Разделы

Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Маркет

Microsoft: В России строят собственные ИТ-империи

Павел Егорихин — менеджер по маркетингу облачных продуктов Microsoft. Работая в подразделении Servers and Tools, Павел отвечает за облачные инфраструктурные решения Microsoft, включая Windows Azure и SQL Azure. В настоящее время Павел занимается маркетинговым продвижением облачных технологий в рамках компании Cloud Power, а также осуществляет текущее взаимодействие с российскими партнерами Microsoft.

CNews: Как вы оцениваете уровень готовности российского бизнеса к переходу на облачные вычисления?

Павел Егорихин: Я бы начал, наверное, с определения облачных вычислений. Помимо трех сервисных моделей: IaaS, PaaS и SaaS, – есть три модели внедрения: частное облако, публичное облако и облако хостера. Публичные облака — это облака глобальных провайдеров: той же Microsoft, Google, Amazon и т.д. У них есть свои дата-центры, с помощью которых они могут оказывать облачные услуги, в том числе, и на территории России (правда, дата-центров в России пока нет ни у кого из глобальных провайдеров). Облако хостера – это облако сервис-провайдера, который находится недалеко от потребителя: Parking.ru, Infobox, "Оверсан", "Мастерхост", "1Гб", Agava и пр. Частное облако принадлежит самой организации.


Павел Егорихин: Частное "облако" предоставляет настолько много преимуществ, оно настолько привлекательно технологически и с точки зрения управления, что в итоге туда придут все

Если мы говорим о частном облаке, то здесь никаких проблем нет: в целом, организации готовы к их использованию. Мы это прослеживаем в текущей практике: идет много проектов, пилотных и промышленных, по внедрению частных облаков. Единственная преграда на пути внедрения частного облака – это необходимость стандартизации ИТ-сервисов, которые используются в организации. С того момента, как организации удалось стандартизировать свои собственные, предоставляемые внутренним потребителям, ИТ-услуги, она готова к использованию частного облака.

CNews: Можете ли вы привести примеры стандартизированных сервисов, которые российские компании могут внедрять в своих частных облаках на текущем этапе?

Павел Егорихин: Возьмем недавно анонсированное внедрение в "Связном". Одна из задач, которую здесь удалось решить, – это быстрое предоставление инфраструктуры для тестирования. Раньше ИТ-отделу требовалось около пары дней для того, чтобы при тестировании новых приложений предоставить нужную аппаратную инфраструктуру. С помощью частного облака и виртуализации такая инфраструктура разворачивается примерно за час. Это как раз пример стандартизованного сервиса — предоставление виртуальных серверов. Причем, параметры этих серверов тоже стандартные: мы можем определить типовые конфигурации и быстро разворачивать, например, четырехъядерный виртуальный сервер с определенным количеством виртуальной оперативной памяти и пространства на жестком диске, двухъядерный, одноядерный сервер и т.д.

CNews: И все-таки, сервис – это виртуальный сервер с определенными характеристиками или это приложение, которое работает на виртуальном сервере?

Павел Егорихин: Это, безусловно, и то и другое. Это может быть, например, SQL Server, SharePoint Server – все, что угодно. Любой ИТ-сервис, который есть в компании и который поддается виртуализации – точно так же поддается стандартизации. Вопрос только в том, чтобы компания начала составлять для себя каталог стандартных сервисов, которые она сама себе предоставляет.

CNews: Можете ли вы поделиться информацией о текущих облачных внедрениях в России?

Павел Егорихин: Мы смогли существенно продвинуться в этом направлении после того, как анонсировали программу Cloud Accelerate в ноябре прошлого года. До этого наши подходы к частному облаку были несколько размытыми: по сути мы подразумевали под частным облаком Windows Server с System Center. Благодаря Cloud Accelerate мы смогли указать заказчику четкий путь миграции в частное облако. У нас уже есть первый описанный случай внедрения в "Связном" и порядка полусотни проектов, которые сейчас находятся в работе.

Еще есть масса проектов, которые предпринимаются без нашего ведома. У меня недавно был курьезный случай во время выступления перед сотрудниками крупного банка в Питере. Присутствовал весь ИТ-департамент, около 50 человек. Я рассказываю о технологиях частного облака, говорю, что есть инструментарий, который называется System Center Virtual Machine Manager Self Service Portal, который позволяет сделать портал самообслуживания в частном облаке. "Нам очень интересно, – говорит ИТ-директор. – Может быть, стоит попробовать?" И тут голос сзади: "А мы уже все сделали - скачали и развернули, он же бесплатный". Оказывается, системные администраторы действительно развернули решение - сначала загрузили приложение, чтобы попробовать, им понравилось и они начали использовать его на практике в реальных инфраструктурных задачах. Но даже ИТ-директор об этом ничего не знал.

