Разделы

Бизнес Цифровизация

Лечить по приложению: Владимир Евтушенков и компания «Медси» развивают телемедицину

В период пандемии спрос на медицинские онлайн-консультации увеличился в разы. Только в прошлом году врачи приняли около пяти миллионов «телепациентов». По прогнозам экспертов, к 2025 году рынок здравоохранения «на удаленке» может вырасти в 60 раз по сравнению с доковидным 2019-м.

Врач в смартфоне: инновации в медицинской сфере при участии Владимира Евтушенкова


Взрывной рост цифровой медицины на фоне пандемии уже не остановить, считают эксперты. Данные VEB Ventures говорят о том, что такой вид оказания медпомощи стал за последние три года популярнее в 29 раз.
Только за восемь месяцев 2020 года (с апреля по декабрь) объем отечественного рынка телемедицины увеличился в денежном выражении на $35 млн, что почти вдвое превышает его совокупный рост в период 2017—2019 гг. В дальнейшем он будет прибавлять более чем 100% в год, уверены специалисты. К 2030-му половину всех пациентов врачи будут принимать не в кабинете, а перед монитором компьютера или экраном смартфона.

Наибольшим спросом сейчас пользуются дистанционная помощь специалистов частных клиник. Это обусловлено рядом причин. Ключевая — это экономия времени и средств. На прием не нужно ехать через весь город, время ожидания не превышает 10 минут, а сама онлайн-консультация обходится на 20—50% дешевле, чем первичный прием в коммерческом медучреждении.

Занять свою нишу на таком перспективном рынке сегодня хотели бы многие компании. По данным RB.RU, за время пандемии COVID-19 количество клиник-партнеров телемедицинской компании iBolit, которая предоставляет учреждениям возможность проводить онлайн-консультации, выросло в четыре раза.

Предприниматель Владимир Евтушенков — основатель АФК «Система» — убежден, что львиная доля доходов в любой отрасли приходится на одну-две компании, лидирующие в своем сегменте. Другие игроки делят между собой остатки рынка. Поэтому основной целью любого бизнеса, как считает Евтушенков Владимир, должно быть стремление занять ведущие позиции.

Бизнесмен Владимир Евтушенков —создатель АФК«Система» — убежден, что львиная доля доходов в любой отрасли приходится на одну-две компании, лидирующие в своем сегменте


Это касается и сети частных клиник «Медси». Этот крупнейший игрок федерального уровня запустил платформу SmartMed для развития цифрового здравоохранения и одноименное приложение сразу же, как вступил в силу закон о телемедицине в России. При этом разработка онлайн-сервиса началась еще до легализации оказания такого вида услуг. Сегодня он представляет собой практически полноценную «больницу в кармане» и дает возможность:
• консультироваться с врачами-терапевтами и узкопрофильными специалистами по видеосвязи или в чате независимо от места нахождения;
• хранить электронную медкарту в защищенном сегменте «облака» #CloudMTC и моментально получать к ней доступ со смартфона;
• вызвать на дом врача (в том числе при необходимости оказания неотложой помощи);
• записываться на прием в клинику.

Вся медицинская «биография» пациента, включая результаты анализов и назначения врача, также хранятся в приложении.

Популярность платформы в пандемийном 2020-м выросла в четыре раза. Специалисты медицинской компании в прошлом году оказали более 35 тыс. консультаций дистанционно. В том числе — бесплатных: терапевты и педиатры частных клиник сети в самый разгар первой волны пандемии (в апреле) принимали телепациентов на безвозмездной основе.

Количество пользователей SmartMed продолжило расти и в текущем году — на треть в каждом квартале. К сентябрю количество скачиваний приложения сети частных клиник «Медси» превысило 1 млн. За восемь месяцев 2021-го число дистанционных консультаций выросло до 27 тыс. Их оказывают свыше 600 практикующих врачей «Медси», в числе которых кандидаты медицинских наук.


Коммерческий интерес: основанная Владимиром Евтушенковым АФК «Система» инвестирует в цифровизацию

Растущая популярность медицинских онлайн-сервисов поспособствовала расширению перечня страховых услуг в России. Многие компании этой отрасли уже вывели их в отдельный продукт. Доходы страховщиков, сделавших телемедицину опцией еще до пандемии, в 2020-м значительно увеличились. Так, например, «РЕСО-Гарантия» только в апреле нарастила объемы продаж таких полисов в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Эксперты рынка отмечают, что услуги цифрового здравоохранения стали частым дополнением к ДМС. Таким образом компании экономят и средства (телемедицинские услуги обходятся им в среднем в 4—6 раз дешевле), и время сотрудников. Пользователи онлайн-платформ могут вначале обратиться к врачу дистанционно и только в случае необходимости приехать на прием и оформить больничный.
Интересно, что наибольшим спросом у россиян пользуются специалисты узкого профиля: на их долю в уже ковидном 2020-м пришлось порядка 70% всех онлайн-консультаций. Чаще всего — в 16,8% случаев — обращались за помощью акушеров-гинекологов. На втором месте оказались гастроэнтерологи (12,3% онлайн-приемов). На удаленный прием к дерматологам пришли 12,2% телепациентов, еще 10% получили дистанционную помощь отоларингологов. Об этом свидетельствует статистика страховой компании «Согласие».

