Разделы

Интернет Интернет-доступ

Владимир Кашицин: Бесплатный интернет-доступ для школ сможет обеспечить только государство

Громкий проект подключения всех российских школ к интернету стал ярким символом информатизации отечественной средней школы. Между тем, средства федерального бюджета, выделенные на оплату трафика учащихся, подходят к концу. Вопрос о том, кто и в какой форме будет оплачивать расходы, до сих пор однозначно не решен. Очевидно, что и с решением данной проблемы потенциал ИТ в школе будет раскрыт далеко не полностью. О задачах глубокой информатизации школы в интервью CNews рассказал Владимир Кашицин, кандидат педагогических наук, руководитель отдела приоритетного национального проекта "Образование" Национального фонда подготовки кадров.

CNews: Сегодня вопросы школьного образования – в центре внимания, это и единый госэкзамен, платное обучение, новые формы оплаты труда. А какие темы являются наиболее актуальными в сфере информатизации средней школы сегодня?

Владимир Кашицин: Давайте по порядку. Пример - на выставке "Инфоком-2007" в рамках направления "ИКТ в национальных проектах" проводился круглый стол по теме: "Роль ИКТ в образовании". Что обсуждалось? Подключение образовательных учреждений России к сети интернет, компьютерное оснащение образовательных учреждений, разработка информационно-образовательных ресурсов, порталов и электронных библиотек, "интернетизация образовательных учреждений как стимул развития телекоммуникационной инфраструктуры в регионах"… Так что профессионалы обсуждают, как обычно, чисто технологические вопросы.

Вообще говоря, "информатизация" - это такое слово, которое существует только в русском языке, его ясно не понимают в других странах. Но давайте использовать его, лишь пояснив, что имеется в виду. Главное, что это – не только и не столько компьютеры, которые поступают в школу. Показатель соотношения количества компьютеров и обучающихся сегодня - один из основных количественных индикаторов, по которым оценивают использование технологий в сфере образования. Хотя я не считаю такой подход верным. Программы информатизации - общероссийская и региональные - до сих пор не дают ответа на главный вопрос: "Что в результате информатизации получит каждый школьник, каждый учитель?". Однозначно воспринимаемые педагогическим сообществом критерии не разработаны. Ответ вроде: "один ПК на 100-50-20-5 учеников" на самом деле слабо касается каждого конкретного человека.

Если резюмировать, то информатизация в школе – это, по большому счету, радикальное обновление всей школьной жизни - свободный доступ к огромному массиву качественных цифровых образовательных ресурсов в интернет, сочетание традиционного и виртуального общения учителей и учеников, гарантированные законодательно формы дистанционного обучения, распространение проектной деятельности и переход на безбумажную технологию в управлении. Все это должно быть закреплено нормативно, слово здесь теперь, наверное, за Минобрнауки России.

CNews: Раньше в этой сфере активную позицию занимало Мининформсвязи России…

Владимир Кашицин: Да, но, похоже, опять корабль "информатизация" остается без рулевого – из названия министерства исчезло упоминание об информационных технологиях, да и ключевые профессионалы, с которыми я обсуждал все эти вопросы – Максут Шадаев и Дмитрий Милованцев покинули поле боя. Остается одна надежда – создать команду "главных конструкторов" информатизации образования из регионов, привлечь институт Александра Тихонова, крупных работодателей сферы ИТ.

CNews: Насколько полно, на ваш взгляд, ИТ используются в образовательном процессе средней российской школы?

Владимир Кашицин: За последние годы в школе появились технологии, которые никогда широко не использовались в качестве педагогического инструментария. Поэтому должны комплексно решаться вопросы не только собственно подключения к сети интернет, технической поддержки, организации "педагогически безопасного" доступа учащихся к ресурсам, но и организационно-методической поддержки и подготовки учителей к эффективному использованию возможностей ИКТ непосредственно в учебном процессе, применению легального и свободного – а, главное, недорогого и понятного учителю – программного обеспечения.


Владимир Кашицин: Информатизация в школе – это радикальное обновление всей школьной жизни

Анализ зарубежного опыта показывает, что проблема использования новых технологий в образовании повсюду решается непросто. В настоящее время только около 15-20% учителей в странах Евросоюза активно используют ИКТ в своей работе. И это в благополучных странах, где компьютеры и интернет доступны повсеместно, где учителя имеют мощные социальные и материальные стимулы. Везде организация учебного процесса с использованием ИКТ требует от педагога гораздо больших усилий, нежели традиционная форма проведения занятий.

В основном все, что делалось в России за последние десятилетия в этой области, по моему глубокому убеждению, относится к компьютеризации как к процессу оснащения школ средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечения "компьютерной грамотности" школьников и учителей. Мы уже на пороге пятидесятилетнего юбилея, который ознаменует многократные попытки государства внести в классически выдержанную модель школы технологические инновации.

В нашей стране началом "эры компьютеризации образования" можно считать 1959 учебный год, когда для учащихся, желающих приобрести квалификацию лаборантов-вычислителей (программистов) в средней школе №444 Первомайского района Москвы был создан первый экспериментальный класс.

Вначале стояла главная цель (массовость) – решение задачи массового всеобуча. Не случайно введение компьютеров в школу в "самой читающей в мире" стране связывали только с обеспечением компьютерной грамотности учащихся. Второй этап – как надежда на панацею - применение ИКТ при изучении различных школьных предметов. Его началом достаточно условно можно назвать 1990 год, когда в школу начали поставлять первые PC-совместимые компьютеры. Затем многие годы доминировала идея поставки техники в школы.

