Разделы

Безопасность Цифровизация ИТ в госсекторе Импортонезависимость

Владимир Ивин, замглавы ФТС России: Речь идет о стопроцентном реинжиниринге всех наших систем и полном импортозамещении в течение пяти лет

Федеральная таможенная служба России в 2024 году попала в десятку российских ведомств по объемам расходов на цифровую трансформацию и продолжит наращивать их в 2026-м. Реинжиниринг информационных систем, импортозамещение программного и аппаратного обеспечения, внедрение инспекционно-досмотровых комплексов с ИИ на границе — на каком этапе сейчас все эти ИТ-инициативы в ведомстве, и какие сложности возникают? Когда цифровизация, наконец, поможет ускорить прохождение грузов через границу? Об этом и не только в интервью CNews рассказал Владимир Ивин, заместитель руководителя ФТС России.

«Речь идет о стопроцентном реинжиниринге всех наших систем»

CNews: Расскажите, на каком этапе сейчас цифровая трансформация ведомства?

Владимир Ивин: Наша служба сейчас на переломном рубеже, мы — в начале большого проекта. Прежде всего, это полное импортозамещение, а также внедрение современных решений сквозного, процессного моделирования с микросервисной структурой нашей системы — сейчас ландшафт нашей ГИС состоит из 37 самостоятельных комплексов программных средств, коммуницирующих между собой через отдельные интерфейсы и выходные формы.

Сейчас мы работаем над тем, чтобы правильно определить этапы перестроения всех наших информсистем. Речь идет о стопроцентном реинжиниринге всех решений. Это и переход на более современные принципы создания программного кода, и новые решения с точки зрения архитектуры, каналов связи, организации автоматизированных рабочих мест, организации взаимодействия центральных информационных ресурсов с нашей разветвленной таможенной системой.

Владимир Ивин, ФТС России: На границе с Азербайджаном уже запущен пилот «Интеллектуального пункта пропуска»

Фактически мы находимся на этапе моделирования системы, которая должна будет проработать не один десяток лет. Нам важно заложить такие основы, которые позволили бы системе в будущем быть достаточно гибкой, чтобы подстраиваться под новые внешние и внутренние изменения.

Все это реформирование мы проводим в рамках утвержденной Стратегии развития таможенной службы до 2030 года. На рубеже 2024–2025 годов завершился первый этап ее реализации — к сожалению, сделать удалось не все.

CNews: Какие-то промежуточные итоги уже можно подвести?

Владимир Ивин: Из наиболее значимых итогов первого этапа Стратегии — мы совместно с Минтрансом подготовили и утвердили перспективные модели пунктов пропуска по всем видам транспорта (включая возможности внедрения элементов искусственного интеллекта). Базой для реализации моделей станет правильно реализованная инфраструктура пункта пропуска, насыщенная современными техническими средствами измерения, фиксации и контроля.

На пунктах пропуска первой очереди уже завершаются работы по реконструкции, на одном из них — МАППе Тагиркент-Казмаляр (на границе с Азербайджаном) — уже запущен пилот «Интеллектуального пункта пропуска», на ряде других — работы тоже скоро начнутся. К слову, внедрение модели интеллектуального пункта пропуска органично легло на поручение Президента по обеспечению досмотра грузов в пунктах пропуска в сжатые сроки — до 10 минут.

Межведомственное взаимодействие через СМЭВ, наша основа автоматического выпуска товаров, пополнилось новыми функциональными возможностями и распространилось почти на все ФОИВы и организации, которые участвуют или причастны к госконтролю. Например, использование электронной подписи полностью интегрировано с порталом Госуслуг, организована автоматическая валидация маркируемой продукции, проверка наличия неуплаченных штрафов и многое др.

Сегодня мы идем к концепции «одного окна» и уже не запрашиваем у декларанта те сведения, которые могут предоставить другие органы

Немало усилий было направлено на наш личный кабинет — он теперь приведен в соответствие с требованиями клиентоориентированности. А клиентов у нас много: внешнеторговый и логистический бизнес, производители продукции, которая зависит от иностранных компонентов, производители товаров, ориентированные на экспорт, перевозчики, банки, контролирующие органы и т.д. И, конечно же, наши граждане и иные физлица, которые проходят через линию таможенного контроля.

На этом этапе мы выстроили понятную систему взаимодействия, определили роли каждого участника процесса при проведении контрольных процедур, форматы участия в них других органов.

