Разделы

Цифровизация Инфраструктура

Центры разработки: бизнес на русских идеях

Мировые ИТ-гиганты продолжают активно использовать научно-исследовательский потенциал России для развития своих R&D направлений. Открывая здесь новые лаборатории, они готовы инвестировать не только в софтверную разработку под корпоративные нужды, но и в фундаментальные исследования, не привязанные к конкретным проектам в ближайшей перспективе. Полную версию статьи читайте в октябрьском номере журнала CNews.

Развитие бизнеса в условиях все набирающей обороты гонки технологий заставляет игроков искать самые разные пути выживания. В ИТ-индустрии много говорится о раздутых маркетинговых бюджетах транснациональных корпораций, которые благодаря этому осуществляют агрессивную экспансию на локальных рынках, выдавливая с них местных игроков. С другой стороны, "маркетинг умер, да здравствует, маркетинг", – заявил автор знаменитых слоганов мирового рекламодателя №1 – Coca-Cola, Серджио Зиман. Наступившая эра нового маркетинга явно потребовала своих инноваций.

Научившиеся быть чуткими к вызовам времени, крупнейшие мировые ИТ-вендоры начинают серьезно увеличивать другую статью затрат – на исследования. В определенном смысле исследовательские центры, открываемые хай-тек компаниями по всему миру, тоже можно считать элементом маркетинга. Подобные лаборатории предоставляют своего рода инструментарий для проведения макросегментирования рынка, определения потенциально важных ниш, прогнозирования смещения фокуса потребителей и, соответственно, создания новых рынков. Другими словами, исследовательские центры, изначально являющиеся для корпораций статьей расходов, формируют платформу для реализации ключевых идей и концепций современного маркетинга.

Однако подобный взгляд на развитие R&D направления в рамках корпораций не совсем справедлив. Данные проекты, реализуемые вендорами совместно с важнейшими участниками мирового научного сообщества, имеют также просветительскую и благотворительную миссию. В странах с высоким научно-исследовательским потенциалом открываются центры, позволяющие трудоустроить лучшие "головы", не допустить их утечки как за границу, так и в бизнес-среду за счет достойной оплаты специфического интеллектуального труда и создания для него всех необходимых условий.

В России такого рода опыт "подъема" отечественной науки предпринимает целый ряд американских ИТ-вендоров – Motorola, Intel, HP и др. И если долгое время большинство из них фокусировалось на разработке софта и конкретных решений для корпоративных нужд, то сегодня, похоже, наступает эпоха фундаментальных исследований. Крупнейшие мировые бренды готовы позволить ученым заниматься наукой ради науки, не имея в виду потенциальный готовый продукт.

В рамках British Telecom уже сформировалось целое футуристическое направление исследований – сотрудники этого подразделения мыслят в категориях не ближайшего, а весьма отдаленного абстрактно-концептуального будущего. В НР Labs, по словам Владимира Полутина, директора санкт-петербургского отделения "Лабораторий НР в России", тоже позволяется до трети ресурсов исследователей посвящать поисковым работам, ориентированным на будущее и не привязанным к конкретным проектам.

Один из первых – Motorola

"Колыбелью" R&D центров вендоров в России можно считать Санкт-Петербург. С одной стороны, в северной столице исторически сложилось софтверное сообщество, имеющее опыт успешной разработки ПО на экспорт. С другой стороны, здесь есть необходимая академическая база для развития исследований. Наконец, по чисто экономическим соображениям открывать офисы за пределами Москвы было проще и дешевле.

Один из первых иностранных центров разработки ПО, появившийся в Петербурге в 1997 году, принадлежал Motorola. Лаборатория была открыта на базе СПИИРАН (С.-Петербургский Институт Информатики Российской Академии Наук). По словам Кирилла Лубнина, РR-директора Motorola, международная корпорация сделала ставку на качественное образование, инновационное мышление, талант российских специалистов. За 11 лет существования центр развился с 50 до 700 человек. Петербургское подразделение является ключевым во многих проектах, создавая качественный продукт, который приносит прямую прибыль компании, прокомментировал CNews Кирилл Лубнин.

Именно российский центр первым среди всех европейских центров разработки ПО Motorola был аттестован на 5 уровень по модели CMMI. Так называемый "оптимизирующий" уровень характеризуется постоянным совершенствованием процессов разработки ПО в соответствии с производственно-коммерческими целями и задачами организации, направленными на повышение качества выпускаемой продукции, снижением ее себестоимости и сокращением сроков разработки решений. На тот момент столь высокий уровень зрелости в Motorola демонстрировали лишь три центра – помимо российского, еще индийский и малазийский.

