Разделы

Обзор сайтов телепередач в интернете

Телеканалы в интернете

Телевизионные компании все более активно осваивают интернет, создавая в нем как свои представительства, так и сайты телепередач. Импульс этому процессу дал пожар Останкинской телебашни в августе 2000 года: тогда вещание было прервано и телевизионные каналы стали искать новый способ выхода на своих зрителей.

Чем же являются "телевизионные" сайты сегодня? В каком направлении они развиваются? Какие новые возможности дает интернет зрителю и создателям телепередач?

Чтобы получить ответы на эти и многие другие вопросы, нами было проведено экспресс-исследование более 100 сайтов, имеющих прямое отношение к телеканалам и телепередачам, краткие результаты которого представлены ниже.

Результат приятен для телезрителей: сегодня информацию об одной и той же любимой телепрограмме можно найти, как минимум, на 4 видах сайтов.

Во-первых, это сайты телевизионных каналов, которые содержат краткую информацию обо всех передачах.

Таблица 1

Канал Ресурс
ОРТ www.ortv.ru
РТР www.ptp.ru (www.rtr-tv.ru)
ТВ-Центр www.tvc.ru
НТВ -
Культура www.tvkultura.ru
ТВ-6 www.tv6.ru
REN TV www.ren-tv.com
СТС www.ctc-tv.ru
ТНТ www.tht.ru
Дарьял-ТВ www.darial.com
MTV-Россия www.mtv.net.ru, mtv.bip.ru
Столица www.tvstolica.ru
Муз-ТВ www.muz-tv.ru
Прометей АСТ www.tvast.ru
НТВ+ www.ntvplus.ru
Космос-ТВ www.kosmostv.ru
М1 нет
ТВ-3 Россия нет
Детский проект нет

Таблица 2

Компания Ресурс
МЕТЕО-ТВ www.meteo-tv.ru
АВТОРСКОЕ Телевидение www.atv.ru
ВИДЕО ИНТЕРНЕШНЛ www.vi.ru
ТВ- Класс www.tvclass.ru
ТВ группа ПРОГРАММА "А" a.ru.com
Телекомпания ИГРА www.tvigra.ru

Во-вторых, это сайты компаний-производителей телепередач. В-третьих, это сайты самих телевизионных программ, которые могут быть созданы и телеканалами, и компаниями-производителями, и даже самими зрителями.

И, наконец, четвертым видом сайтов, на которых можно подробно узнать о телепередачах, являются всевозможные обозрения телеэфира, анализ которых выходит за пределы данной статьи.

Сайты телеканалов

Как видно из таблицы 1, почти все телевизионные каналы уже создали свои сайты. Практически все они отличаются качественным дизайном, хорошим наполнением и красочно представляют передачи телеканала.

Некоторые телеканалы уже начали вещание в интернете: на их сайтах можно увидеть передачи во время выхода в эфир, посмотреть архив видеозаписей или прочитать тексты новостей телеэфира в режиме онлайн (www.tv6.ru, www.tvc.ru, www.ptp.ru, www.ortv.ru).

Как правило, сайты телеканалов строятся по стандартной схеме: программа передач, страницы каждой передачи, новости, информация о телеканале и его ведущих, контактная информация. В некотором смысле, они строятся почти так же, как и сайт любой коммерческой компании: подробное представление всех направлений деятельности, информация о руководителях и организаторах, контактная информация. Посетив сайт телеканала, можно лучше представить его "лицо" и получить общее представление обо всех его передачах.

Однако есть и существенное отличие от корпоративных сайтов: сайты некоторых телеканалов, благодаря трансляции новостей в режиме он-лайн, напоминают медийные проекты.

Сайт канала как самостоятельный проект *

В качестве яркого примера можно привести сайт www.ntvru.com, который, скорее, является новостным сайтом и пользуется наибольшей популярностью среди всех сайтов телеканалов. Он входит в десятку самых популярных сайтов российского интернета и уступает по посещаемости ведущим новостным интернет-порталам только вдвое.

Сайт www.ntvru.com содержит два вида материалов. С одной стороны, это материалы телевизионного эфира: собственных новостных программ "Сегодня" и "Криминал", а также программы "Итоги".

С другой стороны, сайт содержит подборку справочно-аналитических материалов в разделе "Тема дня", которая меняется каждый день.