Раньше все концентрировалось на декларанте, который должен был для таможенных органов подготовить абсолютно все: полную информацию о товаре, перевозке и всех причастных лицах, все подтверждающую и разрешительную документальную, все сведения по реализации своих (а также всех вовлеченных лиц) фискальных и иных обязанностей, в том числе по соблюдению установленных требований и ограничений.

Сегодня мы идем к концепции «одного окна» и уже не запрашиваем у декларанта те сведения, которые могут предоставить другие органы или мы можем получить из иных источников. Мы эти запросы через СМЭВ напрямую им направляем, уточняем, проверяем — и создаем более комфортные условия для декларанта. Чтобы задекларировать что-либо, он должен заявить, что везет такой-то товар с такими-то параметрами и с такими-то целями и представить только те документы, которые у него имеются исходя из характера груза и привычной организации логистического процесса.

Информационный сервис ФТС России «Личный кабинет участника ВЭД» для участников внешнеэкономической деятельности тоже стал удобнее. Появились мобильные версии приложений, все сделано на актуальных цифровых решениях с использованием электронных подписей нужного уровня защищенности.

Краткая биография

Владимир Ивин

  • в 1992 г. окончил Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе
  • в 1998 г. окончил Российскую таможенную академию
  • с 1993 по 2003 гг. прошел путь от инспектора таможенного поста Московской региональной таможни до начальника отдела Главного организационно-инспекторского управления ГТК России
  • с 2003 по 2008 гг. — заместитель начальника Главного организационно-инспекторского управления ФТС России
  • с 2008 по 2012 гг. — начальник Аналитического управления ФТС России
  • с 2012 по 2013 гг. — начальник Главного управления таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России
  • с 2013 по 2018 гг. — представитель ФТС России в Бельгии
  • с 2018 г. возглавляет Аналитическое управление ФТС России
  • с 2019 г. — заместитель руководителя ФТС
  • генерал-полковник таможенной службы, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени

Для физлиц тоже сделано приложение для того, чтобы заполнить пассажирскую декларацию с экрана своего телефона — в том числе им могут пользоваться граждане иностранных государств, у которых нет электронной цифровой подписи (правда, пока приложение только на английском языке, но мы работаем над увеличением их количества). Пока это приложение не получило широкого распространения, как нам хотелось бы — пассажирскую декларацию требуется распечатать и представить подписанной «живой» подписью.

CNews: Через мобильное приложение пока нельзя подать декларацию?

Владимир Ивин: В нем можно заполнить декларацию, но не подать полностью в виде электронного документа. В 2026 году мы реализуем эту возможность в части пассажирской таможенной декларации — чтобы подающий мог подписать ее своей электронной цифровой подписью, используя портал Госуслуг. И чтобы в итоге таможенные органы работали уже не с распечатанной версией предварительно заполненной декларации, а сразу с электронным документом, QR-код которого физлицо сможет предъявить инспектору на экране смартфона.

CNews: Судя по данным, опубликованным в ФГИС координации информатизации (ФГИС КИ), бюджет ФТС России на цифровую трансформацию в 2024 г. составил 5,2 млрд руб. Ожидается ли его увеличение в 2026-м?

Владимир Ивин: Очевидно, что современные решения, построенные на новых архитектурных принципах, с качественными подходами по обеспечению информационной безопасности дешево стоить не могут. Так что есть прямая зависимость от объема выделенных ресурсов и реализации функционала информационной системы, которую мы в итоге получаем.

В текущем плановом периоде ожидается увеличение расходов на цифровую трансформацию ФТС России на 59%, чем в 2024 г.

В этом вопросе мы почти всегда находим поддержку со стороны Минфина. А еще — большое спасибо Дмитрию Юрьевичу Григоренко, который вник в проблемы нашей службы. Благодаря его решению были выделены значительные дополнительные средства на информационную безопасность.

В текущем плановом периоде ожидается увеличение расходов на цифровую трансформацию ФТС России — на 59% больше, чем было в ведомственной программе цифровой трансформации в 2024 г.

CNews: На цели импортозамещения, наверное, уходит значительный объем средств?

Владимир Ивин: Сейчас будет больше, да. Раньше наш основной бюджет был бюджетом поддержания текущего функционирования (программных и аппаратных средств, простейших систем, типа принтеров, телефонов, и более сложных средств таможенного, радиационного контроля, инспекционно-досмотровых комплексов).

На ближайшие годы — это уже бюджет развития: только с этого года у нас появились значительные средства, которые позволили увеличить бюджет и в области информационной безопасности, и в области развития.