А что потом? Переход от "радиолюбительства" - наборов создаваемых разными фирмами, отдельными учителями-энтузиастами и продвинутыми школьниками "самодельных" ресурсов и методичек - к "индустриализации", созданию и использованию общедоступных библиотек повторно используемых унифицированных учебных информационных объектов. Причем с гарантированным "качеством изготовления" и удобством применения. Объектов и инструментов, которые могут быть легко использованы любым учителем в практической работе при соответствующей системе методической поддержки. Вот к этому этапу мы только-только приближаемся.

Выводы неутешительные. Техника и программное обеспечение в школах применяются неэффективно и быстро устаревают. В умении использовать компьютер педагоги уже давно отстают от своих учеников. Удобных для организации учебного процесса качественных цифровых образовательных ресурсов катастрофически не хватает. Нет ясных, практических методик, гарантирующих эффективное использование новых технологий на рабочем месте учителя.

CNews: Что дал приоритетный национальный проект "Образование" школам с точки зрения использования современных информационных технологий?

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Владимир Кашицин: До самого недавнего времени информатизация школы рассматривалась управленческими структурами преимущественно как некая технологическая задача. Под ее решением практически понимались в первую очередь поставки компьютеров, разносол компактных дисков, разные формы подключения к интернету, введение "авторских" курсов информатики и "мышевождения". По-сути процесс информатизации не связывался непосредственно с обновлением содержания, методов и организационных форм обучения, модернизацией всех сторон жизни школы.

На мой взгляд, основное отличие приоритетного национального проекта "Образование" в части реализации направления "внедрение современных образовательных технологий" от других национальных проектов – это направленность на выравнивание "стартовых возможностей" для всех общеобразовательных учреждений России, обеспечение возможности сетевого общения с использованием легальных, цивилизованных инструментов. Создание предпосылок для "социальной сети", как сейчас говорят. Впервые одним из важнейших эффектов национального проекта стал ясно видимый обществу вклад в преодоление неравенства – социального!

Ведь не секрет, что сегодня в городских гимназиях и элитных школах ребенок имеет на порядок больше возможностей доступа к технологиям и образовательным ресурсам, чем в обычных сельских школах. И учителя часто говорят, что пробиться со своими наработками в конкурсы на федеральном уровне нереально. Именно конкурсы для лучших учителей, инновационных школ – важнейший показатель позитивного изменения общей ситуации. Правда – если они не продолжатся, даже в каких-то новых формах, маятник может качнуться обратно…

Но, внедрение современных образовательных технологий в рамках нацпроекта, - это не просто подключение школ к интернету или ограничение доступа к каким-то сайтам. Синергия состоит в том, что параллельно запущена разработка электронных образовательных ресурсов удобных для работы через интернет, в отличие от предыдущих, нацеленных на использование на дисковых носителях. Обеспечивается легитимность использования фактически имеющегося в школах программного обеспечения, готовится альтернативное системное решение к переходу на свободно распространяемые программные продукты.

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Как мне кажется, основной системообразующий фактор сегодня – создание Федерального центра информационных образовательных ресурсов и единой коллекции цифровых ресурсов для общего образования (разработка Национального фонда подготовки кадров), которые уже запущены в эксплуатацию. Эти работы уже выполняются в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы и проекта "Информатизация системы образования", в котором отработаны модели работы школы в ИКТ - насыщенной среде, проведена апробация цифровых учебных материалов, удачно завершен эксперимент по профильному дистанционному обучению школьников географически удаленных от центра школ – например, в Хабаровском крае.

Это важно потому, что российский рынок цифровых образовательных ресурсов значительно моложе, чем в любой из западных стран. Школы в качестве непосредственных участников рынка большой роли не играют - у них для этого слишком мало свободных средств. Поэтому западная практика, когда сами школы в массовом порядке закупают необходимые им легальные программные продукты, в России воспроизведена быть не может.

В нынешних российских условиях фактор свободного, бесплатного для школ доступа играет ключевую роль, и обеспечить его может только государство.

CNews: Так каким образом может быть решен вопрос с оплатой расходов оператора проекта "РТКомм.ру" на подключение школ к интернету? Государство пообещало заплатить компании в 2008-2009 гг. 1,58 млрд. руб…

Владимир Кашицин: Считаю, вопрос поставлен не совсем корректно. Неверно говорить, что "государство пообещало заплатить "РТКомм.ру" за предоставление услуг интернет-доступа школам в 2008–2009 гг. 1,58 млрд рублей". По результатам открытого конкурса, проведенного в конце 2007 года Рособразованием, заключен контракт с "РТКомм.РУ". Деньги выплачиваются по результатам ежемесячно предоставляемого отчета об оказанных услугах. Кстати, только позавчера мы в составе комиссии подписали очередной акт приемки работ – там платеж за месяц больше 70 млн рублей в соответствии с условиями конкурсной документации. Так что не стоит лить слезы о бедном провайдере.

Другой вопрос, что часто "РТКомм.РУ" представляет отчеты, в которых, на мой взгляд, занижается количество школ, у которых возникают проблемы с доступом к интернет. Приходится делать экспертизу, звонить в школы, запрашивать регионы. По итогам проводимого мониторинга и анализа поступающей информации из субъектов Российской Федерации выявлены многочисленные случаи некачественного и нестабильного доступа, затягивания решения проблем конкретных образовательных учреждений. При этом более половины проблем связано с обеспечением доступа к интернету посредством спутниковых технологий. Это является, по моему мнению, одним из наиболее существенных рисков, который может привести к неоправданным "социальным ожиданиям" от результатов проекта.