Разделы

Интернет Бизнес Веб-сервисы Инвестиции и M&A

Коллективные покупки помогут обхитрить розницу

Сегодня огромную известность во всем мире набирают онлайновые сервисы коллективных покупок. Многие называют их едва ли не одним из самых популярных направлений онлайнового шопинга в частности и электронной коммерции в целом. Их главная особенность – значительная экономия для потребителей: зачастую речь идет о 50% или даже 90% скидке.

Считается, что впервые направление коллективных покупок получило распространение в Китае. Там это называется замысловатым словом "tuangou", что на русский язык –переводится примерно как "групповая скупка". Все началось с рядовых китайских потребителей, которые решали объединить усилия со своими друзьями или родственниками, чтобы в итоге получить скидку при одновременной покупке одного и того же товара или услуги. Со временем подход набирал популярность, и в дело вступили онлайновые сервисы.

Особенности организации

На данный момент суть работы сервисов практически одинакова вне зависимости от страны или бренда. Главное в коллективных покупках - это акции, которые предлагает тот или иной сервис. В рамках каждой акции сервис договаривается с какой-то компанией о мелкооптовой или даже оптовой закупке ее услуг при условии предоставления значительной скидки. Затем на веб-сайте публикуются условия акции: сроки, стоимость, размер скидки и минимальное количество покупателей, необходимое для того, чтобы она состоялась. Последний пункт обязателен, и это легко объяснить: в каждом случае существует некий минимум, ниже которого провайдеру услуги просто невыгодно проводить акцию на предложенных условиях.


На российском рынке недавно появился онлайн-сервис совместных покупок KupiKupon.ru

В рамках закупки потребители приобретают купоны с определенным номиналом. Схематично это выглядит следующим образом: человек покупает за 200 рублей купон номиналом 500 рублей на пользование услугами, к примеру, салона красоты. Таким образом, этим купоном он сможет оплатить услуги общей стоимостью 500 рублей, и в данном случае объем скидки составит 60%.

Важный момент: акции всегда ограничены по времени. Как правило, срок варьируется от одного дня до нескольких недель. При этом, разумеется, возможны варианты. Очень часто организаторы подобных сервисов также ограничивают и максимальное количество участников акции - купоны достаются не всем желающим, а только тем, кто купил их в числе первых.

Тенденция нарастает

В мире на данный момент онлайновых сервисов коллективных покупок уже довольно много - в одной Европе их несколько десятков. Появились и настоящие лидеры. К примеру, один из наиболее популярных сервисов Groupon.com предлагает акции для жителей более чем 50 городов США и Канады. Более того, во многих странах появляются клоны этого сервиса. Его главная отличительная особенность заключается в исключительной простоте. Пользователь видит активные акции с краткими описаниями, ничего лишнего. Совершить покупку - вопрос нажатия одной кнопки.

В России сегмент коллективных покупок тоже набирает обороты - открываются новые сервисы, проводятся интересные акции.

Рост числа поисковых запросов Google по сочетанию "совместная покупка", май 2009 – май 2010*

Увеличить

*На графике показана доля поисков по заданному запросу в общем числе поисков, выполненных в Google за определенное время. Данные приводятся в нормализованном виде и отображаются на шкале от 0 до 100

Источник: Google, 2010

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Если же вывести статистику запросов Яндекса по сочетанию "совместная покупка" за май 2010 года, то только в Центральном Федеральном округе их число составит более 20 тыс. обращений, а на территории всей России и СНГ – более 50 тыс.

Среди наиболее популярных ресурсов можно назвать sptovarov.ru, shophelp.ru, forum.100sp.ru, mal-kuz.ru. Однако, на самом деле, таких ресурсов несравнимо больше, чем можно перечислить, причем их основная часть действует на "территории" социальных сетей и разнообразных форумов.

КупиКупон

На российском рынке холдингом Veritas Financial Europe, который известен своим аналогом Bloomberg для развивающихся регионов, недавно был запущен сервис под названием KupiKupon.ru.

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Механика его работы аналогична большинству подобных сервисов - акции, скидки, купоны. На момент подготовки материала на KupiKupon.ru завершилась успешная акция в московском картинге, по которой было продано более 500 купонов. При этом стоимость одного купона была всего 160 рублей (60% скидка) за 10 минут заезда, при средней стоимости заезда около 500 рублей по Москве.

Важно отметить, что речь идет не только о Москве и Санкт-Петербурге - в списке KupiKupon.ru более 10 крупных российских городов, включая Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Саратов, Пермь, и ряд других. Правда, пока не для каждого города есть действующие акции, но, по заявлениям создателей "КупиКупон", их появления стоит ожидать уже в ближайшем месяце.

Разнообразные акции, появляющиеся на сайте KupiKupon.ru, обновляются раз в 1-2 дня и являются суперуспешными – сервис продает по 500 и более купонов на одно предложение. По словам Акыла Муратова, PR-менеджера проекта, старт прошел очень успешно и потребители с большим энтузиазмом восприняли модель коллективных покупок. "Основополагающей целью КупиКупон.ру является предложение хороших заведений и мест, в которые мы сами хотели бы пойти", - сказал г-н Муратов.

Сервисы коллективных покупок являются отличным примером того, как хорошая идея постепенно превращается в эффективную бизнес-модель, которой успешно пользуются и бизнес, и обычные потребители по всему миру и, безусловно, Россия не является исключением.

На правах рекламы

Елизавета Валяева