Разделы

Телеком SMB Инфраструктура

АТС для бизнеса: чем обернется переход на IP

На сегодняшний день большое внимание в телекоме уделяется теме перехода с традиционных средств связи на IP-АТС. Многие СМБ-компании уже активно пользуются IP-связью, ощущая на себе экономию и простоту использования таких решений. Крупные организации пока еще с осторожностью относятся к данной технологии, однако нет сомнения в том, что внедрение IP для них – лишь вопрос времени. Что же получит предприятие при переходе на IP-телефонию?

В последнее время, вследствие необходимости оптимизации многих статей ИТ-расходов, в том числе и на связь, компании все чаще обращаются к IP-телефонии.

Несмотря на скептический настрой некоторых руководителей предприятий и специалистов, аргументирующих свою позицию слишком долгими, по их мнению, сроками возврата инвестиций и сложностями при оценке экономической эффективности, IP-решения с каждым годом становятся все более популярными для бизнеса не только в России, но и в мире. Так, в конце 2009 года на Западе IP-решения применялись более чем в 50% компаний (около 60% - по усредненным оценкам западных исследовательских агентств, 53,85% - по данным отчета Nemertes).

Очевидно, что российский рынок несколько отстает от западного. Например, по данным отчета Nemertes, на конец 2009 года IP-технологии были распространены только в 39% организаций. Аналогичные показатели демонстрирует и аналитический отчет J'son & Partners Consulting. Тем не менее, по их прогнозам, к концу 2010 года доля пользователей корпоративной голосовой связи вырастет до 44%, а при сохранении существующих темпов развития отрасли России удастся достичь западных показателей уже к 2011-2012 году.

Прогноз роста числа российских предприятий, использующих IP-телефонию, 2009-2013

Источник: J'son & Partners Consulting, 2010

Отличительной особенностью 2009 года можно считать большое количество переходов на IP среди предприятий СМБ. Аналитики связывают этот факт с тем, что компании данного сектора в свое время вложили в телефонизацию офисов меньше средств, чем крупные корпорации, легче переносят нововведения и не настолько трепетно относятся к вопросам обеспечения безопасности. Тем не менее, по мнению большинства, и большие компании "придут к IP" в течение ближайших трех лет.

Почем IP

Тема внедрения IP-АТС в компаниях сейчас является одной из ключевых в телеком-отрасли. Дело в том, что российский рынок уже готов к использованию решений, поддерживающих передачу данных через интернет, поскольку стоимость самого трафика в настоящее время снижается. Кроме того, производителям IP-АТС удалось решить практически все вопросы, касающиеся надежности, качества и безопасности предлагаемых устройств, а многие эксперты даже придерживаются мнения, что IP-телефония надежнее TDM. Еще одним доводом в пользу IP можно считать тот факт, что при приблизительно одинаковой стоимости традиционные АТС значительно проигрывают по функциональности платформам на базе IP.

По сути дела, все устройства, в какой-то мере затрагивающие информационные системы предприятия, уже нельзя назвать полностью относящимися к традиционной телефонии, т.к. для интеграции с ПО они используют соответствующие программные интерфейсы. Здесь компаниям приходится налаживать связь между двумя областями – традиционной связью и интернетом. При этом данный способ далеко не всегда является более выгодным, чем построение всех телекоммуникаций на основе IP. Речь идет о том, что поскольку передача голосового трафика в современных IP-сетях не отделяется от других видов передачи данных, большая часть ИТ-решений (в том числе не голосовых, таких как бизнес-аналитика, биллинг, учетные системы, видеонаблюдение и пр.) могут быть спокойно интегрированы с АТС.

Еще одним преимуществом IP-АТС является их гибкость в плане расширяемости. Так, в случае увеличения количества пользователей в компании, ИТ-отдел может просто приобрести дополнительные лицензии и программные телефоны, не тратя при этом дополнительных средств на оборудование (которое при этом может оказаться не полностью востребованным).

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Тем не менее в настоящее время пока нельзя говорить о полном вытеснении традиционной телефонии. IP-платформы все еще теснят недорогие аналоговые станции, поскольку, безусловно, проигрывая в функциональности, они имеют гораздо более низкую стоимость. При работе с простыми аналоговыми станциями ключевым недостатком может быть слабая расширяемость таких продуктов, а также невозможность переключения на резервную АТС в случае возникновения внештатной ситуации.

Почему IP

По мнению экспертов и игроков рынка, распространение IP в России стимулируется следующими основными преимуществами этой технологии перед традиционной телефонией. В первую очередь это значительное сокращение расходов на дальнюю связь. По оценкам J'son & Partners Consulting, в 2009 году этот параметр стал для компаний основной причиной перехода на IP.

Помимо этого, внедрение IP-телефонии в офисе позволяет уменьшить затраты на построение, эксплуатацию и техподдержку инфраструктуры. Так, использование IP-решений предоставляет возможность отказаться от привязки конкретных абонентских устройств к географическому местоположению в инфраструктуре предприятия, а также сократить количество кабелей на рабочих местах, поскольку не требует отдельных СКС, позволяя использовать существующую компьютерную сеть. Например, при внедрении IP-телефонии в новом здании экономия на кабельной разводке в среднем составляет 40%.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Еще один путь для оптимизации расходов при использовании IP-АТС – возможность централизованного администрирования и обновления. Централизация серверов в вычислительном центре позволяет экономить как за счет уменьшения количества приобретаемых серверов, так и путем снижения потребностей в инструментах и ресурсах на управление приложениями, включая унифицированные сообщения, конференц-связь и даже сами IP-АТС. Помимо этого, по причине уменьшения количества серверов компании удается снизить энергопотребление.

Переход на IP-телефонию позволяет оптимизировать рабочее время сотрудников за счет создания единого информационного пространства и удаленных рабочих мест. При этом некоторые решения позволяют сэкономить на мобильной связи (в первую очередь, при роуминге), поскольку позволяют переключать мобильные соединения на опорную IP-сеть компании.