Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура

ИТ-директор "Альфа-Банка": Мы не остановили ни одного стратегического проекта

Кризис, под знаком которого прошел и минувший год, поставил финансовый сектор в достаточно непростые условия с точки зрения внедрения ИТ. Банки были вынуждены скорректировать ИТ-стратегии, руководствуясь, с одной стороны, принципами экономии, а с другой – стремлением в итоге не проиграть в конкурентной борьбе. О том, как отразился 2009 год на деятельности и ИТ-политике компании, и каковы дальнейшие планы развития ИТ в банке, CNews рассказал Сергей Меднов, руководитель блока "Информационные технологии" "Альфа-Банка".

CNews: Сейчас уже можно подвести итоги прошедшего "кризисного" 2009 года. Как финансовый кризис отразился на вашей работе и отрасли информационных технологий в целом?

Сергей Меднов: Ответ очень простой – нам пришлось работать больше и эффективнее. Мы не остановили ни одного стратегического проекта, а по сравнению с 2008 годом объем задач не только не уменьшился, но и существенно возрос, при том что выполнять их пришлось быстрее и дешевле. Что же касается отрасли, то если судить по нашим поставщикам, то она пострадала не очень сильно. В начале года был период, когда количество контрактов и заказов упало, но потом произошло быстро восстановление – ведь без ИТ сейчас невозможно существовать, тем более в кризисный период, когда крайне важно снижение операционных издержек.


Сергей Меднов: Сейчас ИТ-подразделение стало ключевым элементом в структуре бизнеса "Альфа-Банка"

Внедрение ИТ позволяет снизить затраты и, как следствие, удешевить сервисы для наших клиентов. Одновременно с помощью автоматизации бизнес-процессов наш сотрудник сможет обслужить большее число клиентов, что в конечном итоге способствует росту эффективности всего бизнеса.

CNews: Т.е. вам не пришлось сокращать расходы вашего департамента, увольнять сотрудников и т.д.?

Сергей Меднов: Нет, мы просто дополнительно оптимизировали нашу работу и основные бизнес-процессы, хотя могу вас заверить, что и раньше мы были очень эффективны. "Альфа-Банк" всегда уделял большое внимание современным технологиям и активно инвестировал средства в их совершенствование, поэтому ИТ-департамент играет одну из ключевых ролей в развитии нашего банка. Взрывное развитие розничного банковского рынка, где без хорошей автоматизации успешная работа вообще невозможна, привело к тому, что если раньше ИТ-подразделение было, скорее, обслуживающим, то сейчас стало ключевым элементом в структуре бизнеса.

CNews: Какие услуги и сервисы были внедрены в "Альфа-Банке" в 2009 году?

Сергей Меднов: В 2009 году мы внедрили единую централизованную технологическую платформу для всей страны. Кроме того, мы усовершенствовали операционный центр, автоматизировали все операции по выдаче кредитов. Много усилий потратили на построение эффективного скорингового модуля и организацию сбора просроченной задолженности. Одновременно с этим мы внедрили несколько инновационных сервисов, например, виртуальную платежную карту.

CNews: Что изменилось в работе банка после перехода на единую ИТ-платформу? Увеличилось ли число пользователей электронных каналов обслуживания?

Сергей Меднов: Количество пользователей, безусловно, выросло, поскольку мы предоставляем удобный доступ к сервисам банка на территории всей страны. А централизованная платформа является основой, без которой сделать такой доступ было бы просто невозможно.

CNews: Что единая платформа дает крупным корпорациям, а также представителям малого и среднего бизнеса?

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Сергей Меднов: Наша централизованная система позволяет большим корпорациям управлять финансами всех своих компаний из одной точки. А малому и среднему бизнесу мы предоставляем достаточно легкий и быстрый способ производства операций, платежей, кредитования. Поэтому единая платформа – это просто более легкий способ общения с банком, единые стандарты по всей стране, которые мы совершенствуем и делаем более удобными для наших клиентов.

CNews: Уверены ли вы в бесперебойной работе ИТ-сервисов банка, особенно в отдаленных российских регионах?

Сергей Меднов: Именно централизация ИТ-решений позволяет нам гарантировать бесперебойный сервис, и при этом не нести расходы на содержание большого штата ИТ-специалистов в регионах. Естественно, при централизации тех или иных систем мы должны заботиться об их безотказном функционировании. И здесь мы применяем ряд новых технологий, которые обеспечивают непрерывность процессов и сервисов. В частности, "Альфа-Банк" совместно с компаний HP реализовал проект по созданию резервного вычислительного центра, благодаря которому критически важные бизнес-сервисы могут работать непрерывно.

CNews: Что представляет собой долгосрочная ИТ-стратегия банка?

Сергей Меднов: Долгосрочная стратегия описывает, какие технологии мы хотим использовать в будущем. Однако с учетом российских реалий горизонт планирования не может быть более 3–5 лет. При этом стратегия постоянно обновляется, так как появляются новые технологии, меняются условия на рынке и поведение потребителя. Наиболее четко в долгосрочной ИТ-стратегии определены основы архитектуры платформы, на которой в дальнейшем будут разворачиваться все приложения.