Так, по актуальной теме "Афганистан. В эту страну войти легче, чем выйти" приводятся статьи - справочные материалы, описывающие историю и текущую ситуацию в Афганистане, интервью с экспертами и общественно-политическими деятелями, ссылки на другие сайты, связанные с "темой дня". Все это дает возможность глубоко изучить обсуждаемую тему: ознакомиться с историей развития вопроса, посмотреть на него с различных точек зрения (экономической, политической, религиозной), а также узнать широкий спектр мнений о возможном развитии событий.Сайт канала как самостоятельный

Кроме того, www.ntvru.com содержит ссылки на профильные сайты-спутники. Например, к ним относятся:

  • проект "Горячая линия", где приведены телефоны, по которым можно узнать о пострадавших в результате последних терактов в Америке, и типовая форма для отправления запроса или выражения соболезнования;
  • сайт "Инопресса" (www.inopressa.ru), содержащий статьи ведущих западных изданий на русском языке;

Таким образом, www.ntvru.com можно охарактеризовать как новостной аналитический портал, который не только воспроизводит новости телеэфира, но и дает возможность глубоко и всесторонне изучить обсуждаемую тему, а также высказать свое отношение к происходящим событиям.

* В настоящее время домены www.ntvru.com и www.ntv.ru не имеют прямого отношения к деятельности телекомпании НТВ, а контент на эти сайты поставляется преимущественно ТВ-6.

Сайты телепередач

Телепередачи в интернете: начало большого пути?

Как и следовало ожидать, сайты телепередач содержат "традиционные" разделы: контактную информацию, сведения о создателях сайта, историю телепередачи, информацию о ведущих, материалы прошедших и анонсы будущих передач.

Вместе с тем, приятно отметить, что ряд сайтов не просто "отражают" сюжет, но, по существу, предлагают зрителям НОВУЮ КОНЦЕПЦИЮ ПРОСМОТРА, которая подразумевает некое "виртуальное действие" посетителя.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПЕРЕДАЧИ

Сайт передачи "Здоровье" телеканала ОРТ как бы "продолжает" передачу в Сети. Помимо традиционных разделов, на сайте размещены:

  • "Аптека" - подробная информация о тех препаратах, которые упоминались в передаче (что очень удобно как для зрителей, так и для спонсоров);
  • "Энциклопедия" - медицинский справочник по симптомам и лечению ряда болезней, о которых шла речь в передаче.
  • "Справочная" - телефоны, куда обращаться в экстренных случаях; информация о специалистах, выступавших в передаче; список клиник и диагностических центров.
  • "Конференция" и "Письмо ведущей" - разделы дают возможность задать вопрос ведущей и ознакомиться с ответами на вопросы, заданные другими посетителями сайта.

В результате сама передача привлекает внимание телезрителей к конкретным препаратам или способам лечения, а ее сайт дает подробные разъяснения и дополнения, а также контактную информацию - куда обращаться.

ПОМОЩЬ ЗРИТЕЛЯМ

Сайты телепрограмм могут не только давать ценную информацию, но и оказывать реальную помощь, как это реализовано на сайтах популярных телепередач "Жди меня" и "Забытый полк".

Обе передачи помогают телезрителям решить одну и ту же задачу - разыскать своих друзей и близких или узнать подробности об их судьбе, что и определяет сходство ресурсов сайтов: оба они содержат базу данных разыскиваемых людей.

При этом подход к самому механизму поиска у передач несколько различается. Организаторы "Жди меня" (ОРТ) обещают самостоятельно вести работу над каждым случаем, внесенным в базу данных, и известить отправителя запроса о нахождении разыскиваемого человека.

Организаторы "Забытого полка" (ТВ-6) тоже обещают сообщить информацию о разыскиваемом, если эта информация у них появится, но при этом рекомендуют активно вести самостоятельный поиск. Соответственно, сайт дает подробнейшие инструкции для ведения поиска: массу практических рекомендаций, контактных телефонов, полезных ссылок и справочной информации. Кроме того, сайт содержит доску объявлений.

СЦЕНАРИЙ ПИШЕМ ВМЕСТЕ

Не только организаторы передачи способны оказать помощь своим телезрителям: иногда бывает и наоборот. Например, на сайте сериала "Простые истины" (РТР) зрители могут отправить в редакцию собственный сценарий будущих серий.