«В полном объеме наша система на «ГосТех» не может быть переведена»

CNews: Как на сегодняшний день выглядит ситуация с импортозамещением ИТ-инфраструктуры ведомства?

Владимир Ивин: Нам все еще нужно в значительных объемах закупать новое отечественное программное обеспечение, аппаратные комплексы, сервера, средства связи, средства хранения баз данных, средства шифрования, поддержания устойчивости каналов. В горизонте пяти лет цели по полному реинженирингу нашей информсистемы и ее импортозамещению будут обеспечены ресурсами.

CNews: В документе программы цифровой трансформации ФТС в разделе об импортозамещении указано, что в 2024 г. доля отечественных элементов в системах ведомства выросла до 40%, а к 2026 г. должна достичь 60%. Также в 2025 г. доля отечественного ПО на автоматизированных рабочих местах должна была достичь 60%, а к 2026 г. ожидается полное импортозамещение. Удастся прийти к этим показателям?

Владимир Ивин: Нет, не удастся, тут надо быть откровенным, определенные этапы реализации Стратегии до конца не были выполнены. Параметры бюджета пересматривались, под регулировку попадали и статьи по импортозамещению оборудования, программного обеспечения, системных решений.

Но в этой части работы у нас никогда не останавливались. Сейчас по телекоммуникационному оборудованию у нас замещено 40%. По автоматизированным рабочим станциям — 45%. По части оборудования наших центральных ЦОДов — больше 85%. По программному обеспечению — 38%. Здесь не дотянули, но мы понимаем, что система должна обеспечивать безотказную и бесперебойную работу 24 на 7. Пассажиры, машины пересекают границу, и приоритет для нас здесь в том, чтобы система функционировала без сбоев, замедлений и простоев. Поэтому внедрение нового тут идет достаточно аккуратно, только после тестирования и подтверждения, что новые решения обеспечат уровень безотказности и бесперебойности не хуже, чем до этого.

У нас в постоянных в планах покупки отечественного «железа» и софта — но, все зависит от объемов бюджета, дадут больше — купим больше. Покупки у нас расписаны на пять лет вперед.

Сейчас по телекоммуникационному оборудованию у нас замещено 40%. По автоматизированным рабочим станциям — 45%. По части оборудования наших центральных ЦОДов — больше 85%. По программному обеспечению — 38%.

CNews: С какими системами сложнее всего?

Владимир Ивин: С операционными системами. Microsoft, как ни крути, преобладает и на рабочих компьютерах наших сотрудников и на серверах. Плюс, пока нет замены того же уровня качества его решениям Exchange и Outlook. И Oracle как основное средство управления нашими базами данных. Это два основных производителя, которых мы замещаем очень аккуратно, пошагово.

CNews: Достойной замены Oracle пока не удалось найти?

Владимир Ивин: Мы в процессе выбора, есть отечественные решения, на которые мы переводим наши справочники, локальные базы данных. Все это только после стадии комплексного тестирования. В принципе, мы уже понимаем, на что мы будем переводить нашу центральную базу данных (скорее всего, Postgrees Pro).

CNews: Упоминалось, что информационная система ФТС России должна быть переведена на «ГосТех» — расскажите, на каком этапе этот проект?

Владимир Ивин: В полном объеме наша система на «ГосТех» не может быть переведена. Она замкнутая и сертифицирована по самому высокому классу защищенности, в ней обращаются данные, которые должны быть максимально закрыты.

Но у нас есть понимание, в какой части мы можем быть представлены на «ГосТехе» и использовать его ресурсы — там, где процессы допускают открытость: электронное межведомственное взаимодействие, делопроизводство и так далее.

«249 товарных позиций “Каскад” уже может распознавать автоматически»

CNews: Какие еще проекты импортозамещения за последние несколько лет можно вспомнить?

Владимир Ивин: Мы успешно внедряем российские решения в части средств обеспечения информационной безопасности. Здесь компетенция наших компаний представлена широко и на высоком уровне, от обычных антивирусов до целых комплексов, которые обеспечивают аппаратную, организационную, логическую защиту систем связи, обработки информации, хранения информации и так далее.

Мобильный инспекционно-досмотровый комплекс — очень нужное нам оборудование, которое позволяет обеспечить таможенный контроль в сжатые сроки. На таможенной службе лежит обязанность контролировать весь входящий и исходящий через границу трафик, поэтому очевидно, что если мы будем делать это вручную, очереди будут до середины Китая.

