Разделы

Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения

Максим Лесниченко: Меньше тратить не надо, надо тратить эффективнее

В конце 2011 года в AT Consulting был создан блок ТЭК, который возглавил Максим Лесниченко. В интервью он рассказал о положении дел в области информатизации энергетических компаний, а также поделился своим видением перспектив развития отрасли.

CNews: Вы – один из крупных специалистов по информатизации ТЭК. Что сейчас происходит в этой области? Каковы основные тенденции?

Максим Лесниченко: Полтора года назад в активную фазу вступили несколько крупных проектов. Раньше энергетиков интересовали такие задачи, как автоматизация финансов, экономики и складского учета. Сейчас, наконец-то, дело дошло до производства. Руководство и акционеры компаний заинтересовались эксплуатацией и ремонтом оборудования, добычей углеводородов, а также процессами производства, передачи и реализации электроэнергии. Первые подобные внедрения были еще в начале 2004 года и осуществлялись в "Белгородэнерго", МРСК Центра, МОЭК. В настоящее время это стало интересовать и другие предприятия. В процессе внедрений всплывают интересные подробности. Те, кто раньше начал внедрять такие системы, как АСТУ и АСКУЭ, часто закладывал дополнительные функции, свойственные ERP. В свою очередь поставщики ERP тоже расширяли функционал. В результате, сложилась ситуация, когда функционал в этих системах может дублироваться на 25-30%. Руководители ИТ-подразделений стоят перед выбором, какой именно информационной системой будет решаться та или иная задача.


Максим Лесниченко: Задача ИТ - предоставить необходимую информацию, чтобы прогнозы и планы были максимально приближенными к жизни.

Проблема еще и в том, что компании, образно выражаясь, накупили лишнего, и теперь не знают, что с этим делать. Кроме того, существует проблема с амортизацией финансирования на программное обеспечение. Вложения, которые были сделаны изначально, еще не амортизировались, а бизнес требует новые ИТ-продукты. Эта проблема особенно актуальна для предприятий с государственным регулированием, где вопрос финансирования проектов требует жесткого обоснования. Возможным решением может стать передача ИТ на аутсорсинг, вынос на внешние ЦОДы вычислительных мощностей и т.д. На Западе эти услуги довольно развиты, у нас же они пока только формируются.

Хочу также отметить явную тенденцию к укрупнению компаний. Так, энергосбытовые компании консолидировались в крупные холдинговые структуры. При такой концентрации капитала бизнес нуждается в централизованной информационной среде, которая сможет повысить скорость передачи и сбора данных, а также повысить их качество.

CNews: Какие основные запросы формулирует рынок к поставщикам ИТ-решений?

Максим Лесниченко: Предприятия ТЭК в большинстве своем регулируются государством, поэтому основные параметры таких запросов формулируются сверху вниз. Новый министр энергетики РФ поставил ряд задач перед предприятиями ТЭК, такие как повышение прозрачности, эффективности, целевое использование тарифных средств. Все это может быть достигнуто благодаря качественным управленческим решениям, когда руководитель, грамотно используя информационную систему, заранее определяет, как нужно развивать компанию. Кроме того, по всей стране идет активное строительство, поэтому определять, где поставить станцию и как развивать электрическую сеть, нужно уже сейчас. Задача ИТ в данном случае состоит в том, чтобы предоставить необходимую информацию, чтобы эти прогнозы и планы были максимально приближенными к жизни. Когда вся необходимая информация находится в единой базе и структурирована, то руководитель того или иного направления видит, к примеру, какая у него нагрузка узла питания и каково количество отказов. Это помогает максимально эффективно распределять ресурсы, а также оперативно реагировать на изменения конфигурации потребителей. К сожалению, заказчики иногда идут по традиционному пути, экономя средства и сокращая расходы. Я полагаю, что это не совсем правильно. Меньше тратить не надо, надо тратить эффективнее. В этих условиях появляется благодатная почва для внедрения информационных систем, которые сделают бизнес прозрачными и управляемым.

