Russia&CIS com 2008: "Большая тройка" рвет мир на части?
Российский телеком-сектор продолжает расти. Одной из первоочередных задач, стоящих перед игроками, является дальнейшее увеличение доходов. Основными способами операторы называют внедрение дополнительных услуг, повышение лояльности клиентов, освоение "смежных" сегментов и выход на международный рынок. Последний начинают активно использовать российские компании "большой тройки": "Мегафон", МТС и "Вымпелком".Шестой отраслевой форум по вопросам телекоммуникаций, который организует компания Informa Telecom & Media, сменил свое название с GSM>3G на Russia&CIS com. По словам организаторов, это связано с расширением конференции. Теперь она интересна не только операторам сотовой связи, но и фиксированным операторам, компаниям WiMAX, различным провайдерам. Пожалуй, эта выставка отличается от других отраслевых форумов только тем, что ее британские кураторы не делегируют свои полномочия по организации российским коллегам. Возможно, именно с этим связан очень высокий уровень организации и достаточно представительный список докладчиков.
В этом году форум посетила делегация Исламской республики Иран. Не так давно руководство страны объявило тендер на получение третьей лицензии по оказанию услуг связи второго и третьего поколений.
Владимир Филипьев: Для развития рынку дополнительных услуг необходим толчок
На вопросы CNews ответили директор офиса по работе с клиентами компании Bercut Владимир Филипьев и генеральный директор компании Vasap Сергей Ермилов.
CNews: Как вы оцениваете состояние российского рынка дополнительных услуг?
Владимир Филипьев: Рынок дополнительных услуг остается стабильным на уровне 13 -16% в общих доходах операторов. В стадии развития находится только мобильный интернет, аудитория которого в 2007 г. выросла на 25%, составив около 20 млн абонентов. Очевидно, что для развития рынку дополнительных услуг необходим толчок. И толчок этот должен быть не в виде какой-то ударной услуги или набора услуг, которые резко повысят VAS ARPU, скорее, это должен быть новый комплексный подход к предоставлению услуг в целом.
По его условиям иностранный инвестор может владеть не более чем 49% акций будущего консорциума, также ему придется отчислять государству порядка 25% выручки. Уровень проникновения мобильной связи в Иране составляет порядка 50% (по состоянию на май этого года), причем 90% рынка контролирует государственная компания Mobile Communication Company of Iran (MCCI). По словам Саида Махдиоуна, генерального директора Information Technology Company и представителя министерства информационных и коммуникационных технологий Ирана, правительство намерено привлечь в национальный проект иностранные инвестиции и повысить уровень конкуренции на рынке мобильной связи. Согласно прогнозу BMI, к 2011 году число иранских абонентов составит 73,08 млн человек, то есть вырастет практически вдвое. По предварительным оценкам, доля нового оператора составит порядка 17,5%, средний доход от одного абонента прогнозируется на уровне 8,68 долл. Заявки на участие в конкурсе будут приниматься в июле этого года. Итоги тендера подведут в октябре 2008. Интерес к выходу на иранский рынок уже проявили все операторы большой тройки. Но на сегодняшний момент аналитики полагают, что "Мегафон" имеет самые высокие шансы на получение сотовой лицензии. Большую заинтересованность проявил и "Вымпелком", однако окончательное решение, судя по всему, еще не принято.
По мнению большинства игроков, российский рынок мобильной связи достиг насыщения и достаточно зрел, теперь перед операторами стоят проблемы увеличения прибыльности. Именно этому вопросу был посвящен доклад Алексея Нечипоренко, заместителя генерального директора компании "Мегафон". По приведенным им данным, сейчас вне зоны покрытия проживает всего 4% населения страны, а уровень проникновения составляет порядка 120%.
Проникновение сотовой связи в 2007 г.
"Мегафон", 2008
Виктор Урусов, «Скала^р»: Крупный бизнес и госсектор отказываются от точечного импортозамещения
Согласно прогнозу компании, в 2008 году количество подключений в сетях увеличится еще на 11 млн. Рынок связи продолжает развиваться, однако, по данным Нечипоренко, ARPU падает, равно как и динамика выручки.
Темпы роста выручки операторов большой тройки
"Мегафон", 2008
Одним из способов повышения ARPU является внедрение дополнительных услуг. В рамках форума этому моменту уделялось достаточно большое внимание. Так, компания Bercut предложила свой взгляд на процесс продажи дополнительных услуг (VAS). По словам Владимира Филипьева, директора офиса по работе с клиентами, в третьем и четвертом квартале 2007 г. темпы прироста ARPU относительно аналогичных периодов прошлого года достоверно снизились. По мнению авторов новой концепции, массовые коммуникации неэффективны для продвижения нишевых услуг. Докладчик выводит понятие VAS Commerce — неразрывность процесса продажи. После выбора целевой аудитории абоненту посылается инициирующее сообщение, при помощи которого он в интерактивном режиме покупает услугу. По словам Владимира Филипьева, эта модель зарекомендовала себя как удачная, пройдя испытание в сетях одного из российских GSM-операторов. При отсутствии каких бы то ни было продвижений услуги, ее рост составил 2% при уменьшении издержек в три раза.
Видеорепортаж с выставки Russia&CIS com 2008