Разделы

Цифровизация Внедрения

Александр Белов: Передовые технологии меняют подход к внедрению "1С"

На рынке сопровождения "1С" в России существует множество предприятий, с разной степенью успеха продающих свои услуги. Как превратить проект из вялотекущего в результативный, что нужно знать заказчику при выборе подрядчика, как соединить в одном решении все плюсы существующих способов оказания внедренческих услуг, сохранив конкурентные цены, CNews рассказал создатель новой технологии оказания внедренческих услуг на платформе "1С:Предприятие" - системы RMS - Александр Белов.

CNews: Насколько остра конкуренция на рынке внедрения и сопровождения "" в России?

Александр Белов: На рынке сейчас сложилась достаточно парадоксальная ситуация. С одной стороны, компания "1С" активно развивает свой бизнес, она создала серьезную партнерскую сеть фирм, имеющих статус "1С:Франчайзи", существует множество специалистов, оказывающих квалифицированные услуги, однако потребность по-прежнему значительно превышает предложение. Ежегодно в России остаются не закрытыми более 100000 вакансий "Специалист по 1С:Предприятие", что, на мой взгляд, свидетельствует об остром дефиците квалифицированных услуг в этой области. Особенно это чувствуется в регионах, из которых наблюдается отток профессионалов в столицу.

В то же время, сейчас, с выходом восьмой платформы "1С:Предприятие", сильно расширился список компаний, которые могли бы использовать ее для своих нужд. Если раньше существовал ряд проблем с масштабируемостью, то сейчас система одинаково хороша как для малых, так и для средних и крупных предприятий. Сам по себе инструмент "1С" очень гибок, компания, как я уже упоминал, оказывает серьезную поддержку в рамках отчетности, в развитии самих конфигураций. Сеть партнеров компании — одна из крупнейших в России. Благодаря этому, у "1С" - неограниченные возможности для развития. Но сама сеть "1С:Франчайзи", на мой взгляд, все же выстроена для продаж. И за счет этого, когда требуются квалифицированные услуги по внесению изменений, возникают сложности. Безусловно, "1С" дает ряд технологических рекомендаций по организации сопровождения и изменения конфигураций. Однако предлагаемый проектный подход подходит не всем предприятиям.

CNews: Порог входа на рынок поддержки "1С" очень низок, имеется огромное количество мелких компаний, в которых трудятся от 1 до 5 человек. Опыта при этом никакого. Так ли важен опыт успешных проектов при поддержке столь популярного программного продукта?

Александр Белов: Я считаю, что роль прошлого опыта успешных проектов, как и важность численности сотрудников, несколько преувеличена. В деятельности любой фирмы, наверняка, есть и успешные, и провальные проекты. Даже если выбранная в качестве подрядчика компания имеет многочисленный штат, и предыдущие десять внедрений провела успешно, - существует достаточно высокая вероятность того, что следующий проект может оказаться провальным. В то же время, одиннадцатый проект, выполняемый фирмой с численностью сотрудников менее пяти, вполне может быть успешным, даже если предыдущие десять провалились. И если бы мне пришлось, следуя приведенному примеру, в качестве заказчика, выбирать подрядчика, то, скорее всего, я предпочел бы маленькую фирму с опытом неудач. Меня бы подкупил тот факт, что, несмотря на десять провалов, они продолжают заниматься своим делом, без боязни могут рассказать о своем отрицательном опыте, назвать причины и пояснить, как они предполагают избежать их на одиннадцатом проекте. В крупной фирме с множеством "медалей", на мой взгляд, больше инерции, повышающей риск провала каждого следующего проекта. Поэтому для меня при выборе важнее то, что может предложить фирма сейчас и завтра, чем то, каких успехов она добивалась в прошлом. Безусловно, положительный опыт играет роль при реализации текущего проекта, но я бы не стал преувеличивать его значение.

CNews: По каким же критериям заказчику делать выбор, если предыдущий успешный опыт — не гарантия удачной реализации будущего проекта?

Александр Белов: Действительно, зачастую выбор становится очень сложной задачей. Все компании позиционируют себя в качестве успешных, с большим количеством сотрудников и широким набором удачных проектов. В результате заказчик получает лотерею, так как успех проекта в значительной степени становится зависим от конкретных исполнителей. В рамках нашей системы мы старались минимизировать зависимость от конкретных исполнителей.