Сайт "Простых истин" отличается качественным дизайном, хорошо передающим "школьную" атмосферу. На сайте размещен ряд интерактивных сервисов:

  • типовая форма для отправления сценария создателям сериала (проводится конкурс на лучший сценарий);
  • опрос телезрителей;
  • гостевая книга и чат (пока пустой).

Таким образом, сайт ориентирован на создание Интернет-сообщества зрителей, которое будет служить и для популяризации сериала, и для его написания.

Сайт пытается заработать с помощью размещения баннерной рекламы, о чем сообщают посетителю оригинальные баннеры, выдержанные в том же "школьном" стиле. Один из баннеров ведет на страницу музыкальной молодежной группы "Простые", созданной из актеров сериала "Простые истины".

СЫГРАЕМ ОН-ЛАЙН?

Оригинальный ход сделала передача "Что? Где? Когда?", предложив своим телезрителям полноценное онлайн-участие в популярной телеигре (проект реализован совместно с Rambler в 2000 году).

Каждый участник игры в интернете имел возможность выиграть денежный приз. Правда, из-за технических ограничений игрового сервера и каналов связи к игре допускались не все зарегистрированные участники, а только 1000 человек, которые были отобраны случайным образом. В отличие от команды знатоков, участники игры в интернете не могли видеть ответы друг друга: каждый из них играл за себя.

При этом сборная интернета являлась полноправным участником игры: к ней могли обратиться знатоки за помощью, а один раз команда интернета даже стала победителем.

Интересно отметить, что сайты телеканала ОРТ и студии-организатора игры (www.tvigra.ru) не содержат упоминания об ассоциации клубов "Что? Где? Когда?" и кольца сайтов, посвященных этой игре. Поклонники игры живут своей жизнью и являются фанатами самой игры, но не передачи.

Если "Что? Где? Когда?" можно назвать игрой интеллектуалов, то другие телеигры активно эксплуатируют именно мотив личного обогащения. Из них стоит отметить "Кто хочет стать миллионером?" (ОРТ), "Жилищную лотерею "Золотой ключ" (ОРТ) и телевизионную лотерею "ТВ-Бинго-шоу" (РТР).

Сайты этих программ пока не предлагают игру он-лайн, но зато содержат подробнейшую инструкцию для игроков: правила игры, описание призов, как принять участие, где купить билеты (для лотерей) и результаты розыгрышей.

Кроме того, сайт "Золотого ключа" содержит статистику выпадений номеров, специальную форму для регистрации билета он-лайн и объявления о конкурсах.

Пожалуй, основной задачей сайтов программ-игр можно считать создание чувства принадлежности, сопричастности к игре, и пропаганду определенного образа жизни.

ИНТЕРНЕТ... НА ДИВАНЕ

На сайтах телепередач можно найти не только описание возможностей заработать деньги, но и конкретные предложения, на что их потратить, как, например, сделано на сайте "Магазин на диване" (ТНТ и НТВ+).

Сайт устроен как интернет-магазин, где продаются показанные в передаче товары, и дает возможность отобрать товары в корзину и отправить заказ он-лайн, выбрав один из трех предлагаемых способов оплаты.

"НАРОДНАЯ ТУСОВКА"

Как говорил Антуан де Сент-Экзюпери, самая большая роскошь на свете - роскошь человеческого общения. Похоже, эту истину хорошо понимают и организаторы телепередач. Так, сайт программы ТНТ "Сегоднячко" с оригинальным веб-адресом www.todayko.ru создает атмосферу "тусовки", где присутствуют и создатели передачи, и ее зрители. Вот перечень его оригинальных ресурсов:

  • Юмор от организаторов передачи: фотографии, снятые во время подготовки передачи; рисунки-карикатуры, поясняющие работу организаторов передачи; забавные истории на телевидении, "живые картинки" и т.п.
  • Онлайновые сервисы: онлайновые тесты, онлайновые игры и необычный сервис "проверка на удачливость", где можно в шутку определить свою удачу в различных областях жизни.
  • Материалы зрителей: фотографии поклонников передачи, необычные фотографии и рисунки, присланные зрителями, анекдоты зрителей, смешные истории и т.п.
  • Специальные доски объявлений: "Признание в любви", "Поздравить друга", "Отзывы о сюжетах" и "Темы сюжетов".