Поэтому таможенный контроль строится на основе системы рисков и с максимально возможным использованием технических средств. И в рамках импортозамещения наш отечественный производитель полностью обеспечил разработку инспекционно-досмотровых комплексов (производитель МИДК на базе автомобиля «КамАЗ» — «Ростех» — прим. ред).

Раньше основу наших ИДК составляли западные решения.

CNews: Приходилось дорабатывать эти комплексы после установки?

Владимир Ивин: Да, по сути, мы выступали подопытными субъектами и дорабатывали эти системы совместно с разработчиками. Сейчас у нас будет очередной контракт, в котором представлена уже третья версия импортозамещенного МИДК. Он уже не просто выходит на уровень, который раньше обеспечивали мировые производители, но и по ряду параметров опережает их, так например, получаемое рентгеновское изображение имеет более высокое качество, функциональные возможности МИДК позволяют провести оценку массы груза по снимку.

Также мы внедряли в ИДК элементы искусственного интеллекта: это система «Каскад», которая учится распознавать снимки с помощью машинного обучения. С учетом того, что ИДК мы эксплуатируем более десятка лет, у нас накоплена большая библиотека снимков, и есть, на чем ее обучать.

Владимир Ивин, ФТС России: Мы готовы обучать ИИ-модели, но только в замкнутом контуре

249 товарных позиций «Каскад» уже может распознавать автоматически, полностью просвечивая грузовой отсек транспортного средства или контейнера. Система определяет, что это за товар и в каком объеме, сразу указывает на аномалии. Хорошо находит, например, наркотики в элементах конструкции машины, которые человеку увидеть сложнее.

CNews: ИИ действительно помогает ускорить процесс?

Владимир Ивин: Распознавание идет гораздо быстрее, чем это делает человек, хотя без него пока не обойтись. У нас есть механизм перепроверки снимков, который включается уже тогда, когда машина прошла. То есть сначала система определила, что рисков нет, транспортное средство проходит линию контроля, а дальше — дополнительный контроль, перепроверка.

CNews: Пока эксплуатация МИДК находится на этапе «пилота», или уже было полноценное внедрение?

Владимир Ивин: Применение МИДК, а также СИДК (система интеллектуального дорожного контроля) и ПИДК (портальный инспекционно-досмотровый комплекс) стало уже обычной практикой. А внедрение системы «Каскад» идет еще в рамках пилота.

В ближайшее время мы собираемся его закончить и внедрять эту систему повсеместно. Она нам поможет, в том числе в реализации поручения Президента России по 10 минутам.

Понятно, что эти 10 минут обеспечиваются и созданием инфраструктуры таможенного и иного контроля, в том числе информационно-технической. Здесь мы активно взаимодействуем с Росгранстроем, который производит обустройство и закупку этих изделий. Также очевидно, что их нужно монтировать на пункте пропуска с уже установленной системой распознавания «всего, чего только возможно»: номеров, габаритов транспортных средств, товаров, кодированной информации и т.п. Нужно не дооснащать впоследствии, а сразу встраивать эти функции. Тем более, что подобные решения уже есть на рынке.

Владимир Ивин, замглавы ФТС России: Речь идет о стопроцентном реинжиниринге всех наших систем и полном импортозамещении в течение пяти лет
цифровизация

CNews: А пока — сколько среднее время прохождения грузов составляет?

Владимир Ивин: Если не брать рисковые поставки, среднее время прохождения — 38–52 минуты от шлагбаума до шлагбаума.

CNews: В каких еще процессах таможенной службы можно было бы задействовать ИИ, как считаете?

Владимир Ивин: Площадка для внедрения этих технологий есть почти везде, все-таки у нас четко прописаны виды контроля, регламент, очень много повторяющихся процедур и операций. И наша реакция на те или иные события тоже регламентирована. Все это закладывает основу для внедрения искусственного интеллекта.

Причем речь идет не просто об автоматизации рутинных процедур. Сейчас инспектор должен принять юридически значимое решение, от которого впоследствии много что зависит — возникнут ли претензии к товару, кого привлекут к ответственности, какой ущерб нанесен безопасности страны и пр. Цена принимаемого решения всегда очень высока.

И ИИ явно способен обработать больше информации, чем человеческий мозг, который работает в условиях сжатых сроков, ограниченных ресурсов. Инспектор просто не может позволить себе неограниченно долго находиться в процессе постоянного сбора информации — и думать, думать, пока не учтет все факторы.