В этой связи медицинские компании стараются расширять перечень врачей, оказывающих удаленную помощь пациентам. Владимир Евтушенков предложил внедрить систему онлайн-консультаций аллергологов, эндокринологов, кардиологов, урологов, пульмонологов, хирургов, онкологов, реабилитологов и психологов.

Цифровизация экономики и социальной сферы требует и серьезных вложений. Так, в частности, пандемия повлияла и на инвестиционную политику АФК «Система». По словам Владимира Евтушенкова, сегодня корпорация вкладывает еще больше средств в создание и развитие цифровых активов и высоких технологий.


Владимир Евтушенков о доверии к телемедицине

Экспертное сообщество сходится во мнении, что одно из основных препятствий на пути к масштабному распространению телемедицины — недостаточный уровень доверия. По данным BestDoctor, только треть пациентов сегодня предпочитает онлайн-консультацию врача при первичном обращении. И только в том случае, если такая услуга дешевле приема в клинике. При этом за повторной интернет-консультацией к специалисту, с которым уже была очная встреча, готовы обратиться более половины клиентов частных клиник.

По мнению Владимира Евтушенкова, в этом отчасти виноваты сами представители частного сектора здравоохранения. «Такой элемент недоверия обусловлен некоторыми действиями, которые иногда предпринимаются в погоне за прибылью. Но сегодня ситуация меняется — в системе работают армии высококвалифицированных врачей с уже другими стандартами понимания. Думаю, что подходы частной медицины в ближайшее время точно будут переосмыслены. К этому подтолкнула, в том числе, пандемия», — подчеркивает Евтушенков.

С позицией Евтушенкова Владимира согласны и другие представители профессионального сообщества. Так, например, руководитель практики по работе с компаниями сферы здравоохранения и фармацевтики KPMG в России и СНГ Виктория Самсонова считает, что к 2030 году удастся преодолеть влияние недоверия на развитие рынка. При этом рост лояльности к онлайн-медицине в нашей стране уже отмечен рядом специалистов и стабильно увеличивающимся количеством телепациентов.


По инициативе Евтушенкова Владимира SmartMed расширяет границы

Необходимость введения в Российской Федерации телемедицины как в частном, так и в государственном секторах здравоохранения иллюстрируют, в частности, следующие цифры:
• площадь страны превышает 17,1 млн километров;
• в России насчитывается 1100 городов, в 172 из них проживает свыше 100 тыс. человек;
• на каждые 20 тыс. человек приходится лишь 1 кардиолог;
• а на каждые 70 тыс. — по одному гастроэнтерологу и пульмонологу.

Восполнить нехватку специалистов на местах можно с помощью телемедицины. Обратиться к врачу узкой направленности, работающему, например, в Москве, могут жители даже самых отдаленных территорий Сибири, Дальнего Востока и других регионов РФ.

Дочерняя структура АФК «Система» уже расширила географию работы сервиса SmartMed по инициативе Евтушенкова Владимира. Платформа цифрового здравоохранения компании в этом году стала доступна не только жителям столичного региона, но и пациентам из Ижевска, Санкт-Петербурга и Перми, а в ближайшие месяцы к сервису подключатся клиники Нягани и Нижневартовска.

Телемедицинскую инфраструктуру внедряют и в государственных больницах. Ведутся разработки скрининговых чат-ботов, а также инструментов дистанционного мониторинга и диагностики. К 2025 г., если все пойдет по плану, около 85% первичных обращений в бюджетные учреждения здравоохранения будут осуществляться в онлайн-режиме.

При этом закон пока не позволяет ставить диагнозы по видеосвязи. Для этого обязательно нужно лично прийти на прием к специалисту. Это считается главным барьером, препятствующим развитию цифровой медицины.

Однако в случаях с ранее диагностированными хроническими заболеваниями телемедицина становится хорошим подспорьем как врачам, так и пациентам.

О компании

Компания «Медси» входит в инвестиционный портфель АФК «Система», основанной Владимиром Евтушенковым. АФК принадлежит 95,5% компании. Сеть является лидером своего сегмента, насчитывает около 100 медучреждений в Москве и области, а также ряде других регионов РФ. Предоставляет весь комплекс медуслуг — от скорой медицинской помощи до высокотехнологичных хирургических вмешательств и реабилитации. В штате работают более 12 тыс. человек, около пяти тысяч из них —врачи.

Головная корпорация (АФК «Система»), созданная при участии Владимира Петровича Евтушенкова, за 28 лет существования стала одной из ведущих негосударственных промышленно-финансовых структур РФ. В ее портфеле — телекоммуникационные, цифровые, сельскохозяйственные, фармацевтические, лесопромышленные активы, компании из отраслей ИТ и космических технологий, недвижимости, e-commerce, FinTech и гостиничного бизнеса.

Компании группы отличаются высокой социальной ответственностью. В 2004 г. по инициативе Владимира Евтушенкова был учрежден благотворительный фонд «Система», который взял на себя роль оператора всех социальных инвестиций АФК.