Таким образом, сайт организует и поддерживает вокруг передачи интернет-сообщество ее поклонников, что дает возможность оперативно получать новую информацию для сюжетов.

ФАН-КЛУБ

Иногда восхищение поклонников передачи так велико, что они сами создают ее сайт. В частности, это произошло с фантастическим сериалом "Вавилон-5", около 4 лет выходившим в эфир на ТВ-6. Сериал имеет сразу несколько сайтов, например, www.b5.ru, www.babylon5.ru, www.babylon5.incoma.ru, причем все они созданы поклонниками сериала.

На сайте "Российского фан-клуба "Вавилона-5" размещена информация о "признании сайта каналом ТВ-6", но она не подтверждается на сайте ТВ-6. Спонсором www.b5.ru является рекламная группа "Зенон". Сайт предлагает поклонникам сериала массу полезных ресурсов:

  • подробное описание процесса создания сериала: фотографии актеров и интервью с ними, сообщения о съемках сериала;
  • фоторепортаж со съезда фанатов сериала в Ванкувере, на котором присутствовали организаторы сериала и актеры;
  • ярмарку "вавилонских товаров" - атрибутов для членов клуба;
  • ссылки на книги, рассказывающие о событиях сериала, и сайты, где их можно приобрести;
  • разъяснения и материалы к сериалу (хронология, энциклопедия ксенобиологии, география вселенной "Вавилона-5" и т.п.);
  • форум и чат.

На сайте www.babylon5.ru, помимо красочных материалов о самом сериале, стоит отметить интерактивный тест-анкету: после заполнения Вы узнаете, кто Вы есть на самом деле.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Таким образом, сайты сериала позволяют его поклонникам заново погрузиться в фантастический неземной мир, еще раз посмотреть на любимых героев, а также стать членами "вавилонского" сообщества и общаться друг с другом.

В качестве других примеров интернет-сообщества поклонников передач можно привести фан-клуб сериала"Зачарованные" (создан зрителями), фан-клуб сериала "Беверли Хиллз 90210" (создан каналом СТС), а также сайт поклонников бразильских сериалов (создан творческой группой).

"Ребята, а как там в Ясенево?" (из форума)

Интернет-сообщество может создаваться, в том числе, и по территориальному признаку. Яркий пример тому можно найти на сайте кабельного телевидения tvyasenevo.euro.ru, где созданы неплохие условия для образования "тусовки" жителей района.

На сайте размещены: форум; новости района; справочная информация по району (магазины, префектура, РЭУ и т.п.); ссылки на веб-сайты, имеющие прямое отношение к району Ясенево: веб-страницы жителей района, сайт общественного движения "Ясенево - будущим поколениям" и т.п.; подробная карта района; информация для качественного приема телеканала.

Другой подход к созданию своего сайта демонстрирует студия кабельного телевидения "Тропарево", разместив на нем информацию о коммерческих услугах для жителей района.

Другие регионы

Все сказанное выше касалось общероссийских и московских телеканалов и телепередач.

Однако то же самое можно сказать и про региональные телеканалы: сейчас в Сети присутствует большое количество сайтов местных каналов, телепередач и компаний-производителей программ, перечислить которые не представляется возможным.

Например, к таким сайтам относятся "Интернет: Люди и сайты" (Нижний Новгород), "Информационная программа ИнформТВ" (Петербург), "Буфер" (Пермь), "Мир компьютеров", (Новосибирск), "Планета 5 звезд" (Краснодар") и т.п.

Все сказанное выше (новые сервисы сайтов и дополнительные возможности) относится и к региональному телевидению, с единственной поправкой - пока местные сайты в большей степени передают информацию о программе и ее создателях и в меньшей степени делают акцент на дополнительные сервисы и образование вокруг сайта интернет-сообщества.

Кто больше?

На диаграмме мы попытались сравнить количество сайтов телепередач, выходящих в эфир на разных каналах.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Сразу оговоримся, что такое сравнение не совсем корректно. Во-первых, некоторые телеканалы и так уже достаточно хорошо представили передачи на собственных сайтах, так что им не всегда имеет смысл создавать отдельные сайты на каждую передачу.