ИИ может, во-первых, проанализировать больший объем информации о товаре, определить, становились ли раньше подобные товары предметом нарушения. Далее — проанализировать информацию об участнике внешнеэкономической деятельности: какая у него «кредитная история», насколько он добросовестно исполняет свои обязанности перед таможенными и другими контролирующими органами. Имеет ли вообще участник компетенции в этой области внешнеэкономической деятельности. Может, он раньше занимался экспортом комбайнов, а тут вдруг стал импортировать кожаную обувь?

Если не брать рисковые поставки, среднее время прохождения грузов через границу 38–52 минуты от шлагбаума до шлагбаума

Подобных кейсов у нас накопилось много, и человеку зачастую сложно охватить абсолютно весь спектр этих деталей, да еще и в сжатые сроки. А система управления рисками с ИИ — может.

Эксперты Swordfish Security: в 2026 году мы увидим громкие инциденты с участием ИИ
Безопасность

Правильно настроенный ИИ способен принимать решение о возможности выпуска товаров, анализировать правильность проведенных начислений платежей. Заниматься классификацией товаров, определять правильность выбранной процедуры проверки, которую проходит товар. ИИ может анализировать характеристики продукции: что это за товар, марка, модель, учитывать его физико-химические характеристики.

Представьте инспектора, который сейчас декларацию оформляет на автомобили, потом — на самолеты, а после этого — на мясо каких-нибудь экзотических животных. Он не может быть специалистом абсолютно во всех областях.

CNews: А на таможнях других стран насколько широко ИИ в таком качестве используют? У кого можно было бы подсмотреть опыт?

Владимир Ивин: Да, безусловно, это общемировой тренд. В Китае, например, очень активно работают в этом направлении. Поэтому у нас есть целый план по внедрению искусственного интеллекта в нашу деятельность, причем во все сферы, начиная от обработки входящей документации и заканчивая вариантами принятия решений инспекторами.

Все эти возможности закладываются в рамках построения новой информсистемы.

Правда, обычно госорганы, которые используют ИИ, покупают готовые решения и адаптируют их под свою работу. При этом поставщик участвует в настройке. В нашем случае это будет сложнее, потому что у нас замкнутая система, и мы не можем продолжать машинное обучение на внешних серверах. Необходимо разместить мощности внутри нашего контура и совершенствовать ИИ на внутренних ресурсах.

CNews: Насколько это реально?

Владимир Ивин: Вполне реально, и такие решения есть, но мало кто их может предоставить. Для всех моделей, типа ChatGPT и DeepSeek, требуется подключение к внешним серверам, чего мы допустить не можем.

«Электронная верификация закладывается в текст соглашения о свободной торговле»

CNews: На ПМЭФ в этом году звучало, что ФТС активно прорабатывает применение электронных систем сертификации и верификации происхождения товаров. Расскажите, как это поможет оптимизировать и ускорить процессы?

Владимир Ивин: По сути, это переход на безбумажные технологии. Здесь у нас два блока.

Первый — это страны, с которыми у России заключено соглашение о свободной торговле, и в отношении ряда товаров предоставляются тарифные преференции. Для того, чтобы подтвердить право получать эти преференции, предоставляются сертификаты. Электронная верификация сразу закладывается в текст соглашения о свободной торговле. У нас таких уже три: Сербия, Вьетнам и Иран.

Второй блок: есть утвержденный список развивающихся стран в рамках Евразийского Союза, товарам которых, по рекомендации ООН, нужно предоставлять преференции. Такие двусторонние соглашения у нас заключены с Монголией, Венесуэлой, Никарагуа, Мьянмой, Пакистаном и Египтом.

Владимир Ивин, ФТС России: ИИ помогает, ведь инспектор просто не может позволить себе неограниченно долго находиться в процессе постоянного сбора информации

При ввозе их товаров мы проверяем сертификат в электронном виде, чтобы освободить декларанта от представления бумажных документов. Мы запрашиваем информацию напрямую у иностранного органа, который выдал этот сертификат в стране экспорта. Например, декларант заявляет, что хочет получить преференцию и называет нам номер сертификата. Чтобы подтвердить, что товар действительно египетского происхождения, мы по этому номеру обращаемся к информсистеме Египта.

CNews: Расскажите о результатах проекта по внедрению таможенного мониторинга, который предусматривает добровольную передачу данных Федеральной таможенной службе в обмен на льготы. Удалось ли привлечь участников?

