Разделы

ПО SMB SMB Бизнес

Насколько "бесплатно" открытое ПО?

Концепция Open Source существует уже больше 20 лет, и все это время разработчики и менеджеры пытаются найти компромисс между желанием сделать программные продукты более доступными и возможностью получать от них доход.

Кризисные явления в мировой экономике придали новый толчок развитию открытого ПО. Открытое ПО привлекает руководителей как малых, так и крупных предприятий возможностью решить проблему сокращения ИТ-бюджетов и повышения эффективности, что вызвало значительный рост числа внедрений на базе открытого кода.

Несмотря на некоторую разницу между понятиями "отрытое программное обеспечение" (open source software) и "свободное программное обеспечение" (free software), в целом они очень близки, поэтому под СПО принято понимать весь класс программного обеспечения, распространяющегося на условиях свободного лицензирования. Одной из основных ошибок является однозначная ассоциация СПО с бесплатностью программных продуктов. Принципы свободного лицензирования оговаривают только доступность исходных текстов программ, при этом не исключая возможность коммерциализации.


Движение СПО изначально зародилось в академический среде

СПО вполне можно распространять, взимая за это плату, соблюдая при этом условия свободного лицензирования (предоставляя возможность просматривать, изменять и распространять исходный текст программ). Большое число компаний по всему миру строят свой бизнес на СПО, зарабатывая деньги на доработке, технической поддержке и сопутствующих услугах. Примеры большого коммерческого успеха в среде СПО также есть: например, компания MySQL AB (проданная в свое время Sun Microsystems за 1 млрд долл.) или Red Hat Software (рыночная капитализация оценивается более чем в 6 млрд долл.). Стоит отметить тот факт, что успех данных компаний основывался на грамотном балансе между доступностью базовых версий своих продуктов и разумными ценами за расширенный функционал для корпоративных заказчиков.

Еще одним заблуждением является явное противопоставление традиционных разработчиков коммерческого ПО (в основном, Microsoft) и СПО-сообщества. Софтверные компании никогда не отвергали идею открытого ПО и очень часто поддерживают разработчиков свободных программ. В данном случае правильнее говорить лишь о конкуренции между отдельными программными продуктами (например, Windows и Linux). Кроме того, ведущие вендоры распространяют значительный объем программного кода под открытыми лицензиями, доступный разработчикам для дальнейшего неограниченного распространения, и, по сути, в какой-то мере являются СПО-компаниями.

Монетизация свободных программ

Очевидно, что без финансовой отдачи поддерживать и распространять можно лишь достаточно простые программные разработки. Серьезные программные продукты, ориентированные на решение сложных задач, без получения дохода поддерживать практически невозможно. Чтобы создавать качественный продукт и иметь возможность его развивать, разработчики СПО-проектов вынуждены искать способы финансирования дальнейшей работы. Существует несколько моделей коммерциализации открытых проектов.

Сообщество. Движение СПО изначально зародилось в академический среде, в которой программа является результатом научного исследования и должна быть доступна научному сообществу для верификации и критики. Поэтому программа обязательно должна поставляться вместе с исходным кодом, при этом другие исследователи должны иметь возможность вносить усовершенствования и публиковать изменения. Именно в академической среде берут начало большинство наиболее известных СПО-проектов. Еще одним источником открытых проектов являются разработки программистов-одиночек, изначально создававшихся под решение определенной задачи либо из интереса. Многие разработчики охотно делятся своими наработками, ведь то, что оказалось полезно им, может пригодиться и другим.

Исходный код открытых проектов может заинтересовать других программистов, и они могут использовать его для решения своих задач, сокращая время собственных разработок. Если проект оказывается достаточно интересным, он объединяет вокруг себя определенное число единомышленников (community), которые и занимаются вопросами его дальнейшего усовершенствования и распространения.

Роли, Python-коннектор, улучшенная защита: обновился известный менеджер паролей
Безопасность

Зачастую у разработчиков вообще нет коммерческих интересов, и они развивают проект на энтузиазме или как хобби. Монетизация затрат в подобных проектах обычно производится за счет привлечения пожертвований от индивидуальных пользователей, которым проект оказался полезным, и они заинтересованы в его дальнейшем развитии.

Продажа расширенной поддержки. Именно этот способ получения дохода выбрали большинство компаний, строящих бизнес на СПО. Однако просто поддержка открытых продуктов редко становится прибыльным бизнесом: поддержку достаточно сложно продавать и довольно непросто окупить затраты. Конкуренция на рынке ПО очень высока, и бороться наравне с известными вендорами под силу далеко не всем.

Расширенная техническая поддержка СПО обычно включает в себя доработку программного обеспечения под конкретные нужды клиентов, его тщательное документирование, консалтинг, внедрение, обучение пользователей и т.п. Издание специальных дистрибутивов свободных программ, сопровождаемых подробной документацией, также является частью данной модели.

По мнению аналитиков, подобная модель коммерциализации хоть и является достаточно жизнеспособной, вместе с тем не дает возможности получать большие прибыли. Это ниша в основном для малых компаний с небольшими оборотами, оказывающими услуги незначительному количеству клиентов.

Миграция в облако: «Аэрофлот», «Авито» и «Ренессанс Страхование» поделились опытом
Цифровизация

Продажа аппаратного обеспечения. Крупнейшие поставщики аппаратного обеспечения всегда были наиболее преданными сторонниками СПО, поскольку использование открытых продуктов позволяет им снизить конечную цену предлагаемых решений и более эффективно продвигать их на рынок. Многие разработчики наиболее известных СПО-проектов параллельно работали в "хардверных" компаниях, таких как Sun, IBM или Hewlett-Packard. В частности, создатель Linux – Лайнус Торвальдс (Linus Torvalds) – долгое время трудился в компании Transmeta, выпускавшей микропроцессоры. Из этой же среды берет свое начало и проект OpenOffice.org, который основывается на коде проекта StarOffice, выпущенного под открытой лицензией компанией Sun Microsystems.

Концепция СПО идеально подходит разработчикам аппаратных решений, позволяя иметь полный контроль над продуктом и не делать при этом лицензионных отчислений сторонним разработчикам. Одновременно "хардверные" компании являются одними из основных доноров сообщества СПО. Обладая внушительными ресурсами, они могут вносить значительные доработки в исходный код открытых продуктов, способствуя их дальнейшему развитию и распространению.