CNews: Как Вы можете оценить степень информатизации ТЭК? Есть ли какие-то "белые пятна", процессы и области, которых пока не коснулась информатизация?

Максим Лесниченко: Уровень автоматизации ТЭКа неравномерен. Есть более богатые регионы и более богатые компании, а есть гораздо менее богатые, потому там и запросы скромнее. Но задачи и цели не меняются в зависимости от обеспеченности предприятия, различается их реализация.

Александр Осипов, МегаФон: Эффективность киберзащиты вырастет, если снизится рутинная нагрузка на специалистов
безопасность

Активная автоматизация ТЭКа началась в конце 90-х годов. Сейчас можно подвести некоторые итоги. Те компании, которые были успешными, стали еще более успешными, а те, где автоматизация находилась в зачаточном состоянии, остались на том же уровне. В результате слияний и поглощений некоторые предприятия влились в довольно успешные холдинги, которые готовы инвестировать в проблемное подразделение, чтобы выровнять ситуацию.

Аналогичный тренд прослеживается и в СНГ. Например, на Украине происходит укрупнение компаний, в отрасли появляется частный бизнес. Зачастую инвесторы приходят в энергетику потому, что у них есть энергоемкое производство, и они хотят выстроить вертикальный цикл, начиная с сырья и заканчивая готовой продукцией. И таким образом оптимизируют издержки.

CNews: Можете ли Вы сказать, что те или иные решения стали отраслевым стандартом? Есть ли им альтернатива?

Максим Лесниченко: На мировом рынке решений для энергетических компаний есть два основных игрока: SAP и Oracle. Можно сказать, что SAP лидирует в этом секторе. По моим оценкам, более половины этого рынка принадлежит SAP. Этому есть несколько причин. Когда начались разработки EPR-систем, общие финансовые и экономические вопросы были решены, и компании конкурировали на равных. Но SAP пошел в сторону отраслевых решений: это сбытовая деятельность, работа на оптовом рынке энергии и мощности. Несомненно, продукты обеих компаний имеют свои преимущества. Решения Oracle более гибкие, их можно оптимально подстроить под быстро меняющиеся требования и условия деятельности. Решения SAP несут в себе определенную бизнес-идеологию, собрали лучшую мировую практику и бизнес-шаги. Система учитывает особенности отрасли. Внедряя платформу SAP, нужно разобраться во всех ее возможностях и ограничениях и использовать по максимуму.

CNews: В чем отличие российских предприятий ТЭК в области автоматизации бизнеса от зарубежных компаний этой отрасли? Куда расти, куда двигаться? Всегда ли иностранные компании опережают российские предприятия с точки зрения автоматизации бизнеса?

Облегченная миграция с Oracle: как осуществить переход на новую СУБД быстрей и проще
Импортозамещение

Максим Лесниченко: Активная автоматизация ТЭКа на Западе началась в 80-х годах. Отраслевые решения появились в начале 90-х. В России глобальных систем еще не существовало. Зато сейчас западные компании не торопятся переходить на новые релизы решений. Они начинают считать деньги. В России же можно сразу внедрить последнюю версию. Но и здесь есть определенные тормоза. По моим ощущениям, компания проходит 7-8 стадий зрелости управленческих и информационных технологий. Первое пожелание бизнес-подразделений к ИТ - контроль финансовых потоков. Поэтому в первую очередь предприятия внедряют финансово-учетные системы. Второе пожелание – контроль снабжения и сбыта. Образно говоря, это управление входами и выходами. И только потом компании начинают разбираться, что же происходит у них внутри. Отношения с внешней средой, безусловно, должны быть урегулированы, однако качество услуг во многом зависит от организации внутренних процессов. Внутри компании находятся резервы для повышения производительности труда, качества и экономии.