Разделы

Интернет Веб-сервисы

Социальные сети: клоны неистребимы?

Торжество ПО с открытым кодом и переход на платформу web 2.0 вызвали к жизни старую как мир проблему – "плагиата" и "клонирования". Особенно активно копируются социальные сети, ввиду их бешеной популярности. Однако теоретически любой подобный инцидент можно рассматривать как нарушение авторских прав. Судебные иски к "плагиаторам" за рубежом нередки. А что же в России?

Вопрос плагиата и клонирования продолжает оставаться в современном интернет-мире одним их самых актуальных. По словам бывшего руководителя службы блогов компании "Суп" Александра Носика, вся история интернета - это история про то, как один коллектив сделал успешный сервис, а потом тысячи людей по всему миру начали его активно клонировать. Востребованные продукты и сервисы обзаводятся "зеркалами", количество которых растет в геометрической прогрессии, а тратить время на креативную разработку мелким студиям веб-дизайна и малобюджетным стартапам представляется зазорным. В последнее время объектами, которые копируют чаще всего, стали социальные сети. Причина ясна – у простых людей существует серьезный дефицит общения, связанный с современным ритмом жизни, а у руководителей подобных проектов – почти такой же дефицит идей при главенстве единственной мысли – как побыстрее "раскрутить" свой ресурс и монетизировать его (продать, вступить в партнерские отношения с рекламодателями и так далее).

Эксперты из ABI Research справедливо ставят Россию в список развивающих стран в том смысле, что наряду с Бразилией, Индией и Китаем, отечественный интернет-пользователь внесет свой посильный вклад в те 410 млн долларов, которые заработают игроки индустрии социальных сетей к 2013 году. Бывший географический лидер отрасли – Северная Америка - уже близок к насыщению: по версии comScore, сектор вырос всего на 9-10% за прошлый год.

Одним из факторов, сдерживающих рост пользователей в американских сетях, является законодательство об охране авторского права, препятствующее созданию идентичных клонов существующих веб-сайтов. Так, в одной из статей закона о защите авторского права (параграфы 1202 и 1203) речь идет о минимальном размере штрафа от 2,5-25 тыс долларов за незаконное использовании объекта авторского права. Если же нарушитель игнорирует решение суда, то сумма взыскания увеличивается трехкратно. Можно предположить, что среднего размера стартап сможет выплатить в случае судебного иска и сумму в размере 75 тыс долларов, правда, тогда ему придется продать за долги само техническое оснащение сети. Но даже не размер штрафа останавливает американских вебмастеров от откровенного клонирования существующих разработок, а страх перед тем, что, помимо этого, придется отдать и все дополнительные прибыли от использования плагиата. В таком случае пропадает весь смысл проекта.

Бизнес-модель "Купи-продай"

Практически сразу же после стремительного роста аудитории "Вконтакте", на сайтах фрилансеров стали появляться заказы на создание аналогичных проектов. По сути дела все эти предложения можно поделить на два типа: "написать все с нуля" и "клонировать существующее". В первом случае за 1000 долларов индийские программисты были готовы написать (или переписать) исходный код CMS-сайта и интегрировать к результату все возможности Facebook/Вконтакте, а во втором – за суммы, на порядок меньшие, предлагалось просто написать скрипт, позволяющий "вытягивать" из существующих баз данных "Вконтакте" и "Одноклассников" анкеты пользователей, что дало бы возможность просто импортировать их в новый стартап социальной сети. Годом ранее, когда "Вконтакте" еще только выходила на широкую аудиторию, в Рунете активно обсуждались причины такого стремительного роста – в отличие от Facebook, российский проект ориентировался лишь на выпускников и студентов элитных вузов. Но не "Вконтакте" был первым российским клоном Facebook – на 3 месяца раньше (в августе 2006 г.) появился проект MoiFacultet.Ru (ныне существует в виде Fakultet.ru), с которого, по некоторым источникам, в момент DDoS-атаки 1 декабря 2006 была украдена база данных пользователей.


