Разделы

Бизнес Цифровизация ИТ в госсекторе Техника

Как в «умном городе» экономят время автолюбителей и авиапассажиров

Российское подразделение Harman продолжает разрабатывать проект Smart City, в котором интернет вещей используется для создания умной среды и умного управления в различных сферах. О решениях Harman в сегменте транспорта — Smart Parking (умная парковка) и Smart Queue (умная очередь) — рассказывают директор направления разработки и тестирования программного обеспечения Harman Digital Transformation Solutions (DTS) Сергей Зиборов и руководитель подразделения Максим Уханов.

CNews: Каковы истоки проекта Smart City? По каким принципам он развивается?

Сергей Зиборов: Предыдущая история Harman тесно связана с разработками для автомобильной промышленности. И Smart City — облачная платформа на основе микросервисной архитектуры и контейнеризированных приложений — это логическое развитие одного из проектов, более ориентированного на автомобильную отрасль — Ignite (облачное решение, позволяющее охватить полный жизненный цикл владения автомобилем, начиная от выбора модели автомобиля и сбора необходимой для этого информации, покупки автомобиля и его дальнейшего обслуживания). Сейчас он уже сильно отошел от родителя, расширился, охватил гораздо большее количество отраслей. Тем не менее, два самых готовых его «кубика» — «Умная парковка» и «Умная очередь» — имеют непосредственное отношение к транспорту. Автомобильному и авиационному, соответственно.

Следующие на очереди решения — для промышленного производства и логистики, медицины, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, финансовых услуг - Connected Transport, Connected Spaces, Connected Operations , Connected Health, Connected Commerce.

Краткая биография

Сергей Зиборов: Engineering Director, Digital Transformation Solutions, Harman DTS Russia.

Надо подчеркнуть, что Smart City пока что далек от финальной стадии. Более того, сам по себе он скорее является нашим рабочим инструментарием, чем товаром на продажу. С его помощью мы создаем кастомизированные решения под нужды конкретных заказчиков. Они уже есть, мы с ними работаем, но называть пока не можем. Система изначально проектируется так, чтобы в нее можно было легко добавлять новые компоненты. Гибко конфигурировать их, чтобы заказчик получил то, что нужно именно ему. Он может купить наш «коробочный» продукт и развернуть его хоть на своих мощностях, хоть на Amazon Cloud, хоть на любом другом облаке.

CNews: Заказчики преимущественно российские или иностранные?

Сергей Зиборов: Российская команда Harman работает для заказчиков по всему миру, а в последнее время поставлена задача нарастить долю заказов именно в России.

CNews: Давайте поподробнее поговорим об «Умной парковке». В чем ее ум и в чем удобство?

Максим Уханов: Вся суть проекта в том, чтобы максимально задействовать современные технические возможности для удобства обеих сторон — как клиента автомобильного паркинга, так и компании, которая парковкой управляет.

Представим, что человек готовится переместиться из точки А в точку Б, и по прибытии ему нужно максимально быстро, комфортно, с гарантированным результатом припарковать автомобиль. Он предварительно устанавливает мобильное приложение с возможностью регистрации в нашей системе (один раз), затем указывает примерную точку прибытия, ему предлагается набор парковок, из которых он выбирает самую удобную для себя. Указывает, когда хочет приехать и в течение какого времени планирует оставаться на парковке. Приложение прокладывает детальнейший маршрут — не только как проехать к паркингу, но и на какой этаж паркинга заехать, в какой слот встать. Кружить по этажам и искать свободное место не надо. Человек получает на свой смартфон QR-код, затем демонстрирует его при въезде. Шлагбаум открывается, он заезжает. Бегать к автомату для оплаты стоянки тоже не надо, система все распознает и проводит все платежи сама. Мы это называем «бесшовным въездом-выездом». По нашим прогнозам, это позволит пользователям экономить и деньги (до 350$ в год на бензине в поисках свободного места), и время (паркинг становится быстрее в среднем на 43%).

Система изначально проектируется так, чтобы в нее можно было легко добавлять новые компоненты

Если человек не планировал поездку заранее, а решил припарковаться спонтанно, наше приложение сообщит ему все детали о свободных места в близлежащих паркингах. А дальше — процесс аналогичный описанному выше.

CNews: Для клиента удобства ясны — экономия времени и усилий. А для управляющей компании?

Максим Уханов: Прежде всего, оборудованная такой системой парковка более удобна для автомобилистов, чем не оборудованная. То есть включается неумолимый закон конкуренции. Кроме этого, чем точнее управление процессом, тем ниже операционные расходы — по нашим прогнозам, экономия получается в районе 30% за год, а одно место приносит в год примерно на 93$ больше за тот же период. Живых сотрудников требуется меньше, заполняемость паркинга выше. Плюс богатые возможности для аналитики и прогнозирования.

