Разделы

Цифровизация

Владимир Зимовцев, «Сибур»: Цифровые платформы приближают сырьевой суверенитет

В условиях растущей цифровизации представители отечественной промышленности выходят на новый уровень взаимодействия с партнерами. Крупный бизнес внедряет инновационные ИТ-решения для оптимизации B2B-продаж и построения эффективных технологических партнерств. Используя цифровые платформы, промышленные компании не просто упрощают процедуру продажи продукции для переработчиков, но и обеспечивают тем самым сырьевую безопасность через более легкий и прозрачный доступ к сырью по принципу «здесь и сейчас». О том, какие задачи помогают решить платформенные решения в интересах развития переработки полимеров в стране, а также в масштабах государства, CNews поговорил с директором дивизиона «Электронная коммерция и партнерства» компании «Сибур» Владимиром Зимовцевым.

CNews: Можно ли назвать цифровую платформу «Сибура» сырьевым маркетплейсом?

Владимир Зимовцев: Наше платформенное решение отличается от того, что предлагают традиционные торговые площадки. Маркетплейсы представляют собой набор продавцов, которые коммуницируют с покупателями и продают им различные товары. В свою очередь «Сибур», как производитель полимеров, реализует продукцию через электронную платформу. И в этом процессе нет продавца, с которым должен связываться покупатель, оформлять покупку, согласовывать отправку заказа, доставку и попутно решать массу других задач. Работа такой платформы полностью автоматизирована, исключает излишнее взаимодействие между продавцом и покупателем и сводится к формуле «пришел, увидел, купил и оплатил». Таким образом, мы реагируем на запрос со стороны наших партнеров, которым нужно «быстро, здесь и сейчас».

Владимир Зимовцев, «Сибур»: Мы упрощаем доступ к сырью для российских переработчиков

CNews: Сколько сделок проходит через платформу?

Владимир Зимовцев: Больше 80% сделок прошло через эту платформу в прошлом году. Мы как дивизион продаем больше миллиона тон полимерного сырья и обслуживаем порядка трех тысяч потребителей. Электронная коммерция становится основным форматом для взаимодействия с партнерами.

Сегодня индекс удовлетворенности клиентов — порядка 80%. При этом мы продолжаем развивать сервис. Для тех, кто хочет общения не с ботом, а с живым сотрудником, мы развиваем сервис контакт-центра. Его операторы помогают зарегистрироваться, оформлять заказы, пользоваться другими опциями. Фактически на основе этой площадки создается экосистема. Так, используя для оплаты Сбербанк, пользователи могут оформить на онлайн-площадке кредит или оплатить покупку через аккредитив. Параллельно ведем работу с другими банками, чтобы расширить возможности онлайн-платежей и финансирования. Нашим партнерам доступны сервисы доставки и логистики. В будущем планируем разработать и интегрировать чат-бота, чтобы пользователи могли оформлять заказы и проверять их статусы в популярных мессенджерах. Рассматриваем варианты расширения платформы на страны СНГ.

CNews: Какие преимущества может дать чат-бот?

Владимир Зимовцев: В первую очередь, мы создаем дополнительное удобство для пользователей, привыкших пользоваться смартфонами. Мобильные устройства захватывают электронную коммерцию, и мы реагируем на этот тренд. Вместо того, чтобы авторизовываться в личном кабинете на сайте или напрямую созваниваться с продавцом, они смогут проводить все операции, включая повторение заказа, через популярные мессенджеры. Это позволит ускорить обработку заказов. Если на традиционных В2С-маркетплейсах нужно порой ждать пока продавец отправит товар, то у нас при наличии продукта время обработки и подтверждения заказа может составить до одной минуты. Мы стараемся максимально упростить подобные процессы, чтобы время ожидания не растягивалось из-за человеческого фактора.

CNews: Какое подобное ИТ-решение сегодня помогает обеспечить сырьевой суверенитет страны?