Порядка 80% трудностей проектов случаются из-за низкой эффективности управления, особенно когда управление в большей степени сосредотачивается на бюрократии проекта. Бюрократизация проекта за пределами здравого смысла так же вредна, как и полное ее отсутствие. Думаю, что трудности случаются в большинстве проектов - важно вовремя заметить их появление и иметь возможность лично повлиять на ситуацию. Мы предоставляем заказчику возможность своевременно обнаружить возникновение отклонений от хода работ по проекту и повлиять на их устранение, если нами они остались незамеченными. Такой подход, конечно, накладывает на нас большую ответственность, но система изначально создана в интересах заказчика – получение требуемого результата, к требуемому сроку, за приемлемую стоимость. Наличие возможности при необходимости лично повлиять на ход работ, когда они пошли иначе, нежели ожидалось, на мой взгляд, является одним из самых важных критериев для заказчика при выборе подрядчика.

CNews: В какой форме обычно осуществляется поддержка продуктов ""?

Александр Белов: До появления RMS заказчики получали услуги по поддержке продуктов "1С" одним из трех мне известных способов – пользовались услугами приходящего специалиста по "1С" (фрилансера – так называемого, "фри"), набирали собственный штат специалистов по 1С (так называемых, "фикси" - от слова "фиксированный оклад"), обращались к услугам подрядной организации – "1С:Франчази" (так называемых, "фра") или пользовались какой-то комбинацией из этих трех способов. В условиях ограниченного бюджета расходов на сопровождение "1С", выбор чаще всего выпадал в пользу "фри". Если возникало желание реализовать что-то комплексное, то чаще выбор делался в пользу "фра". Стремление к некоторой стабильности и мнимой управляемости результатом и расходами на сопровождение "1С", заказчики удовлетворяли, взяв специалиста по "1С" в штат компании и, иногда, сформировав целый отдел по сопровождению продуктов "1С" внутри фирмы. По сути RMS – это новый способ получения услуг в этой области, который вобрал в себя лучшее, что можно было взять из "фри", "фикс" и "фра", за счет адаптации к "1С:Предприятию" передовых мировых практик управления программными проектами.

CNews: Чем отличается ваш подход к автоматизации от общепринятого на рынке?

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

Александр Белов: Как я уже говорил, RMS изначально создавалась в интересах заказчика. Мы должны дать ему возможность получить требуемый результат к требуемому сроку за приемлемые деньги. Конечным итогом должно стать создание решения, соответствующего ожиданиям заказчика, как в области функциональности, так и по другим параметрам. Достижение результата происходит в несколько достаточно коротких результативных итераций, с постепенным устранением всех отклонений от ожиданий заказчика, возникающих на каждой итерации при получении промежуточных результатов.

Также в RMS реализовано процессное управление, что отличает систему от компаний, предлагающих разной степени зрелости решения на основе проектного управления, общепринятого на рынке. Другими словами, автоматизация в RMS – это набор процессов, за каждый из которых отвечает один или несколько человек, заинтересованных в получении результата, а результат – это решение, соответствующее ожиданиям заказчика. Если проектный подход подразумевает необходимость создания технического задания, детального описания, то процессный, используемый в RMS, дает возможность серьезно сократить время создания решения и максимально приблизить конечный результат к ожиданиям заказчика.

CNews: Как работает система RMS?

Александр Белов: Если смотреть с позиции заказчика, то все довольно просто. Сначала задаются начальные условия: в RMS размещаются одно или несколько первичных требований и денежные средства в количестве, сравнимом с ожидаемым объемом работ первого месяца. После инициации процесса заказчик может оставаться активным участником, наблюдая и контролируя, либо просто дожидаться получения результата.


Александр Белов: RMS изначально создавалась в интересах заказчика

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

В RMS в момент поступления заказа включается несколько процессов. Сначала для сформулированной задачи осуществляется "анализ и достижение понимания требований". За этот этап отвечают управляющий и руководитель проекта. По завершению этого процесса происходит выбор продукта. Далее включается "декомпозиция требований", когда генеральное требование разбивается на множество задач, каждая из которых представляет собой относительно небольшой объем работы, которую может выполнить один человек, в разумный срок, за приемлемую плату.

В течение первой недели с начала работ заказчик получает из RMS первые результаты и сообщает в систему отклонения от ожиданий к функциональности, срокам, стоимости. Во вторую неделю получает результаты, в которых устранены ранее обнаруженные расхождения, высказывает новые отклонения от ожиданий. За несколько итераций происходит устранение всех обнаруженных несоответствий ожиданиям. Таким образом, заказчик добивается результата – решения, соответствующего его ожиданиям. Заказчик может получать результаты самостоятельно или при помощи нашего специалиста, работающего в его офисе.