Какой должна быть современная HR-платформа
На фоне продолжающегося кадрового голода бизнес предъявляет все более серьезные требования к HR-службе. Чтобы их удовлетворить, нужно использовать самые современные решения, в том числе технологии искусственного интеллекта. Однако «прикрутить» их к устаревшим HR-платформам не так просто. Как привлечь и удержать квалифицированный персонал в компании, обсудили участники организованной CNews Conferences конференции «Цифровизация HR».
HR-платформа будущего
Один из главных трендов цифровизации HR, как и других направлений, — использование искусственного интеллекта. «Но не является ли искусственный интеллект пузырем, который скоро лопнет?» — начал свое выступление Алексей Корольков, генеральный директор Websoft. Он напомнил, что когда-то такой вопрос задавали про интернет, однако время показало, что он не стал хайпом, однако и не привел к росту производительности труда. А ведь именно этого ждут от ИИ.
В недавно опубликованном отчете MIT утверждается, что 95% проектов с генеративным ИИ не приносят прибыли. Однако Алексей Корольков предложил не забывать, что существуют компании, где использование этой технологии привело к тому, что выручка на одного сотрудника составляет 2-4 млн долларов в год. Он уверен, что компании будут продолжать внедрять ИИ.
На этом фоне бизнес ждет от HR-службы поддержки ИИ-трансформации, максимальной автоматизации HR-процессов, наличия необходимых данных для внедрения ИИ, понимания и применения ИИ-технологий. Алексей Корольков показал участникам конференции модель зрелости HR-функции и отметил, что пока мало кому удалось подняться на 4 уровень.
Модель зрелости HR-функции и классы ИТ-решений
Для того, чтобы успешно двигаться по этой модели, необходима современная HR-платформа с ИИ-инструментами. Среди них персональный HR-консультант для каждого сотрудника и руководителя, автономные агенты, постоянно наблюдающие за сотрудником, выявляющие проблемы, готовящие рекомендации. И, конечно, все рутинные операции должны выполнять автономные агенты, в идеале, самообучающиеся.
Платформа Websoft – трансформация
При этом «прикрутить» агентов к старым HR-платформам не получится, уверен Алексей Корольков. Системы нового поколения Software 3.0 принципиально отличаются от существующих. В них LLM — не «пристройка» к ИТ-продуктам, а корпоративная платформа (облачная или on-premises), лежащая в их основе. Такие системы интегрируются между собой не только по API, но и с LLM по MCP. Пользователи взаимодействуют с системой с помощью чата, а ее настройка происходит на естественном языке с помощью Low/NoCode.
ИИ для сотрудников и кадровой службы
В «Фаберлик» давно внедряют решения на базе ИИ. В компании есть чат-бот, где сотрудники могут общаться между собой. «Мы запустили бота к 14 февраля, чтобы люди могли поздравить друг друга с праздником. Он оказался настолько популярным, что теперь сотрудники используют его для знакомств», — вспоминает Екатерина Попова, директор по персоналу «Фаберлик».
После этого по запросу пользователей запустили еще несколько ботов для сотрудников, для обратной связи с клиентами и т.д. Со временем появился и Master bot — аналог корпоративного приложения, единая точка входа во все боты. Как пояснил Даниил Семин, руководитель отдела автоматизации бизнес- процессов и инноваций «Фаберлик», компания находится под санкциями, поэтому у нее нет возможности разместить корпоративное приложение в магазинах приложений.
«70% стратегии «Московского транспорта» реализуется с помощью ИТ. Главное требование ИТ-бизнеса к HR — нанять как можно больше программистов. А как это сделать, его не волнует», — говорит Анна Иванова, HRD ИТ-кластера «Московского транспорта».
Она отметила, что компании нужны не только увлеченные, но и лояльные сотрудники. Опыт показывает, что сотрудники приходят в компанию, а уходят от руководителя. То есть, надо выстроить работу так, чтобы человеку было комфортно работать и после завершения периода адаптации.
Анна Иванова рассказала о концепции neoHR. «Задача HR — дарить человеческое тепло, а не заниматься отчетами — их будет делать ИИ», — говорит она. По ее мнению, чтобы цифровизация была успешной, надо максимально детализированно прописать путь пользователя и дружить с разработчиками.
В СИБУРе давно существует личный кабинет руководителя. Компания решила расширить его возможности. В 2023 г. была реализована возможность пересмотра заработных плат, в 2024 г. появился сервис «Моя команда» с данными обо всех подчиненных и дашборды.
В 2025 г. создали витрину руководителя. «Мы взяли за основу идею «черного экрана» из Индустрии 4.0», — рассказала Наталья Моргун, менеджер отдела управления проектами HR СИБУР. Т.е. на экране отображаются не вся аналитика, а только проблемные зоны в команде. Одновременно руководителю предлагаются варианты решения проблем.
В ближайшем будущем витрина руководителя должна превратиться в полноценную систему управления компанией. В ней появятся новые бизнес-показатели, заработает универсальный загрузчик данных, а ИИ будет помогать осуществлять умный поиск, выявлять причинно-следственные связи и закономерности, давать индивидуальные рекомендации.
Цифровые сервисы для сотрудников
HR Tech является одним из направлений цифровой трансформации РЖД. «Мы инвестируем только в те сервисы, которые приносят реальный, измеримый в деньгах эффект», — подчеркнула Мария Пименова, первый заместитель генерального директора «Цифровые сервисы» компании «РЖД-Технологии». Сейчас в HR-сфере внедрено 22 системы.
