Разделы

ПО Цифровизация Импортонезависимость

Что такое центры оперативного мониторинга, и как они помогают в цифровой трансформации?

Последнее время активно обсуждается тема цифровой трансформации компании. Речь может идти о государственных организациях или коммерческих компаниях; в любом случае, произнося эти слова как мантру, и прописывая их в стратегии и тактике компаний, ИТ-руководители нацелены на выбивание бюджетов под закупку оборудования, программного обеспечения, интеграционные и консалтинговые проекты. Но у цифровой трансформации, если убрать маркетинговый шум, есть очень понятная и простая цель — максимальная автоматизация задач и элементов процессов компании, которые можно автоматизировать, чтобы сократить издержки на операциях, повысить качество данных и скорость реакции, упростить доступ к услуге и информации. И в этом, в общем-то, нет ничего нового. Это и должно определять подход к решению задач цифровой трансформации.

Что вкладывается в понятие «цифровая трансформация»?

Логичной выглядит картина, когда все данные в компании обрабатываются в цифровом виде: и те, которые порождаются внутри, и те, которые приходят извне.

Для компании, у которой основная функция состоит не в обработке запросов и предоставлении информационных сервисов (как, например, в государственных структурах), при формировании направлений цифровой трансформации всегда возникают вопросы:

  • Что нужно автоматизировать в первую очередь?
  • К какому результату это приведет и приведет ли к какой-то оптимизации, сокращению издержек вообще?
  • Как увязывать информацию в единое информационное пространство, поделенное между разными функциональными блоками, центрами принятия решений?
  • Какая информация должна быть широкодоступна, а какой нужно ограничить доступ (речь не про секретность и коммерческую тайну, а про полезность и избыточность)?
  • Как обеспечить к ней доступ в соответствии с ролевой моделью компании?
  • Как обеспечить доверие к информации?
  • Как убедить бюджетодержателя, что предпринимаемые шаги по автоматизации не носят критического характера и инвестиции не будут безвозвратно потеряны (остается полный цифровой след, существуют владельцы результата и логики его получения внутри компании, прописана технология гибкого внесения изменений) и т.д.

Попробуем обозначить основные шаги в рамках той методики автоматизации задач управления и выработки направлений цифровой трансформации, которые неоднократно апробированы экспертами компании «Доверенная среда» и компаний-партнеров при внедрении российской BI & DSS платформы «Триафлай».

Основной фокус направлен именно на информацию, а не на процессы, в рамках которых она появляется, именно на информационные потоки как ключевой объект исследования, контроля и автоматизации.

Построение карты информационных потоков онтологии информации процесса

Первый шаг на пути цифровой трансформации или автоматизации задачи управления — описание текущих онтологий информационных потоков в компании.

Определимся, что онтология — это концептуальное представление, целостная структурная спецификация некоторой предметной области, ее формализованное представление, которое включает словарь (или имена) указателей на термины предметной области и логические выражения, описывающие, как они соотносятся друг с другом.

В рамках любого процесса происходит получение данных, их осмысление, переработка, трансформация, получение информации (то есть нового знания, присущего совокупности данных — отчеты, справки, модели), изменение или корректировка данных и информации в рамках процесса, формирование поручений (как инструмент обратной связи и управления). Описать и менять процесс проще и эффективнее через информационные потоки, так как основной атрибут любого процесса — это именно синтезируемые данные и информация (по данным и информации происходит оценка эффективности процесса, удовлетворенности участников процесса и потребителей результата процесса). То есть карта информационных потоков — это формализованное описание бизнес-процесса.

Введем понятие «Показатель» — элементарная единица данных или информации (в терминах онтологии — это «концепт»). «Экземпляр концепта» — конкретное значение показателя. При этом сам концепт может быть нагружен, то есть иметь в терминологии онтологии атрибуты, а в терминах российской BI & DSS платформы «Триафлай» — измерения. Получается, что если выбрать показатель и определить у него измерения, мы получим экземпляр показателя.

Например, для показателя «Дебиторская задолженность» измерениями будут подразделение и период. Соединив их, получаем значение показателя для подразделения в момент времени: «Дебиторская задолженность (подразделение, время)». При этом существуют связи между показателями: одни могут влиять на другие и наоборот.

Пример небольшой части онтологии информации:

Пример части онтологии информации компании

Таких онтологий может быть много, они связаны и затрагивают все процессы. Набор онтологий описывает информационные потоки изучаемых процессов, характеризующих получение нужной информации.

