Разделы

Телеком Интернет Контент E-commerce

Цифровой контент 2009: измеряем российский рынок

К концу 2008 года показатель роста рынка цифрового контента в России достиг 50-70%. Основными драйверами эксперты называют сектора электронных книг, казуальных игр, музыки для мобильных телефонов, а также цифровые карты. "Аутсайдером" в 2008 году стала легальная аудио и видеопродукция, которую традиционно "не любит" отечественный пользователь. Вместе с тем, игроки рынка смотрят на будущее со сдержанным оптимизмом, полагая, что ситуация может резко измениться в лучшую сторону в ближайшие 1-2 года.

Долгое время как такового рынка цифрового контента в России не было – доступ в интернет был дорогим и низкоскоростным, электронных платежных систем почти не было, а шансы того, что оплаченный заказ будет доставлен, были весьма туманные. По этой причине пользователь покупал софт, игры и мультимедиа-контент на физических носителях, и до определенного времени подобная бизнес-модель была выгодна большинству игроков рынка. В последние два года ситуация изменилась – рост арендных платежей и других постоянных издержек привел к общему снижению розничных продаж и медленному движению в сторону цифровой дистрибуции контента.

По оценкам ИК "Финам", в 2008 году рынок цифрового контента в денежном измерении составил порядка 180-200 млн долларов (если понимать под ним всю совокупность продаж музыкальных композиций, видеороликов (без учета видео по запросу), программного обеспечения, игр, а также мобильного контента). Тем не менее, доля пиратской продукции составляет более 95% и не поддается исчислению из-за отсутствия точных оценок объема данных, распространяемых через пиринговые сети. В итоге, с одной стороны, из-за пиратов, а с другой стороны, из-за пока недостаточного распространения интернета в России цифровая дистрибуция уступает обычной почти в 20 раз. Несмотря на шаги в сторону популяризации легальных продаж, пользователи в целом недостаточно активно покупают цифровой контент.

Под цифровым контентом в рамках данной статьи понимаются аудио и видеопродукция, электронные книги, мобильный контент, игры и ПО, цифровые карты, фотобанки и электронные словари, купленные в интернете.

Аналитик ИК "Финам" Татьяна Менькова считает, что "пока рынок больше развивается в экстенсивном направлении - растет количество участников и ассортимент, в частности, на него постепенно выходят интернет-провайдеры, которые пытаются таким образом заставить клиентов более активно тратить лежащие на их счетах деньги". Негативным фактором является локальный характер рынка – российскому пользователю почти недоступны зарубежные магазины ("благодаря" платежным системам), а ассортимент отечественных сайтов-площадок по сравнению с западными мизерный. По мнению Алексея Кузьмина, генерального директора ГК "ЛитРес", если сравнить отечественный рынок с англоязычным, то окажется, что в России монетизировано не более 1%, поэтому пользователи предпочитают находить контент в пиринговых сетях.

Олег Пашинин, «Философия.ИТ» — Как в «Росатоме» импортозаместили западную СЭД
Импортонезависимость

Смотреть и слушать

По данным ИК "Финам", цифровые продажи музыки русскоязычным пользователям в Рунете в 2008 году составили 12 млн долларов, а видеоконтента – около 3-5 млн долларов. Один из крупнейших игроков рынка, компания Fidel Solutions, оценивает объем рынка в 40 млн долл. - сюда входят как пополнения счетов на сайтах, реализующих контент, так и сделки о покупке цифровых прав для UGC-проектов и промо-проектов. По оценкам Кирилла Петрова, управляющего директора компании i-Free, к концу 2008 года совокупная выручка игроков отечественного рынка аудиоконтента (включая такие компании как SonyBMG, PMI и Universal) должна была составить 25 млн долларов. В свою очередь, игроки на рынке интерактивных медиа сервисов и контента (такие компании как Telemedia, Endemol, Первый канал, TVscope, Music-Box, MTV и МузТВ) должны были получить около 40 млн долларов.

София Соколова, генеральный директор компании Soundkey, отмечает, что в прошлом году рост покупок легального аудиоконтента в интернете продемонстрировал положительную динамику, и составил, по различным оценкам, от 40% до 200% по отношению к 2007 году. Одно из ключевых событий рынка – выход на отечественного потребителя рекорд-лейбла номер один в мире – Universal Music. "Однако в России существует практически уникальная ситуация с цифровыми продажами музыки, которая затрудняет подсчеты. Это связано с так называемыми "минимальными гарантированными платежами", которые музыкальные лейблы желают получать за контент авансом, еще до того, как контент начал продаваться", - отметила госпожа Соколова, подчеркнув, что подобной практики в остальном мире нет. В итоге рекорд-лейблы заявляют о миллионных продажах контента, выдавая за "продажи" выплаты фиксированной годовой абонентской платы за свой каталог. Тем не менее, площадки, которые внесли этот платеж, в 100% случаев не способны окупить эти затраты – недостаточно просто продавать музыку, но и нужно привлекать посетителей, убеждая покупать их легальный контент. "Заключив контракты с пятью площадками, лейбл рапортует о миллионных продажах и не стремится вкладываться в рекламу собственных релизов, а пользователи контент не покупают", - заключает София Соколова.


Долгое время как такового рынка цифрового контента в России не было

В определенной степени выходом из сложившейся ситуации могла бы стать низкая цена на скачивание легального музыкального трека или видеоклипа, а также интуитивно-простая схема продажи, которая реализована, например, в магазине iTunes. Но опрошенные CNews игроки и эксперты рынка не видят особых перспектив появления в скором будущем подобного в России. Владимир Бородин, вице-президент компании Playfon, объясняет это тем, что, в первую очередь, сдерживающим фактором является сложность получения авторских прав на композиции: "Для того чтобы собрать более-менее крупную коллекцию, необходимо договориться не только с мейджорами, обладающими правами на последние хиты, но и с большим количеством независимых лейблов. Дополнительные трудности создает отсутствие в России централизованного авторского общества по агрегации прав на распространение цифрового контента. Легитимность так называемых "коллективных лицензий", по которым работают онлайн-магазины, очень спорна и признается далеко не всеми правообладателями, особенно западными".

Что же касается цены на музыкальную композицию, то, по мнению Fidel Solutions, "для ценообразования в интернете есть основной ориентир - стоимость компакт-диска в рознице. Если в Европе пользователь готов платить 10 долларов за альбом в цифровом виде (с учетом того, что CD стоит около 20 долл.), то в России, где диск можно приобрести в рознице за 120-160 рублей, альбом в цифровом виде должен стоить не больше 120 рублей, поэтому в России трек не может стоить 99 центов. Василий Филиппов, директор по производственным операциям компании Spb Software, наоборот, считает приемлемой стоимость 25 рублей, объясняя это существующими ценами: 2-3 доллара на рингтоны и 150-200 рублей за CD-альбом. "Для российских пользователей сама концепция iTunes еще нова. Думаю, что по мере улучшения схем оплаты, а также более широкого распространения концепции другими производителями коммуникаторов и смартфонов, модель iTunes может быть вполне успешной", - говорит он. "Европейские цены, конечно, возможны, только это приведет к снижению спроса в несколько раз, – уверена Татьяна Менькова. - Востребованным в России может быть продукт в ценовой категории - до 5 долларов за фильм (иначе проще купить пиратский DVD), до 3 долларов за музыкальный альбом". В свою очередь, аналитик iKS-Consulting Елена Крылова считает, что до тех пор, пока не будет устранена возможность бесплатного скачивания в сети практически любой композиции, легальный рынок будет микроскопическим - даже при нынешних ценах в 2-3 раза ниже, чем в Европе или США.