Во-вторых, данное сравнение не учитывает качество сайтов, тем более, что ряд сайтов создан любителями и поклонниками передач. И, наконец, не все сайты передач находились в рабочем состоянии во время написания этого обзора. Кроме того, возможно, не все сайты нам удалось найти.

Тем не менее, данная таблица демонстрирует если не активность телевизионных каналов в Сети, то, по крайней мере, их политику: делать упор на сайты отдельных передач или продвигать весь телеканал сразу с помощью его сайта.

В это число вошли и любительские сайты, причем мы брали не более одного сайта для каждой передачи (см. таблицу 3).

Итак, пока лидируют ведущие общероссийские телеканалы: ТВ-6, ОРТ, РТР и НТВ.

Таблица 3

САЙТ КАНАЛ ПЕРЕДАЧА
www.vsevsad.ru ТВ-6 ВСЕ В САД
www.b5.ru ТВ-6 СЕРИАЛ ВАВИЛОН-5
langiron.ru ТВ-6 Я САМА
www.factorsuccess.com ТВ-6 ФАКТОР УСПЕХА
webline.to/narod ТВ-6 АЛЛЕ, НАРОД!
tushenka.narod.ru ТВ-6 ТУШИТЕ СВЕТ!
dzd.h1.ru ТВ-6 ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
www.zdorovie-tv.ru ОРТ ЗДОРОВЬЕ
www.tvtravel.ru ОРТ КЛУБ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
www.lotoclub.ru ОРТ ЖИЛИЩНАЯ ЛОТЕРЕЯ "ЗОЛОТОЙ КЛЮЧ"
www.ways.ru ОРТ КТО ХОЧЕТ СТАТЬ МИЛЛИОНЕРОМ
poisk.vid.ru ОРТ ЖДИ МЕНЯ
www.vkusstory.nm.ru ОРТ ВКУСНЫЕ ИСТОРИИ
www.teatrtv.msk.ru PTP ТЕАТР +TV
www.moya-semya.ru РТР МОЯ СЕМЬЯ
www.vesti-rtr.com РТР ВЕСТИ
www.prostye.ru РТР СЕРИАЛ "ПРОСТЫЕ ИСТИНЫ"
www.tvbingo.ru РТР ЛОТЕРЕЯ ТВ-БИНГО-ШОУ
www.unknownplanet.ru ТНТ НЕИЗВЕСТНАЯ ПЛАНЕТА
www.todayko.ru ТНТ СЕГОДНЯЧКО
www.magazinnadivane.ru ТНТ и НТВ+ МАГАЗИН НА ДИВАНЕ
www.polk.ru ТВ-6 ЗАБЫТЫЙ ПОЛК
www.tvclub.ru Дарьял Тв-клуб
know-how.ru Культура НОУ-ХАУ
12zz.non.ru МТV 12 ЗЛОБНЫХ ЗРИТЕЛЕЙ
www.90210.df.ru СТС Фан-клуб Беверли Хиллс

"Три в ОДНОМ"

Как было показано выше, сайты телепередач дают массу новых возможностей для расширения аудитории телезрителей и предоставления им новых сервисов, что, в конечном счете, повышает рейтинг самой передачи.

Однако интернет дает поистине уникальную возможность для продвижения телепередач, хотя пока ей мало кто пользуется. Мы назовем эту возможность "мультимедийный бренд", что означает выпуск под одним и тем же названием разных видов СМИ.

Например, известная передача "Моя семья" (РТР) выпускает газету под тем же названием и имеет сайт www.moya-semya.ru. Кроме того, название "Моя семья" используется как торговая марка на продуктах питания (майонез, кетчуп, пельмени, сливочное и растительное масло).

Примерно так же действуют создатели передачи "Жди меня", выпуская газету "Жди меня" и создав сайт "Национальная служба поискалюдей ЖДИ МЕНЯ".

Еще один пример - проект "Неизвестная планета", в рамках которого выпускаются одноименная передача на канале ТНТ, журнал "Неизвестная планета", видеофильмы серии "Неизвестная планета" для домашнего просмотра, а также сайт www.unknownplanet.ru, объединяющий информацию обо всех направлениях проекта.

