Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Инвестиции и M&A

AIM против ERP: кто победит на рынке

"ИТ-зоопарк" – явление неизбежное и потому весьма распространенное. Между тем, бизнес-процессы, которые автоматизируются с помощью этого "зоопарка" разнородных информационных систем, становятся более сложными и требующими большей гибкости. Чтобы угнаться за переменами, необходим специализированный инструментарий, который Gartner называет средствами интеграции приложений и связующим ПО (AIM).

Создание единого информационного пространства компании, пожалуй, главная задача ИТ-директора. Ему постоянно приходится думать об организации единых справочников (НСИ), интеграции разнородных приложений внутри компании, интеграции с бизнес-процессами, справочниками и информационными системами внешних партнеров.

До определенного предела можно успешно связывать ИТ-системы по принципу "точка-точка". Но когда таких систем становится больше пяти, а число сценариев обмена информацией измеряется десятками, успешной интеграцией это "спагетти" назвать уже трудно. А если случится сделка из разряда M&A ("слияние и поглощение"), и нужно будет интегрировать системы обоих участников? Но даже и без M&A требования со стороны бизнеса к гибкости и адаптивности ИТ-инфраструктуры становятся все более жесткими. Вчера бизнес решил, что работа должна идти неким определенным образом. Специалисты ИТ-подразделения напряглись, прибили все "молотками" (запрограммировали) – и обеспечили поддержку бизнес-процессов. А сегодня ситуация опять изменилась: заказы надо бы принимать не только по факсу, но и по интернету и SMS; предлагать новые продукты и услуги, каких еще не предлагают конкуренты. И снова надо все перепрограммировать. А это не быстро; так, чтобы работало уже завтра, не получится. Вот и возникает известная напряженность между бизнесом и ИТ, и специалисты, которые по определению должны быть источником инноваций в компании, вдруг становятся тормозом для развития бизнеса.


Когда ИТ-систем и сценариев обмена информацией становится много, успешной интеграцией это "спагетти" назвать уже трудно

Есть еще один момент. Отказываться от унаследованных систем сложно: они встроены в идущие бизнес-процессы, их замена или коренная перестройка экономически неэффективна. Зачастую руководство узнает о существовании какого-то приложения лишь тогда, когда с ним что-то случается. До этого много лет оно исправно выполняло свою функцию, так что о его существовании просто забыли. И таких приложений в компаниях много.

Какое-то время назад многие ИТ-директора были уверены, что все проблемы решит внедрение "брэндовой" ERP-системы. ERP-вендоры так и продвигали свои решения: "Выбросьте свой хлам и накройте всю компанию единой системой". Сейчас стало ясно, что одной системы для полноценной автоматизации недостаточно: ни одна ERP-система не имеет всеобъемлющей функциональности, не вся функциональность таких систем высшего качества, да и внедрять ERP можно годами и десятилетиями. Кроме того, при автоматизации бизнес-процессов в ERP они "зашиваются" в код, и каждое изменение процесса превращается в ИТ-проект (перепрограммирование) – со всеми вытекающими.

Не зацикливаясь на ERP

В общем, доминирует сейчас в некотором смысле подход "best of breed" - объединение существующих приложений в единое композитное ИТ-решение. Современный подход к интеграции основан на концепции сервис-ориентированной архитектуры (SOA) и корпоративной сервисной шины (Enterprise Service Bus, ESB). Такой подход позволяет решать интеграционные задачи легко и надежно – и сохранять уже сделанные в ИТ инвестиции, заставляя унаследованные системы работать на благо бизнеса.

Этот же подход представляет новую парадигму автоматизации бизнес-процессов: не с помощью ERP, а с помощью средств автоматизации и управления сквозными бизнес-процессами (Business Process Management System, BPMS). Эти BPM-системы обеспечивают интеграцию людей (workflow), шина ESB – интеграцию приложений и данных в рамках сквозных бизнес-процессов, которые могут быть автоматизированы в разных системах. Так что в случае BPMS можно говорить не просто об объединении, а о сборке и комбинировании (конфигурировании) нужного ИТ-решения из приложений различных поставщиков и собственных разработок. В этом случае процессы не "зашиты" в код, поэтому глубокого программирования не требуется. Эта же парадигма распространяется и на разработку программного обеспечения: новое ИТ-решение создается не с помощью писания кода, а путем связывания между собой (конфигурирования) существующих приложений с учетом определенной логики бизнес-процесса.