Разделы

Аутсорсинг

ИТ-аутсорсинг для аутсорсеров: новые потребительские ниши

Одной из самых благодарных категорий заказчиков для ИТ-аутсорсера являются собственно сами сервис-провайдеры. Либо те, кто оказывают услуги в других областях, либо – для средних и малых игроков - крупные поставщики ИТ-сервисов, которые заинтересованы в привлечении субподрядчиков.

Как аутсорсер может выполнить работу дешевле, чем сам заказчик, да еще и заработать себе прибыль? Только одним способом – выполняя работу эффективнее заказчика, т.е. обеспечивая лучший результат меньшими ресурсами. Означает ли это, что персонал заказчика ленив и/или некомпетентен, а аутсорсер отличается прилежанием? – Ни в коем случае. Просто аутсорсер, в отличие от заказчика, специализируется на данном виде работ, выполняет их для многих заказчиков и, соответственно, обладает достаточным масштабом операций для получения эффекта экономии на масштабе. Самый очевидный здесь пример – логистические компании: везти грузы пяти заказчиков одним большим грузовиком намного эффективнее, чем пятью маленькими.

Вышеизложенные банальности приведены, чтобы еще раз подчеркнуть очевидный факт – ключевым элементом успеха любой аутсорсинговой компании является значительный объем продаж. При этом рост клиентской базы не только увеличивает стабильность бизнеса аутсорсера, но и снижает себестоимость услуг, оказываемых существующим клиентам.

Именно привлечение новых клиентов является, пожалуй, самой сложной частью аутсорсингового бизнеса. Что причиной? Непонимание ценовых преимуществ аутсорсинга, недостаток у потенциальных клиентов опыта и информации, недоверие, отсутствие мотивации к снижению издержек и пр.

С другой стороны, аутсорсерам стоит обратить внимание как на потенциальных клиентов на своих коллег по цеху. Здесь возможны, например, два следующих варианта: во-первых, аутсорсинг для специалистов в иных областях, и во-вторых, аутсорсинг для провайдеров ИT-аутсорсинга.

Из разных сфер

Поставщикам аутсорсинга самим может понадобиться услуга внешнего провайдера – в другой области. Например, актуальным может быть предложение ИT-аутсорсинга фирме, предлагающей аутсорсинг бухгалтерии.

Из плюсов здесь можно обозначить, скажем, то, что руководство фирмы понимает, откуда берутся ценовые преимущества аутсорсинга. По крайней мере, у него отсутствует предубеждение, что "аутсорсинг – это дорого".
Во-вторых, явно нет страха перед незнакомым словом – возможно, даже есть к нему симпатия. В-третьих, руководитель имеет представление о моделях ценообразования в аутсорсинговом контракте.

Правда, к сожалению, если ИТ не кажется (или действительно не является) значимой статьей расходов, принятие решения может быть делегировано ИT-департаменту заказчика.  В целом же можно сказать, что первый контакт проходит намного легче, чем в случаях более далеких от рынка аутсорсинга заказчиков. А дальнейшее зависит от конкретной ситуации, качества предложения и работы отдела продаж.

Диалог коллег

Другой вариант ИТ-аутсорсинга – услуги для собственно ИТ-провайдеров. Это означает работу с поставщиками ИТ-сервисов (в том числе - с транснациональными), которые в рамках более широких контрактов предлагают конечным пользователям осуществляемый подрядчиком аутсорсинг поддержки – например, офисной печати.

Выгоды для провайдеров в этом случае – во-первых, повышение эффективности (т.е. снижение издержек при повышении качества) за счет специализации и уже упомянутого эффекта экономии на масштабе. Во-вторых, возможность быстрого масштабирования (как увеличения, так и сокращения). В-третьих, полная финансовая прозрачность, в том числе передача части финансовых рисков.

Правительство Амурской области перевело систему электронного документооборота на СУБД Postgres Pro
PostgresPro

Если приглядеться, то очевидно, что это стандартные преимущества аутсорсинга. Но донести их до специалистов ИT-провайдера намного проще, чем до руководителя ИT-отдела конечного заказчика, да и объем работ у провайдера, как правило, более значительный.

Риски и перспективы

Правда, стоит помнить, что привлекая субподрядчиков, провайдер сталкивается и с рядом потенциальных рисков. В частности, есть угроза перехвата клиентской базы. Хотя из практики для субподрядчика это сложно и не рационально: попытавшись договориться напрямую с одним клиентом, он гарантированно теряет весь бизнес с данным провайдером; а клиент, особенно крупный, скорее предпочтет комплексное решение из проверенного источника.

Еще один возможный риск - недовольство конечного заказчика качеством работ субподрядчика. Такой риск существует и для собственного персонала провайдера, но субподрядчика проще «призвать к порядку», а если это не удастся - то заменить.

Сергей Зинкевич, K2 Cloud: Скоро станут популярными облачные маркетплейсы
Облачные тренды

В целом риски ИT-провайдера при таком взаимодействии выглядят незначительными и легко контролируемыми, а выгоды считаются на этапе переговоров.

С другой стороны, существует и свой риск для субподрядчика – например, бизнес крупного ИT-провайдера может занять слишком большую долю в обороте. Однако, как говорилось выше, увеличение масштаба позволяет повышать эффективность для всех клиентов аутсорсера, что означает и более привлекательные предложения для новых подрядчиков и конечных заказчиков. Появление последних, в свою очередь, уменьшает долю ИT-провайдера в бизнесе субподрядчика.

Перспективы взаимодействия аутсорсинговых компаний между собой представляются крайне интересными. Его можно рассматривать как классическую win-win ситуацию, когда выиграть могут все: и специализированные субподрядчики, и крупные широкопрофильные аутсорсеры. И чем сильнее сжимается российский ИТ-рынок, тем важнее для каждого участника сконцентрироваться на том, что он действительно умеет делать лучше всех остальных.

Михаил Хургес