CNews: Можно ли сказать, что в будущем все сегодняшние дата-центры станут облачными?

Павел Егорихин: Частное "облако" предоставляет настолько много преимуществ, оно настолько привлекательно технологически и с точки зрения управления, что в итоге туда придут все. Вопрос только в том, какие приложения это затронет. Не все нагрузки имеет смысл переносить в частное облако. Некоторые нагрузки имеет смысл оставить либо на голом железе, либо вообще за пределами компании.

CNews Analytics: Рейтинг операторов фискальных данных 2024
ритейл

Этот вопрос также связан со степенью технологической зрелости. Если мы посмотрим, например, на Англию, то мы увидим, что 40% инфраструктуры в компаниях среднего и крупного бизнеса — это инфраструктура на аутсорсинге. Я не знаю, когда аналогичный уровень будет достигнут в России.

CNews: Как быть компаниям, которые уже вложились в создание собственной инфраструктуры?

Павел Егорихин: Действительно, есть организации, которые инвестировали в свои дата-центры большие средства. Наиболее крупные российские компании в организационном отношении обычно представляют собой многофилиальные сети, которые обслуживаются двумя-тремя ЦОДами. Но перед этими компаниями не стоит бизнес-задача сокращения издержек – действуют другие правила игры. В этой ситуации частное облако внедряется, в первую очередь, для того, чтобы предоставлять более адекватную инфраструктуру под требования бизнеса. То есть речь идет о масштабировании приложений, о более быстром разворачивании инфраструктуры под новые приложения или проекты, о более качественном управлении этой инфраструктурой, включая правильное размещение виртуальных машин, интерактивный мониторинг и управление конфигурациями, – эти технологические преимущества сами по себе очень ценны для заказчиков. Поэтому речь не идет о каких-то серьезных новых инвестициях, речь о получении большей отдачи от уже существующей в компении инфраструктуры и более рациональном управлении новыми затратами на ее развитие.

CNews: Получается, что инициатива по внедрению облачных вычислений в данном случае исходит со стороны ИТ, а не от бизнеса. В какой-то момент эта парадигма может измениться?

Павел Егорихин: Я думаю, что ключевой аргумент для бизнеса – это, все-таки, исполнение SLA, то есть, качество предоставления услуг. Если частное облако, публичное облако или облако хостера позволяет достичь SLA лучше, то ИТ-подразделение должно выбрать такую конфигурацию инфраструктуры, которая будет лучшим образом обеспечивать исполнение SLA. Поэтому мы и говорим, что не будет массовой миграции в публичное облако и не будет полного отказа от собственных дата-центров – облачные вычисления придут к гибридной модели, где сохранятся оба элемента. И наша задача как вендора как раз в том, чтобы дать пользователю выбрать, как именно строить свою инфраструктуру. Мы обеспечиваем предельную гибкость, позволяя пользователям создавать системы на их собственных условиях.

CNews: А насколько к облачным вычислениям готов российский госсектор?

Павел Егорихин: С госструктурами, конечно, немного тяжелее. Уровень их ИТ-зрелости несколько ниже, но это вопрос решаемый, и драматического отставания нет. Есть очень передовые госструктуры, которые работают на высоком уровне и могут задавать тон. Но важное ограничение для госструктур связано с более жесткими требованиями по размещению информации. В условиях действующего законодательства вести речь об использовании нашими госструктурами публичных облачных сервисов на базе зарубежных дата-центров пока преждевременно.

Марина Яловега, «Группа Астра»: Соискателям интересны амбициозные ИТ-проекты, значимые для страны
Цифровизация

Думаю, для государства наиболее перспективна модель community cloud, когда появится некоторый провайдер облачных услуг, работающий специально для государства и оказывающий услуги с территории России.

CNews: То есть, готовность государственного сектора к восприятию облачных вычислений вы связываете именно с появлением таких провайдеров?

Павел Егорихин: С двумя вещами. Первое – это качество управления ИТ в госсекторе в целом, готовность в принципе стандартизировать свою инфраструктуру, предоставлять ее по каталогу и оптимизировать ИТ-системы. А второе – это, конечно же, наличие предложений. Предложение должно соответствовать спросу.