Разделы

Цифровизация Инфраструктура Внедрения

Компьютерные спецэффекты: как их делают в России

По масштабам и зрелищности спецэффектов, создаваемых средствами компьютерной графики, российский кинематограф пока отстает от западного. Во многом это объясняется отсутствием в России необходимой технологической базы для их производства. Однако по большому счету вычислительный центр для киностудии ничем не отличается от вычислительного центра, например, для нефтегазового комплекса. Примером тому послужил ЦОД, построенный компанией Kraftway для новой студии режиссера Тимура Бекмамбетова и ставший первым российским решением, задействованным в создании голливудского блокбастера.

В июне этого года на мировые экраны выходит фильм "Особо опасен" (Wanted) Тимура Бекмамбетова, режиссера нашумевших "Ночного дозора" и "Дневного дозора", а также ленты "Ирония судьбы. Продолжение". Примечательна картина не только тем, что обещает зрелище в лучших традициях голливудских блокбастеров. Это первый в истории случай, когда компания Universal Pictures доверила российскому режиссеру съемку ленты с мировыми звездами и бюджетом 150 млн долл. И кроме того, это первый фильм, все спецэффекты которого созданы с помощью компьютерного оборудования отечественного производства.

Путь в большой кинематограф

Перед российским кинематографом задача создания захватывающих спецэффектов (а точнее, визуальных эффектов – тех, что создаются средствами компьютерной графики) долгие годы вообще не стояла. Основной сферой их применения оставалась реклама и музыкальные клипы, над которыми вполне могли работать и небольшие студии. "Ночной дозор" в свое время стал своеобразным прорывом, фильмом, где практически каждый кадр в той или иной степени – компьютерный продукт. Он же определил для зрителя стиль Бекмамбетова как режиссера, сделав его картины узнаваемыми. Поскольку о масштабном использовании компьютерной графики в полнометражных художественных фильмах речи до определенного момента не шло, в России не было и технологической базы – высокопроизводительных вычислительных центров, предназначенных для решения именно этой задачи. Так, работа над "Ночным дозором" начиналась на том же оборудовании, что использовалось при создании рекламных роликов.

Kraftway – российская компания, занимающаяся промышленным производством широкого спектра компьютерного оборудования и созданием инфраструктурных решений на его основе. Работает на рынке с 1993 года. Под торговой маркой Kraftway выпускаются персональные компьютеры для бизнеса и дома, рабочие станции, терминальные системы, серверы, системы хранения данных, активные контрольно-кассовые машины, мониторы, компьютерная периферия.

Съемки фильма "Особо опасен" предполагали выход на другой уровень – старое оборудование такую задачу "не потянуло" бы, а привлечение западных специалистов обошлось бы дорого. Еще в сентябре 2006 года стало ясно, что для создания фильма необходима собственная постпродакшен-студия. "Я искал не просто компанию, готовую предоставить технику, но в каком-то смысле и единомышленника, способного предложить больше, чем оборудование и соблюдение условий, прописанных в контракте. Не было важно, из какой страны — США, Японии, России или какой-то другой — будет наш партнер. Я обращал внимание на другое. Как профессионал — на то, есть ли у компании-партнера опыт в реализации серьезных проектов. Как человек — на то, как люди подходят к реализации поставленных задач", - рассказал Тимур Бекмамбетов. За помощью режиссер обратился в компанию Intel, которая порекомендовала своего партнера – российскую компанию Kraftway.


Тимур Бекмамбетов и Алексей Кравцов: Возможно, на стыке кино и информационных технологий со временем будет создано совершенно новое, прорывное направление искусства

В феврале 2008 года между режиссером и компанией Kraftway было заключено соглашение о партнерстве сроком на 3 года. Как рассказал Алексей Кравцов, генеральный директор Kraftway, "Тимур давно вынашивал идею создания студии, где можно было бы качественно создавать сложные спецэффекты. Узнав об этом, мы тоже "загорелись" проектом. Проявить себя в производстве кино очень интересно, и не только с сугубо профессиональной точки зрения. Учитывая популярность и жанра, и режиссера, это было для нашей компании еще и престижно. Использование нашего оборудования для производства основных спецэффектов голливудского блокбастера с многомиллионным бюджетом ставит Kraftway в один ряд с лидерами мировой ИТ-индустрии".

В ходе создания постпродакшен-студии специалисты Kraftway решили сразу две задачи. Во-первых, обеспечили обработку и хранение видеофайлов и создание компьютерных спецэффектов, и, во-вторых, построили ИТ-инфраструктуру студии. Одной из особенностей созданного HPC-комплекса стало то, что в нем нет ни единого уникального или нестандартного компонента. С самого начала в Kraftway ориентировались на построение классического HPC-кластера, которые компании уже множество раз приходилось создавать для нефтегазовых, машиностроительных и других предприятий. В конечном итоге, между задачей создания спецэффектов и, например, инженерными расчетами нет никакой разницы, хотя и бытует мнение, что в кинематографе используются некие дорогостоящие и уникальные решения. Выбор стандартных компонентов стал одним из преимуществ созданного комплекса – любой элемент может быть беспрепятственно заменен, также нет никаких сложностей при дальнейшем масштабировании.

Плюсом для студии в конечном счете стал и выбор российского партнера – студия застрахована от задержек, связанных с перевозкой оборудования через границу. Да и на оперативный сервис можно рассчитывать всегда. Кроме того, при работе с крупными западными компаниями возможен срыв установленных сроков из-за урегулирования формальной стороны сделки. В данном же случае Kraftway смог начать реализацию проекта, не дожидаясь оформления всех документов.

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Дело техники

Техническое решение, созданное на студии Тимура Бекмамбетова "Базелевс", включило в себя рабочие места специалистов, вычислительный кластер, систему хранения данных и инфраструктурное оборудование.