Результат оформляется в виде графов и описаний к нему, где графы содержат наименования показателей и их влияния друг на друга. В описательной части формируется таблица с полями: «Показатель», «Атрибуты показателя», «Описание», «Источник», «Владелец», «Связь» (влияния и способ влияния, которые определяются через формулу, трансформацию, выборку и т.д.), «Показатель».

Таким образом, мы получаем массив информации, который требует систематизации. Она заключается в том, что в полученном массиве не должно быть дублирования одинаковых по смыслу и значению показателей и связей. Эта задача решается на следующем шаге.

Онтология информации корпорации

На втором шаге разрозненную картину информационных потоков необходимо систематизировать, унифицировать и получить единую онтологию информационных потоков в компании.

Результатом глубокого анализа подготовленных на первом шаге материалов станет унифицированный граф и описание к нему. При этом необходимо делать выбор мастер-систем (источников данных), назначать владельцев показателей, унифицировать атрибутный состав.

Унифицированный граф и описание к нему обладают существенной прибавочной стоимостью для жизни компании:

  • полностью визуализированная карта информации в компании;
  • карта ответственных за данные;
  • возможность сужения и расширения информационной карты;
  • оценка влияния данных на информацию;
  • формирование и оптимизация процессов через оптимизацию информационных потоков.

Онтология информации компании наглядна, всегда под рукой и гибко трансформируема. Ее легко поддерживать в актуальном состоянии.

Пример оформления онтологии информации компании

На втором шаге становится достоверно понятно, какие показатели откуда берутся, есть ли источники или они вводятся вручную.

Нужно также отметить, что если возникает новая задача (процесс), то синтезировать его, при наличии формализованного описания информационных потоков, становится значительно проще и быстрее. Достаточно проделать первый шаг и сопоставить его с результатами, созданными ранее на втором шаге.

Выделение ключевых показателей для мониторинга эффективности жизнедеятельности и определение метрик контроля этих показателей

На третьем шаге выбираются показатели, которые необходимо контролировать. Определяются правила их контроля и соответствия (коридор допустимых значений, всплески и т.д.), выбираются показатели, которые нужно прогнозировать (увязываются базовые показатели и факторы влияния, допущения и ограничения).

На основе имеющихся показателей, проходя по цепочке связей в онтологии, определяется, какая информация нужна, получается ли она из информационных систем или вводится вручную, насколько современны эти информационные системы и отвечают ли они требованиям оперативности и достоверности получения информации.

Если информация нужна регулярно, то возникает задача автоматизировать ее получение (вычисление на основе других данных, создание системы регулярно ввода и т.д.), модифицировать источники ее получения для повышения оперативности и достоверности данных.

Таким образом на третьем шаге выделяются направления цифровой трансформации компании.

Формирование ситуационных центров оперативного мониторинга и поддержки принятия решений

Платформа «Триафлай» — унифицированная среда создания СЦОМППР :

  • Единая предметная область компании — набор показателей, атрибутов и связей (онтология);
  • автоматизация сбора данных (регламент, электронная подпись, валидация и верификация данных);
  • настройка правил контроля информации;
  • настройка модели показателей прогнозирования развития ситуаций;
  • визуализация информации для лиц, принимающих решения;
  • обеспечение контроля жизненного цикла данных;
  • технологическое обеспечение доверия к получаемой информации;
  • самостоятельная поддержка аналитического модуля ситуационного центра.

Реакция на изменения в компании через механизмы СЦОМППР

Возникновение новых задач, процессов приводит к появлению новой информации, которую нужно контролировать лицам, принимающим решение. Для новой задачи выстраивается новая карта информационных потоков (онтология с набором показателей и связей). Она сопоставляется с существующей единой онтологией информации компании. Новые показатели создаются, существующие используются. Новые связи создаются.

Все это можно создавать и контролировать непосредственно в российской BI-платформе «Триафлай».

Новые показатели для оперативного доступа к ним можно выносить на аналитические панели — дашборды.

Цель BI & DSS платформы «Триафлай» — дать компании возможность выстраивать управление через мониторинг и прогнозирование ключевых показателей, декомпозируя их на информационные потоки, процессы, обеспечивая оперативный сбор и формирование направлений цифровой трансформации.

erid:JapBIXX6Q

Артем Гришковский, коммерческий директор компании «Доверенная среда» («Триафлай»)