Разделы

Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения

Группа ГАЗ: ERP для новой "Волги"

Для выпуска автомобиля Volga Siber на платформе Chrysler Группой ГАЗ в Нижнем Новгороде построено новое автосборочное производство полного цикла. Еще в начале проекта стало понятно, что помимо строительства производственных линий необходимо решение задачи создания информационной системы, отвечающей требованиям современного автомобилестроительного предприятия. Решить эту задачу взялась международная команда, куда вошли специалисты Группы ГАЗ, Infor, GMCS и Magna Steyr.

Предприятия автомобильной промышленности давно и активно используют различные системы управления технологическими процессами, системы автоматизации проектных работ, а в последнее десятилетие и ERP-системы. До недавнего времени на российских предприятиях автомобильной промышленности внедрение АСУ было ориентировано в первую очередь на оптимизацию бухгалтерского учета и управление финансовыми потоками. Вместе с тем, в автомобилестроении гораздо логичнее организовывать управление финансами на базе автоматизации управления производством и логистикой.

Командная игра

В 2006 году Группа ГАЗ выкупила у Chrysler права на платформу JR 41 и оборудование детройтского завода Sterling Heights Automotive Plant, выпускавшего автомобиль Chrysler Sebring. Эти приобретения легли в основу нового производства легковых автомобилей под маркой Volga Siber, развернутого в Нижнем Новгороде. Для организации производства, где должна осуществляться сборка Volga Siber, с самого начала были установлены жесткие сроки и требования. В их числе высокий уровень автоматизации и наличие современной информационной системы. Внедрение информационной системы шло параллельно с подготовкой производственной линии и было строго привязано к срокам начала производства. Провал ИТ-проекта в данном случае грозил срывом запуска производства.


В 2006 году Группа ГАЗ выкупила у Chrysler права на платформу JR 41 и оборудование детройтского завода

На нижегородских предприятиях Группы ГАЗ исторически использовались информационные системы собственной разработки. Для проекта, получившего название "JR 41" (по названию технологической платформы), было решено использовать одно из стандартных решений класса ERP. Как рассказал Владимир Капустин, руководитель службы информационных технологий Группы ГАЗ, "одной из задач команды был переход от учетных систем к интегрированной системе управления, к такому уровню автоматизации, к которому мировые концерны шли годами". К началу производства – первой половине 2008 года – новая информационная система должна была быть полностью готова и поддерживать все ключевые процессы, включая закупку необходимых компонентов и конвейерную сборку.

Для решения задач проекта JR 41 дирекцией ИТ управляющей компании Группы ГАЗ была создана рабочая группа, куда помимо сотрудников Группы ГАЗ , вошли представители австрийской Magna Steyr, стратегического партнера автомобилестроительного концерна, выступившие в проекте в качестве бизнес-консультантов. Весной 2007 года была разработана концепция создания ИТ-системы с описанием функциональных требований и произведен выбор ERP-решения. Как отмечают участники, проект стал одним из редких примеров, когда заказчик точно знал, чего он хочет, и четко формулировал свои требования, что значительно облегчило работу ИТ-специалистов.

В результате анализа требований в качестве информационной системы для проекта JR 41 было выбрано решение Infor ERP LN, используемое многими мировыми автоконцернами именно из-за хорошо проработанной функциональности, связанной с производственным процессом автосборки. Внедрение осуществлялось по методологии, разработанной компанией Infor, с использованием фаз итерационно-последовательного моделирования и с успехом применяемой уже много лет. В основу разработки проектной модели была положена референтная модель компании Infor, созданная для предприятий автомобильной промышленности.


Владимир Капустин: Одной из задач команды был переход от учетных систем к интегрированной системе управления

С выбором системы в проект вошли специалисты компании Infor, которые оказывали консультационные услуги по методологии внедрения, а также принимали участие в разработке проектной модели. Многие существенные доработки системы Infor ERP LN, выполненные специалистами разработчика в ходе проекта, будут включены в новую стандартную версию системы, выход которой намечен на конец года. Российским консультантом для Группы ГАЗ стала компания GMCS, ранее уже сотрудничавшая с предприятиями группы и потому хорошо знакомая со спецификой автомобильного производства как такового и с бизнесом Группы ГАЗ. В соответствии с соглашением о партнерстве с Infor компания GMCS выполнила локализацию системы Infor ERP LN в соответствии с требованиями законодательства РФ, что позволяет использовать решение для ведения налогового и бухгалтерского учета.

Таким образом, внедрение информационной системы осуществлялось международной командой, куда вошли специалисты четырех компаний, что уже сделало этот проект особенным. Требовалась четкая координация действий со стороны всех участников. Как рассказала Людмила Сокольская, директор департамента решений Infor компании GMCS, для российской стороны в этом проекте было особенно интересно использование западного опыта в управлении производством. Со стороны Группы ГАЗ была создана сильная команда профессионалов, имеющих опыт внедрения ERP-систем на автомобилестроительных предприятиях, таких как заводы "Урал", "Камаз" и ЗИЛ.

Фарид Нигматуллин, «ВидеоМатрикс»: У видеоаналитики в промышленности большие возможности
Цифровизация

Определенные кадровые трудности наблюдались непосредственно на самом заводе, поскольку на формирование и подбор штата профессиональных специалистов потребовалось значительное время. Однако по мере прихода сотрудники включались в процесс внедрения и освоения системы.

От задач производства к задачам ИТ

Как было отмечено ранее, внедрение информационной системы для нового производства Группы ГАЗ, было тесно привязано к бизнес-процессам предприятия. "В первую очередь система должна была прослеживать сложную структуру спецификации изделия на всем протяжении производственного процесса. Необходимо было сформировать нормативно-справочную информацию по технологическим процессам, по составу изделия. В соответствии с требованиями бизнеса обеспечить поддержку этой функциональности нужно было до сентября 2007 года, и к этому моменту мы внедрили соответствующие модули", - рассказал Дмитрий Вихарев, менеджер проекта JR 41.