Центры разработки в России

Центр разработки Город Год открытия Штат сотрудников Направления работ, проекты 2007-2008
HP Петербург 2007 11 Извлечение, анализ и сортировка информации из неструктурированных источников и гетерогенных баз данных.
Intel Нижний Новгород
Саров
Новосибирск
Петербург
Москва
2000

2003
2004
2004
2004
Всего - 1200 Intel Core i7;
Intel Centrino 2;
Intel Atom;
WiMAX,
программные средства виртуализации
Motorola Петербург 1997 700 Приложения для мобильных телефонов Motorola
Инфраструктурные решения для операторов сотовой связи
ПО и приложения для приставок цифрового ТВ
ПО для коммуникационных устройств и ПК.
LG Electronics Петербург 2004 Более 100 игры для мобильных платформ,
решения для мобильных устройств GSM
Samsung Москва 1993 н/д Полупроводниковая микроэлектроника
Мультимедийные технологии Телекоммуникационные технологии и оборудование
Бытовая электронная техника и технологии
ПО и технологии для систем передачи данных, компьютерной телефонии, видеоконференций
Программы и технологии распознавания звука, изображения, текстов, сжатия аудио и видео информации
Носители и средства хранения и передачи цифровой информации
Siemens Воронеж
Петербург
2003
2004
84 разработка ПО для инфраструктуры фиксированных, мобильных и корпоративных сетей связи
адаптация существующих разработок под региональный рынок
Siemens Enterprise Communications Петербург 2004 5 система селективной записи разговоров SV-CallScout
русификация приложения ProCenter 7.0
русификация приложения HiPath Hospitality Service Center, предназначенного для гостиничного бизнеса
Sun Microsystems Петербург 2004 360 Java SE,
Java ME,
Java Wireless Toolkit
Java Device Test Suite (JDTS)
JavaFX
Java Card
Sun Studio
IDE NetBeans
ЕМС Петербург 2007 Более 70 - Разработка продуктов в области управления содержанием, архивирования и информационных инфраструктур
- разработка систем по хранению и управлению информацией
Google Москва

Петербург
2006

2006



40 *

20 *

* - на январь 2008
Москва:
- улучшение поиска на русском языке (морфология, транслитерация, коррекция написания, грамматика)
- Google Maps (локализация)
- Google Q&A (Конфуций) – совместно с центром разработки в Китае
Петербург:
- Google Toolbar для Firefox
- Google Calendar
Alcatel Петербург 2005 250 комплексные интерактивные мультимедийные решения и видеорешения с доставкой услуг через интернет;
сети нового поколения;
корпоративные контактные центры нового поколения
Borland Петербург 2003 30 разработка средств моделирования ПО
средства управления жизненным циклом приложений
Huawei Москва 2001 Более 20 разработка прикладного ПО
беспроводные решения

Источник: CNews Analytics, 2008

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Санкт-Петербургский центр входит в подразделение Global Software Group (GSG). Все проекты, над которыми здесь ведется работа, воплощаются в конечных продуктах и решениях Motorola по всему миру, подчеркивает Кирилл Лубнин. Так, например, в центре разрабатываются многие приложения для мобильных телефонов Motorola, инфраструктурные решения для операторов сотовой связи, ПО и приложения для приставок цифрового ТВ, ПО для коммуникационных устройств (Bluetooth, modem, DLNA) и персональных компьютеров.

Заметно активизировался процесс расширения центра в 2004 году (на тот момент число сотрудников составляло 350 человек). В настоящий момент здесь также есть открытые вакансии, отмечают в пресс-службе компании. Motorola заинтересована в найме как состоявшихся специалистов, так и выпускников профильных вузов. Продолжается активная работа по "Университетской программе", в результате которой на стажировку в центр приходят студенты начиная с 3 курса.

"Многорукий" Intel

Другая американская корпорация, известная своими масштабными инвестициями в R&D, пришла в Петербург не сразу. Intel, появившаяся в России в 1992 году, тогда же отрыла московский офис поддержки разработки. Однако до 2000 года его сотрудники привлекались лишь на контрактной основе. Достигнутые к тому моменту успехи в области исследований и, возможно, постепенное взросление российского рынка ИТ подтолкнули корпорацию к открытию в стране полноценного научно-исследовательского центра – в Нижнем Новгороде. Его деятельность сосредоточилась на улучшении средств разработки программного обеспечения, а также прикладного ПО для беспроводной связи, графики, мультимедиа и библиотек математических функций для выполнения технических и деловых вычислений. Сегодня это один из крупнейших офисов Intel в Европе. Здесь же с 2004 года находится маркетинговый центр корпорации в СНГ.