Разделы

Цифровизация ИТ в банках

Пример построения системы мониторинга ИТ-инфраструктуры и бизнес-систем

В Home Credit and Finance Bank завершился проект построения комплексной системы мониторинга. В результате повысились эффективность работы ИТ-служб, доступность и управляемость ИТ-инфраструктуры и бизнес-систем. Сократилось время устранения инцидентов и повысилась устойчивость функционирования объектов ИТ-инфраструктуры, обслуживающих бизнес-процессы банка.

Решение о построении системы мониторинга ИТ-инфраструктуры и бизнес-систем было принято дирекцией по информационным технологиям банка. "Сегодня банк обладает одной из крупнейших филиальных сетей в России, которая представлена в 1200 городах, – рассказывает Сергей Новицкий, директор департамента сопровождения информационных технологий. – Стратегия развития на ближайшие 2 года предусматривает ежегодное удвоение нашего регионального присутствия. Поэтому нам важно дать бизнесу простой, понятный, информативный, и в то же время корректный инструмент мониторинга всех важных для банка бизнес-процессов". Для выполнения работ по созданию комплексной системы мониторинга на основе решения Microsoft System Center Operations Manager 2007 R2 была привлечена компания "Инлайн Груп".

Фронт работ

В рамках проекта исполнитель выполнил проектирование системы, в ходе которого были учтены требования банка в части мониторинга ИТ-инфраструктуры и бизнес-систем, а также реализации отчетности, включая отчетность по показателям бизнес-процессов банка. Исполнитель провел стендовое моделирование, которое позволило снизить риски внедрения и определить оптимальную архитектуру системы, а также отработать типовые процедуры централизованного управления. Работы по внедрению системы проводились специалистами "Инлайн Груп" при тесном взаимодействии с ИТ-специалистами банка, что позволило реализовать оптимальные решения с учетом существующей практики работы ИТ-служб и специфики ИТ-сервисов банка.

В рамках внедрения системы исполнитель реализовал проактивный мониторинг объектов ИТ-инфраструктуры и инфраструктурных сервисов – используемого серверного оборудования и систем хранения данных, виртуальных машин, систем терминальных серверов, серверных операционных систем, систем управления базами данных, единой службы каталогов, корпоративной почтовой службы и пр. Также при построении системы был реализован сквозной мониторинг бизнес-процессов банка, в частности "Выдача кредитов наличными денежными средствами", "Оформление срочных вкладов" и др. Для осуществления данных возможностей были разработаны ресурсно-сервисные модели ИТ-сервисов и бизнес-систем, реализован мониторинг прикладных банковских систем, а также расширена существующая отчетность. Для различных групп пользователей была произведена настройка визуальных карт Visio на корпоративном портале SharePoint и панели уровня сервиса (Service Level Dashboard) для основных ИТ-сервисов и бизнес-систем.

Ход реализации проекта показал, что стандартный набор решений не удовлетворяет в полной мере всем требованиям к системе. В связи с этим набор стандартных модулей мониторинга был расширен и дополнен собственными разработками "Инлайн Груп". "Преимущества полученной системы – в ее гибкости, она позволяет мониторить различные показатели именно под требования банка, – считает Сергей Новицкий. – С помощью внедренной системы мы можем сделать даже больше, чем изначально планировалось".

"Решение Microsoft System Center Operations Manager – это комплексное средство мониторинга работы ИТ-инфраструктуры, начиная от оборудования и заканчивая критически важными сервисами. Благодаря глубокой интеграции с операционными системами и приложениями, а также системе анализа и прогнозирования, использование Operations Manager позволяет получить единую централизованную службу мониторинга и предупреждения инцидентов, что является особенно важным именно в банке. Мы уверены, что использование решений компании Microsoft обеспечит дальнейшее развитие системы мониторинга в соответствии с новыми бизнес-задачами банка", – говорит Максим Скида, менеджер по продуктам корпорации Microsoft.

Результаты и перспективы

Олег Пашинин, «Философия.ИТ» — Как в «Росатоме» импортозаместили западную СЭД
Импортонезависимость

Проект был выполнен в течение полугода и завершен в планируемый срок. В результате внедрения системы комплексного мониторинга и интеграции ее с системой управления ИТ-сервисами была создана единая точка контроля и управления ИТ-инфраструктурой банка. Его ИТ-службы получили возможность предупредить вероятное возникновение сбоев, оперативно их локализовать и тем самым сократить простои, снизить потери рабочего времени персонала и повысить доступность бизнес-систем.

По окончании работ специалисты "Инлайн Груп" провели обучение и передали ИТ-службам банка комплект эксплуатационной документации. Специалисты банка получили необходимые знания для расширения функционала системы собственными силами. "Необходимость формирования в банке единой системы управления ИТ-инфраструктурой и комплексной автоматизации мониторинга бизнес-процессов потребовала замены существующих средств мониторинга и внедрения отвечающих современным требованиям решений, – отметил Сергей Новицкий. – Созданная система мониторинга ИТ-инфраструктуры и бизнес-систем уже позволила нам сократить время на решение инцидентов и повысить устойчивость функционирования серверов, обслуживающих критичные бизнес-процессы".

Банк не собирается останавливаться на достигнутом. "Внедренную систему необходимо постоянно развивать. И не только потому, что инфраструктура банка ежегодно меняется и растет, хотя это тоже важный фактор, – говорит Сергей Новицкий. – Мы ориентируемся на бизнес-задачи, получение общей картины, которую может дать лишь корректное взаимодействие различных систем мониторинга: сетевых, инфраструктурных, транзакционных, бизнес-систем. Сегодня созданная система несет ключевую функцию комплексного мониторинга".

Сергей Новиков