Одним из факторов, сдерживающих рост пользователей в американских сетях, является законодательство об охране авторского права

Особо интересно в этом контексте выглядело предложение индийской же компании Agriya Infoway: за 399 долларов она обещала готовое ПО для клонирования Facebook "от и до" и настройку его под соответствующие нужды заказчика. По словам представителей Agriya Infoway, этот продукт пользуется успехом – за полгода было продано 50 коробочных версий, а еще более 800 пользователей загрузили дистрибутив по пиринговым сетям в нарушение лицензии. Самое интересное: индийские разработчики считают, что ничего криминального в их коммерческом предложении нет. "Мы же не украли у Facebook его контент, мы лишь даем возможность нашим клиентам создать то, что будет похоже на Facebook", - заявляет Аравинд Кумар (Aravind Kumar), директор по развитию Agriya Infoway. Среди покупателей компании – администраторы сайтов Faceclub.com и Umicity.com, не известных широкой общественности. Тем не менее, факт того, что сама идея социальной сети и средства для ее реализации выставлены на продажу, диагностичен: теперь все достоинство Facebook сводится к его базе данных (которую при желании можно тоже "скопировать"), но не к самой реализации сайта, которую может освоить любой вебмастер. В таких условиях, как считают аналитики Forrester Research, американской сети будет сложно завоевать те регионы, в которых уже действуют ее клоны.

Международное "копирование"

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

По законам рыночной экономики "спрос рождает предложение", поэтому копирование уже существующего и популярного проекта и последующее развитие более мелкого или менее функционального ресурса-"двойника" сейчас стало нормой. Еще задолго до появления Facebook на вышеупомянутых сайтах фрилансеров появлялись заказы на клонирование YouTube и MySpace, где стоимость выполнения работ колебалась в пределах 1-3 тыс. долл. Одним из примеров "копипастинга" отечественного производства может служить проект RuTube.ru, созданный двумя предпринимателями из Орла. Аскар Туганбаев, продюсер сайта, не скрывая, заявлял о том, что их цель – сделать из RuTube.ru центр видеоразвлечений, аналог западного YouTube.

В июле 2008 года владельцы Facebook обратились в федеральный суд Калифорнии с иском к нарушителям законодательства об авторских правах – немецкому ресурсу StudiVZ.com (StudiVerzeichnis, "Индекс студентов", аудитория – 6 млн пользователей, 8,3 млн уникальных заходов по апрельской статистике comScore). Этот немецкий сайт – не единственный "клон" Facebook, двойники которого в последнее время возникают по всему миру. Интерфейс StudiVZ очень похож на Facebook – в левой стороне страницы находится панель с такими же разделами (профиль пользователя, группы, сообщения), имеется та же "стена сообщений", игра в покер (названная по-немецки gruscheln). Единственное серьезное отличие – красный, а не синий цвет оформления. Примечательно, что вебмастер немецкого клона при установке движка сайта назвал один из каталогов "fakebook", что привело к появлению сообщений об ошибках интерфейса.

Российский сайт "Вконтакте" и китайский Xiaonei.com (дословно "В школе") – другие "клоны" Facebook, добившиеся наибольшего успеха и потенциально попадающие в группу риска в плане судебных исков со стороны "оригинала". Тем не менее, администрация "Вконтакте" не любит распространяться на тему плагиата Facebook, считая, что разработанный Павлом Дуровым логотип на несколько тонов темнее, а наличие поиска по месту жительства может считаться достаточным основанием для того, чтобы претендовать на оригинальность. В свою очередь, основатель китайского "клона" Ван Син (Wang Xing) в интервью Forbes.com честно заявил, что в 2005 году при создании своего сайта он позаимствовал дизайн американской социальной сети. Однако нынешний руководитель ресурса Джейм Лиу (James Liu) утверждает, что в их версии несколько по-другому работают группы по интересам, а внутренний пейджер и вовсе является инновационным продуктом, включенном раньше апреля 2008 г. (в это время аналогичный пейджер появился на Facebook-е). На Xiaonei.com под настоящими именами было зарегистрировано около 15 млн человек (или 90% всех китайских студентов), а аудитория ресурса, по данным BeijingReview.com за ноябрь 2007 года, составила 8,8 млн пользователей. Дочерняя фирма проекта, Oak Pacific Interactive, получила кредит на освоение 430 млн долл. от венчурной инвестиционной компании Softbank из Японии, что свидетельствует о масштабности проекта.