Цифровая HR-экосистема РЖД
В РЖД создан сервисный портал работника, где реализовано более 70 возможностей: кадровые и социальные сервисы, инструменты коммуникации, возможность обучения и продвижения. Внедрен кадровый электронный документооборот (КЭДО), в скором времени на него перейдут все сотрудники. Обслуживание работников осуществляют 20 социально-кадровых центров. «Самый большой эффект достигается благодаря унификации документов и сервисов во всех подразделениях. Теперь большинство отчетов формируется автоматически, а HR-специалисты могут заниматься более интересными делами», — говорит Мария Пименова.
«Основная текучка сотрудников в компании приходится на первые 5 месяцев работы», — говорит Мария Третьякова, директор по персоналу ГК «Аскона». В компании решили усовершенствовать процесс адаптации. Для этого было создано специальное приложение, объединяющее необходимые процедуры. В нем размещаются единый welcome-ролик и welcome-ролики для каждого направления, видеоинструкции по производственным/логистическим/розничным операциям, сценарий адаптации (приветствие, информация, пульс-опросы для измерения состояния/настроения новичка).
Сотрудникам также доступна мобильная образовательная платформа Skill Cup с элементами геймификации для вовлечения в процесс учебы. Они могут проходить обучение в удобное время: в перерывах, по дороге на работу, после смены.
Бизнес ждет от HR Tech улучшения функционирования организации, снижения расходов и экономии времени, улучшения пользовательского опыта кандидатов, сотрудников и руководителей. HR Tech активно развивается. В ближайшие 5 лет самыми востребованными будут такие направления, как использование ИИ в привлечении талантов, сервисы планирования рабочей силы, мониторинга продуктивности сотрудника, GenAI, машинное обучение, цифровые платформы, речевая аналитика (VoE), виртуальные HR-помощники, электронный документооборот, говорит Валерия Миненкова, HR-директор «Страхового Дома ВСК».
Однако на рынке пока нет HR-решения, которое покрывает все потребности HR-службы. В ВСК сделали личный кабинет сотрудника ЕЛКА, объединяющий все решения компании для HR-процессов: портал «Свои», «ВСК Университет», СБИС и другие системы. Существует также ЕЛКА для HR-ов и руководителей. В ЕЛКА уже реализованы процессы подбора, адаптации, оценки, обучения персонала. Также заработала ИИ-модель «Ванга», которая предсказывает, кто из сотрудников намерен уволиться в ближайшее время. Пока точность предсказания около 50%, но в компании надеются, что вскоре модель будет работать гораздо более точно.
Инна Краковецкая, руководитель по развитию потенциала сотрудников «Лемана про», рассказала, что в ее компании самостоятельно разработали «Платформу развития». Для сотрудников это — инструмент управления свои карьерным и профессиональным развитием, а для руководителей — оценки и сопровождения сотрудника. Главная задача платформы — выявить перспективного сотрудника и подготовить его к новой роли с помощью специальной программы.
Для развития перспективных сотрудников существует программа «Акселлератор», включающая в себя индивидуальное развитие компетенций, обучение и сессии с бизнес-лидерами и работу над проектами. В результате в 2025 г. в программе «Акселлератор» приняли участие 630 человек. 81% назначений на управленческие роли и 100% назначений на роль директоров обеспечивается внутренними кадрами.
Опыт показывает, что люди, которые соответствуют корпоративной культуре компании, работают в ней дольше. «Мы решили тестировать кандидатов на работу на соответствие корпоративным ценностям», — рассказала Кристина Лычман, руководитель отдела подбора персонала CarPrice. Для этого было выбрано автоматизированное кейс-тестирование наличия поведенческих паттернов.

В декабре 2024 г. на основе Google-форм был создан прототип формы. Кейсы и варианты их решения были сгенерированы при помощи GPT и адаптированы под компанию. Форма содержит 6 блоков, в которых собраны 35 тематических кейсов. В каждом кейсе есть 4 варианта решения, каждый из них возможен, но в разной степени применим в компании. Каждое решение включает в себя маркеры поведения (положительные и отрицательные) на выделенные из ценностей компетенции. Выбрать можно только один вариант. Время прохождения теста — 20 мин.
На сегодняшний день новый способ тестирования доказал свою эффективность. «Выживаемость» новых сотрудников в бек-офисе и ИТ выросла на 16%. Руководители ждут результатов теста и только после этого делают предложение кандидату.
В розничной торговле очень высокая текучка кадров, поэтому рекрутинг — очень важное направление работы HR-отдела. В компании решили автоматизировать этот процесс. «Перед нами стоял выбор между покупкой коробочного продукта или разработкой собственного. Мы выбрали второе», — вспоминает Юлия Герфурт, менеджер по цифровизации HR торговой сети «Лента».
На сегодняшний день в решении «STAR подбор» реализованы основные функции: заявка на подбор, публикация вакансии, работа с кандидатом, формирование оферов и пр. Решение интегрировано с телефонией, мобильным приложением, мультипостингом, SAP, AD. В планах на 2026 г. создание личных кабинетов кандидата, кадрового агентства, автопроверка службы безопасности, формирование необходимых отчетов, запуск чат-бота и пр.
Георгий Тарасов, Curator: Для обучения ИИ требуется все больше бот-трафика