Владимир Зимовцев: Фактически мы упрощаем доступ к сырью для российских переработчиков. Это прозрачно, понятно, быстро и эффективно с точки зрения взаимодействия. Если сравнивать с традиционными инструментами закупки, то наша цифровая платформа имеет ряд преимуществ. Пользователь может ознакомиться из какого сырья производится то или иное привычное нам готовое изделие, уточнить объем продукции в наличии на данный момент. Весь каталог нашей продукции, вся необходимая информация есть в онлайн. Среди других сильных сторон платформы — прозрачное ценообразование, возможность оплатить кредитными средствами и доступ к контакт-центру, который всегда быстро проконсультирует по продуктам и возможности покупки.

CNews: Есть ли видение, как может развиваться направление электронной коммерции?

Владимир Зимовцев: Мы считаем, что все сделки могут и должны проходить через платформу электронной коммерции, задав некий стандарт обслуживания. На ней пользователи смогут оперативно получать всю информацию о сделке: дата и время отгрузки, ожидаемые сроки прибытия, номер машины, на которой перевозится заказанное сырье.

Подобные сырьевые платформы способствуют развитию переработчиков и всей отрасли в целом. Грубо говоря, в одном месте вы можете не просто приобрести товар, но и получить полезную информацию о том, как им можно распорядиться. Наша задача — не просто продать, а предоставить лучшее решение для партнера: товар, сервис, доставку, программы поддержки и так далее. На цифровой площадке можно узнать, какое сырье годится для изготовления контейнеров для хранения еды, что из оборудования понадобится и может ли Сибур оказать поддержку в изготовлении этих изделий. Фактически площадка становится полноценным центром обучения.

CNews: Есть ли планы по расширению продуктовой линейки, чтобы продавать не только сырье, но и готовые изделия?

Владимир Зимовцев: У нас уже есть отдельная платформа, которая называется «Маркетплейс готовых изделий». Там мы продвигаем готовые изделия, в первую очередь для экспорта. Мы думаем над тем, чтобы объединить два этих портала в один в скором будущем. Покупатели смогут на единой платформе приобретать как сырье, так и изделия от компаний-переработчиков.

CNews: Платформенная экономика активно развивается в России. Как процесс ее проникновения происходит непосредственно на B2B-рынке?

Владимир Зимовцев: Можно провести историческую параллель. Изначально проникновение платформ происходило в B2C-сегменте. Первопроходцами были «Озон», Wildberries, другие маркетплейсы, и продвижение шло непросто из-за скепсиса покупателей. В 2018 году мы сделали личный кабинет пользователя с возможностью заказа. И показатели были достаточно умеренными: проникновение составило около 30%. Основная часть покупателей с сомнением относилась к тому, чтобы совершать дорогостоящие покупки на несколько миллионов рублей без возможности лично переговорить с продавцом и вживую посмотреть на товар. С нашей стороны понадобилась большая системная работа, чтобы убедить партнеров в безопасности совершаемых операций. Мы помогали освоиться с личным кабинетом и оформлением заказов, показывали, как все работает.

CNews: Как вы оцениваете, довольны ли пользователи платформой?

Владимир Зимовцев: Мы проводили измерения и выяснили, что удовлетворенность покупателей платформой электронной коммерции составляет около 80%. А индекс потребительской лояльности (NPS), когда пользователей просят отметить на десятибалльной шкале вероятность того, что они порекомендуют продукт или услугу, равнялся 70%. Так что пользователи в целом довольны нашей платформой, и сейчас мы вносим различные доработки, чтобы улучшить клиентский сервис.

CNews: Какое ПО используется для обеспечения платформы?

Владимир Зимовцев: В этом году мы проводим импортозамещение, внедряя отечественное ПО из реестра Минцифры. Оно основано на микросервисах — небольших, независимых блоках. Это дает нам ключевое преимущество: гибкость и скорость добавления новых функций и сервисов. Вместо доработки всей платформы мы работаем только с нужным блоком, быстро адаптируясь к потребностям рынка и партнеров.

Микросервисы — это мировой стандарт для сложных систем, используемый лидерами индустрии. Внедряя его, мы встаем в один ряд с лучшими, предлагая современную и быстро развивающуюся платформу.