Стоит подчеркнуть, что речь идет не о партнерстве схожих по тематике проектов, а именно о создании из названия передачи бренда, и выпуска под этим брендом самой разной продукции.

Веб-сайт таких проектов может представлять "мультимедийный бренд" в целом, т.е. содержать ссылки на все, что выпускается под "единой маркой". Например, тот же сайт передачи "Моя семья" может содержать материалы газеты "Моя семья" и ссылку на саму газету, а также ссылку на сайт с описанием одноименных продуктов питания. Пока же создатели сайта ограничиваются краткой информацией о передаче, фотогалереей и анонсом тем предстоящих передач.

БУДУЩЕЕ - КАКОЕ ОНО?

Предсказание будущего - дело неблагодарное, но все-таки мы рискнем высказать предположение о дальнейшем развитии интернет-представительств телепередач в интернете.

Мы считаем, что будут развиваться 2 наметившиеся тенденции: дальнейший рост числа сайтов телепередач и образование стратегического партнерства между телепередачами и интернет-порталами.

Все больше, и больше, и больше...

Рано или поздно, наверное, любая телепередача будет иметь в Сети хотя бы одну веб-страницу, например, на сайте своего телеканала.

Вместе с тем мы бы хотели обрисовать круг передач, которые в первую очередь будут создавать полноценные интернет-представительства. С нашей точки зрения, такими телепередачами являются:

  • Информационно-аналитические и общеобразовательные программы - их сайты могут содержать дополнительную справочную информацию по теме передачи.
  • Передачи, сутью которых являются помощь и советы независимо от их тематики (от рекомендаций по выращиванию картошки до советов юридического характера). Их сайт может содержать подробную информацию об экспертах, возможность получить совет он-лайн, а также ссылки на упоминаемые в передаче продукты и услуги, что, несомненно, оценят спонсоры передачи.
  • Ток-шоу, телеигры и лотереи, а также передачи, материал для которых дают сами зрители. Для этих передач сайт может предоставить массу возможностей по "виртуальному" участию телезрителей, сбору материала для новых передач и наглядного объяснения правил игры или участия в передаче.
  • Телесериалы. Поклонники телесериалов могут продолжить общение со своими любимыми телегероями на сайте сериала, а также, иногда, принять участие в написании сценария. Однако, такие телесериалы должны идти достаточно долго.
  • Передачи, представляющие конкретные товары: сайт дает возможность уточнения деталей их покупки он-лайн.

Из перечисленных выше передач при прочих равных в первую очередь будут создавать собственные сайты те, аудитория которых более активно, чем население в целом, пользуется интернетом.

Передача +портал =?

Другим направлением, которое, с нашей точки зрения, получит активное развитие, будет стратегическое партнерство телевизионных передач и крупных интернет-холдингов.

Такое сотрудничество будет взаимовыгодно обеим сторонам: телевизионная передача получит в свое распоряжение новейшие IT-технологии для создания собственного сайта, а также возможность собственной "раскрутки" в интернете.

В свою очередь, интернет-холдинг получит возможность рекламировать свой бренд или свои интернет-порталы на телевидении.

Ановых возможностей у зрителей появляется столько, что их даже трудно перечислить. Например, они могут объединиться в "клуб по интересам", который проводит общие встречи в телевизионном эфире и устраивает "виртуальные вечера" каждый день в Сети; или они могут получить алгоритм действий по решению своей конкретной проблемы в телепередаче, а подробности найти на сайте и т.п.

Вместо заключения, или "Победитель получит все"

В интернете, как правило, на основную прибыль могут рассчитывать порталы-лидеры по посещаемости в своей группе, а участь аутсайдеров весьма печальна.

Процесс "выхода в интернет" телевизионных каналов и передач только-только начинается: нам удалось найти около 30 сайтов телепередач, причем далеко не все из них активно используют возможности интернета. А между тем, самих телевизионных программ, по меньшей мере, в 10 раз больше...Нам представляется, что настоящее соперничество между телеканалами в интернете - еще впереди!

В случае Вашей заинтересованности в проведении исследования по интересующей Вас тематике из сферы ИТ Вы можете отправить заявку в отдел консалтинга РБК: research@rbc.ru, тел.(095) 363-11-11 (доб. 371)