Владимир Ивин: Основной принцип риск-ориентированного подхода с точки таможенного контроля заключается в том, что есть базовая технология контроля. Но если мы работаем с лицом, которому доверяем, процедуру можно упростить — в плане сроков, пакета документов, альтернативных способов предоставления информации. Требований и ограничений для них меньше.

На ФТС России лежит задача обеспечить контроль всех товаров, которые пересекают границу в обоих направлениях, по импорту и экспорту. И очевидно, что быстро и качественно тем количеством рук, которые у нас есть, мы это сделать просто физически не можем.

Поэтому определяется доверенная область участников внешнеэкономической деятельности, в отношении которых ряд элементов таможенного контроля переносятся уже на следующий этап — после того, как декларация выпущена, и товар отпущен.

Внутренняя система учета товаров участника проекта должна быть подстроена под наши системы контроля. И это — основной сдерживающий фактор.

Если у таможенного органа все же постфактум возникают вопросы, после выпуска их можно решать: сейчас мы делаем это примерно так же, как работает налоговая служба. Это, например, камеральные и выездные проверки — серьезное мероприятие с привлечением людей, требующее времени и обработки большого количества документов.

Для упрощения этой работы запущен проект таможенного мониторинга. Чтобы участник внешнеэкономической деятельности, используя свои системы учета товаров, во-первых, мог самостоятельно себя аудировать. А во-вторых, быстро корректировать документы, либо отвечать на вопросы, которые возникли у таможенных органов. При этом, если участник ВЭД согласился с таможенным органом и своевременно исправил недочеты, то он освобождается от ответственности.

Ключевое здесь то, что внутренняя система учета товаров участника проекта должна быть подстроена под наши системы контроля. И это — основной сдерживающий фактор, ведь системы складского, бухгалтерского учета, как правило, построены по другим принципам учета информации о товарах, и напрямую не ложатся в нашу систему контроля.

Именно поэтому принять участие в нашем эксперименте смогли только те, кто самостоятельно доработал свои системы под наши требования.

Но есть сдержанный оптимизм. Крупные игроки, которые поставляют на рынок системы складского, бухгалтерского и иного учета, заинтересовались темой таможенного мониторинга и выражают готовность сделать пакетное решение для тех, кто хочет участвовать в эксперименте. Мы обсуждаем сейчас, в какие сроки и каким образом они могли бы это сделать.

«На наши ресурсы тоже регулярно проводятся атаки»

CNews: В апреле 2023 года ФТС России столкнулась с масштабным сбоем ИТ-систем из-за кибератак. Как вы с тех пор оцениваете активность хакеров? Как сейчас выстроена система ИБ в ведомстве?

Владимир Ивин: Начиная с 2023 года мы совсем по-другому стали смотреть на вопросы обеспечения безопасности — и информационной, и физической, и аппаратной. Атаки идут постоянно, но обычно не достигают своей цели.

И, если результатом этих атак становится замедление наших процессов, это, зачастую, не связано с нашими ресурсами. Например, наш основной поставщик каналов связи — «Ростелеком», как только появляются проблемы у него — и у нас информация начинает «ходить» дольше. Трудности, которые мы испытываем, зачастую связаны именно с атаками на наших информационных партнеров.

Но и на наши ресурсы регулярно проводятся атаки. Мы реализуем все элементы защиты, какие есть в нашем арсенале, тесно взаимодействуем со структурами ФСБ и ФСТЭК, которые помогают в построении наших систем защиты и тестируют их надежность. Их сотрудники выступают и в качестве «белых хакеров», а потом мы все инциденты вместе разбираем — что у них получилось взломать и почему.

CNews: Центральное информационно-техническое таможенное управление собирается закупить ПО для создания подсистемы по выявлению аномальных действий должностных лиц российской таможни, которые работают в центральной базе данных ЕАИС. Это в итоге было сделано? Удалось ли добиться ожидаемого эффекта?

Владимир Ивин: У системы широкий функционал, а в этой части он организован на простой логике. Делается цифровой двойник того или иного рабочего места инспектора. Если поведение «живого» инспектора начинает отличаться от обычного — его личного или должности, которую он занимает, система сообщает. И действительно, уже на стадии тестирования мы выявляли ситуации, которые можно квалифицировать как нарушения. На текущий момент система находится в стадии закупки, с дальнейшим разворачиванием на информационных ресурсах ЦБД ЕАИС ТО (Центральная База Данных Единой Автоматизированной Информационной Системы Таможенных Органов).

Анжела Патракова