CNews: Каковы необходимые технические составляющие «Умной парковки»?

Максим Уханов: Мобильные клиенты, система, которая все это обрабатывает и веб-приложение для администраторов. Все это уже готово. Сейчас проводим интеграцию наших решений с конечными IoT устройствами — сенсорами, LPR камерами для распознавания номерных знаков, сканерами QR-кодов, парковочными концентраторами с LED экранами, поэтажными LCD дисплеями.

Краткая биография

Максим Уханов: Associate Director, Harman DTS Russia.

И еще очень важный аспект — интеграция сервиса с платежными системами. По мере контактов с заказчиками будем наращивать функционал.

CNews: Вы видите себя лишь разработчиком продукта или и его интегратором тоже?

Сергей Зиборов: Зависит от конкретной ситуации. Конечно, мы стремимся к тому, чтобы взять на себя максимальный объем работ для заказчика, однако на практике готовы к участию в процессе сторонних исполнителей, которые физически воплощают наши решения.

CNews: А что это за web-консоль для создания и конфигурации парковок, которая упоминается в ваших презентациях?

Максим Уханов: Конфигурация парковки (то есть разметка мест внутри построенного здания) сейчас производится при помощи документа определенного формата. Условно говоря, кто-то должен нарисовать картинку будущей парковки. И заказчик порой говорит — мы рисовать не умеем, поддерживать сложный формат не хотим, но вникать нам все равно придется. Сделайте нам красочную страничку администратора, на которой обычный оператор сможет «накидать кубики» на ту или иную зону и сказать — вот это места для инвалидов, это для мотоциклов, это для электромобилей и так далее. В общем, еще одно дополнительное удобство.

CNews: Давайте теперь перейдем к «Умной очереди». Как я понимаю, речь об очереди в аэропорту к стойкам регистрации.

Максим Уханов: «Умная очередь» — это универсальное решение для случаев, когда имеется несколько точек обслуживания и поток клиентов, аэропорт — это лишь один из примеров. В данном случае, да, мы говорим об одном из больших аэропортов. В этом процессе мы тоже хотим свести к минимуму потери времени и усилий как пассажиров, так и персонала аэропорта.

Электронная регистрация на рейс всем знакома, но она не отменяет физического контракта пассажира с сотрудниками на стойке. И если аэропорт загружен, что называется, под завязку, это оборачивается для людей ощутимым стоянием в очереди.

Так вот, наша система берет на себя оптимизацию людских потоков при регистрации. Пассажир, приехав в аэропорт, получает (как и в случае с парковкой) детальную инструкцию на экране смартфона: на каком табло искать информацию о рейсе, куда конкретно идти, чтобы сдавать багаж.

Умный алгоритм в режиме реального времени распределяет прибывающих людей по стойкам, в том числе учитывая пассажиров с приоритетной регистрацией. И позволяет администрации аэропорта заблаговременно планировать загруженность, привлекая при необходимости «резервных» сотрудников

CNews: Возвращаемся к началу. Кто, по вашим ожиданиям, станет основными заказчиками ваших решений в рамках Smart City? Муниципалитеты, государство или частный бизнес?

Сергей Зиборов: И те, и другие, и третьи. А возможны и экзотические комбинации, ведь мы работаем по всему миру. Например, у нас сложились контакты с американской компанией, который работает в интересах так называемых комьюнити (городских районов, где преобладает определенная национальная диаспора). Так вот, эта компания нацелила свой бизнес на то, чтобы все комьюнити покрыть похожими решениями. Умные парковки, мобильные персональные средства передвижения, умное освещение, и так далее.

Для справки:

История нижегородского подразделения Harman началась ровно 30 лет назад, когда в 1991 году специалисты одного из местных технических институтов создали частную фирму «Тэлма софт». За последующие годы фирма успела побывать и частью шведского холдинга Teleca AB, и объединенного позже бренда Symphony Teleca Corporation (STC). В 2015 году она вошла в состав Harman International Industries, которая, в свою очередь, год спустя сама стала частью глобальной корпорации Samsung.

Сейчас R&D центр Harman в Нижнем Новгороде представлен подразделениями Harman Digital Transformation Solution (DTS), Harman Automotive и Harman X. Около 700 сотрудников ведут разработки в сферах облачного программирования, искусственного интеллекта, нейронных сетей, интернета вещей, анализа больших данных, машинного обучения.

Сергей Васильев