадров и т.п.). Все их необходимо было объединить в единую систему, чтобы обеспечить возможность оперативного создания отчетности и принятия решений. Банку был нужен универсальный источник, предоставляющий информацию обо всех аспектах деятельности, а также позволяющий быстро собрать данные и подготовить необходимые отчеты. Создать такой источник можно было, оптимизировав работу уже существующего в банке хранилища данных, построенного ранее на базе SAP BW.


Банку был нужен универсальный источник, предоставляющий информацию обо всех аспектах деятельности

В феврале 2007 года в Народный банк Казахстана были приглашены консультанты AT Consulting, которые совместно со специалистами банка начали работы по оптимизации функционирования хранилища. Это была не первая совместная работа. Ранее AT Consulting и Народный банк Казахстана уже осуществляли совместные проекты – в 2005 – 2006 годах консультанты компании разработали для банка ИТ-стратегию развития и организовали тендер для выбора поставщика автоматизированной банковской системы.

Народный банк Казахстана – универсальный коммерческий банк Республики Казахстан, имеющий крупную филиальную сеть, насчитывающую около 600 филиалов и отделений. Народный банк Казахстана входит в четверку крупнейших банков второго уровня Республики Казахстан по величине активов и собственного капитала.

Что касается нового проекта, то, как отметил Азат Татинбеков, директор департамента поддержки и развития корпоративной отчетности, Halyk Bank "этот проект позволил получить единую консолидированную информацию в системе отчетности, интегрировать различные системы-источники на уровне Хранилища Данных, что дает более широкие возможности для многомерного анализа финансово-статистических показателей деятельности Банка. Также упрощается процесс получения отчетности за счет существенного снижения временных и ресурсных затрат на ее построение".

Все в одном

На первом этапе проекта оказалось, что из-за незаконченности некоторых разработок, загрузка данных в хранилище велась нерегулярно, а регламенты взаимодействия с системами-источниками отсутствовали. Как следствие, источники не считали предоставление данных в хранилище одной из приоритетных процедур. Было принято логичное решение о переходе на ежедневную загрузку данных. Это позволило провести мониторинг нагрузки, подготовить и утвердить регламенты взаимодействия с источниками и провести ряд оптимизаций настроек SAP BW и систем-источников. И что немаловажно, в результате принятого решения удалось сформировать правильное отношение к хранилищу у всех заинтересованных подразделений. Оно стало восприниматься как еще одна ИТ-система банка, стабильность работы которой имеет непосредственное отношение к бизнесу.

Марина Яловега, «Группа Астра»: Соискателям интересны амбициозные ИТ-проекты, значимые для страны
Цифровизация

Наличие в банке множества ИТ-систем обусловило одну из основных особенностей проекта. Все системы разрабатывались, поставлялись и поддерживались различными компаниями. Соответственно, все они имели свою специфику хранения информации. Поэтому одной из ключевых и наиболее сложных задач в ходе оптимизации деятельности хранилища стала интеграция данных из различных систем-источников. Без этого невозможно было единообразно агрегировать информацию при анализе и сопоставлении отчетов. Дополнительной сложностью для участников проекта стало отсутствие документации по системам-источникам. Чтобы правильно интегрировать данные из различных систем, пришлось обратиться за помощью к специалистам по конкретным решениям. Консультации с ним позволили качественно реализовать загрузку данных.


Андрей Кутовой: За время оптимизации хранилища периодически изменялись требования Национального банка Казахстана к отчетности коммерческих банков

Нужно отметить, что для хранилища данных, реализованного на базе SAP BW, традиционной схемой получения данных является их экспорт из различных продуктов SAP при помощи стандартных экстракторов. C их помощью выборка данных из смежных систем SAP осуществляется автоматически. В данном случае наличие в банке ERP-системы SAP R/3 являлось определенным технологическим преимуществом. Однако здесь в SAP BW должна была храниться информация из всех транзакционных систем, большая часть которых работает на базе данных Oracle различных версий, и одна – на MS SQL. Для организации потока данных из систем-источников в SAP BW нужно было разрабатывать также представления (Oracle views, MS SQL views), извлекающие необходимую информацию. В рамках проекта было создано более 30 новых представлений и существенным образом доработано порядка 20 уже существовавших. Кроме того, в ходе подготовки к реализации отчетов обнаружилось, что ряд инфокубов хранилища имели структуру, не позволявшую выдать часть необходимой информации в нужных разрезах. Было подготовлено предложение по модификации структуры инфокубов, и совместная команда банка и AT Consulting провела модификацию и тестирование изменений.