Разделы

Интернет Веб-сервисы

Приживется ли в России юзабилити-тестирование

Несмотря на то, что на Западе юзабилити-тестирование давно играет важную роль в испытании ПО, в России оно никак не войдет в обиход. Многие даже не знают, что это такое. Тем не менее, данный инструмент тестирования не менее важен, чем другие. Вероятно, в скором времени и у нас на рынке юзабилити-услуг возникнет жесткая конкуренция.

Владелец и директор британской юзабилити-компании Seren Терри Хит, посетивший Москву в сентябре этого года, назвал российский рынок юзабилити exciting area (заманчивой областью). Просто в противоположность родному, британскому рынку, где слово "юзабилити" давно никого не манит. Компаний и частных специалистов, предлагающих юзабилити-услуги (а вернее юзабилити-исследования, ведь именно в таком контексте на Западе используют это слово), на Западе очень и очень много. Конкуренция на этом рынке высока, а юзабилити-тестирование как часть производственного процесса разработки ПО, веб-сайтов, сервисов, т.е. практически любых продуктов стало нормой. В России же это выражение так и не вошло в обиход. Крупнейшие игроки в данной области — прежде всего дизайнерские компании или проектные бюро, для которых тестирование является одним из равноправных направлением деятельности. А спрос на юзабилити-тестирование гораздо ниже, чем, скажем, на фокус-группы, которые проводятся регулярно и повсеместно в ряду мероприятий при подготовке выхода продукта на рынок. Попробуем разобраться, почему.

Что такое юзабилити-тестирование?

Собственно говоря, это лишь один из способов выявить достоинства и недостатки продукта (или услуги) и определить отношение пользователей к нему. Юзабилити-тестирование стоит в одном ряду с такими понятными и привычными способами исследований как анкетирование и телефонные опросы, фокус-группы, интервью.

В этом списке оно находится на почетном четвертом месте после трех перечисленных инструментов, причем сразу по нескольким параметрам. Во-первых, оно трудоемкое, во-вторых, редкое (в России, по крайней мере). Кроме того, оно обеспечивает объективность и достоверность, ведь иногда важно не то, что потребители думают о продукте, а как они им действительно пользуются.

Конечно, другие методы изучения поведения людей (потребителей, в данном контексте) не менее важны. Каждый из них имеет определенные преимущества и свою область применения. Так, например, анкетирование прекрасно работает, когда нужно собрать статистические данные. Фокус-группы бесценны для изучения того, как продукт или услуга будут восприняты на рынке. Интервьюирование же позволяет узнать мнение отдельных людей. Однако все эти методы имеют один общий недостаток: они направлены на изучение взгляда людей, т.е. их представлений о том, как устроен мир и как он должен быть устроен. Но их точка зрения не дает нам объективной картины реальности, в особенности, если продукт сколько-нибудь сложен в применении. Например, если продукт – программа.

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Читать далее

ПО для юзабилити-тестирования Morae 3.1

Morae 3.1 — специально разработанное для юзабилити-тестирования программное обеспечение компании TechSmith. В состав поставки входит три модуля. Recorder предназначен для записи видеопротоколов — видео экрана респондента и его лица, а также звукового трека. С помощью модуля Observer можно наблюдать за ходом тестирования и ставить маркеры, определяющие то или иное событие в ходе тестирования: начало и конец отдельного задания, ошибки респондента, интересные высказывания и другие наблюдения. В модуле Manager осуществляется анализ сделанных видеопротоколов. Одно из основных преимуществ Morae состоит в возможности проставления маркеров в ходе тестирования. Эта возможность позволяет значительно сократить время анализа результатов.

Полное описание продукта